Паспорт урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Апарена Надежда Валерьевна

На уроке обучающиеся ответят на вопросы: 1. Что такое страдательное причастие настоящего времени? 

                                                                           2. Отличительные признаки страдательных причастий настоящего времени

                                                                           3. Страдательные причастия настоящего времени

Ученик научится: называть признаки страдательного причастия настоящего времени;

                           - применять знания и умения в практике правописания

Ученик получит возможность научиться:

                          - определять  отличительные признаки страдательного причастия настоящего времени

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт урока русского языка в 7 классе

Тема урока:

Страдательные причастия настоящего времени

Учитель

Апарена Надежда Валерьевна

Образовательная цель

Формирование языковой культуры личности, развитие теоретического мышления семиклассников, на основе осмысления способов определения причастий настоящего времени

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя лично определение страдательных причастий настоящего времени;

ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение учебных заданий;

ПУД-1: выделяет основные (существенные) признаки понятия, формулирует его определение;

ПУД-2: выделяет основную мысль в тексте, анализирует информацию, делает выводы;

ПУД-3: называет основание для сравнения, классификации, изучаемых явлений;

ПУД-4: переводит информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему, таблицу);

ПУД-5: извлекает информацию из различных источников для решения учебной задачи;

ПУД-6: применяет полученные знания в учебной и обновленной ситуации;

КУД-1: выполняет учебные задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

РУД-1: формулирует учебную задачу урока;

РУД-2: планирует предстоящую деятельность с помощью вопросов;

РУД-3: проводит рефлексию и самооценку решения учебной задачи;

ПР-1: называет отличительные признаки страдательного причастия настоящего времени;

ПР-2: находит страдательные причастия настоящего времени в тексте и обосновывает свой выбор;

ПР-3: сравнивает действительные и страдательные причастия

Программные требования к образовательным результатам раздела «Причастие»

Ученик научится: называть признаки страдательного причастия настоящего времени;

- применять знания и умения в практике правописания

Ученик получит возможность научиться:

- определять  отличительные признаки страдательного причастия настоящего времени

Программное содержание

Отличие страдательного причастия настоящего времени  от действительного, нахождение его в тексте.

Мировоззренческая идея

Страдательные причастия неотъемлемая часть богатства русского языка.

Ценностно-смысловые ориентиры

Познание. Красота родного языка. Речевая культура.

План изучения учебного материала

1. Что такое страдательное причастие настоящего времени?

2. Отличительные признаки страдательных причастий настоящего времени

3. Страдательные причастия настоящего времени

Основные понятия

страдательное причастие, настоящее время причастия

Части речи

Существительные, прилагательные, глагол

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

урок-исследование

Образовательная технология

технология развивающего обучения

Оснащение урока

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык 7 класс. - М.: Просвещение, 2015; мультимедийные средства, рабочая тетрадь, раздаточные дидактические материалы

Мизансцена урока

традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

отсутствует

Домашнее задание

Для всех: §20 упр. 122  По выбору: составьте упражнение по изученной теме, которое можно предложить одноклассникам.

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой на урок: «Кого можно назвать хорошим учеником?» (Того, кто хочет, любит и умеет учиться)

Стоя. Проверяют готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник

Фронтально

Слайд №1

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.)

Задание. Прочитайте эпиграф к уроку: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» Михаил Александрович Шолохов

Вводная беседа:

-Как вы думаете, что хотел сказать М.А. Шолохов данными словами?

-Согласны ли вы с мыслью о том, что в языке спрятаны несметные сокровища? Почему?

-Скажите, ка эти строки эпиграфа могут относиться к нашему уроку?

Вывод: Язык таит в себе много нового, интересного. Именно через язык, речь мы передаем наши мысли. Правильно излагая свои мысли, мы точнее передаем информацию.

Проблемно-познавательное задание: Назовите из данных слов те, которые являются причастиями:

Написанный, крик, прыжок, строящийся, преодолеть, битый, крытый, есть, бегущий, отправляемый, прикрывать, решение, составляемый, решение, переводимый, украшающий.

Объясните свой ответ.

- Выпишите причастия, разделяя их на группы.

Аналитическая беседа:

- Сколько групп у вас получилось? Почему?

- Легко ли вы разделили эти слова? Как вы думаете, почему мы не пришли к единому ответу? Каких знаний у нас не хватает? 

Вывод: мы не знаем, что такое страдательное причастие настоящего времени и как они образуются

Главный вопрос урока

Как определить страдательные причастия настоящего времени?

- О чем же мы будем говорить на уроке?

- Что мы должны знать, чтобы ответить на главный вопрос урока?

- Зачем нам необходимы эти знания? В парах обсудите и запишите свой ответ на эти вопросы

Эталон ответа: страдательные причастия настоящего времени  помогают выделить постоянный признак глагола, что создает точное представление о выполняемом действии

Слайд №2

1 ученик вслух

Фронтально

Слайд №3

Устно, 3 человека.

Письменно в тетради

2-3 ученика

Письменно в тетрадь

3 человека

Тетрадь, письменно,

в парах

3 человека

Слайд №4 (тема урока)

Письменно в тетрадь

ПУД-2

ЛР-2

РУД-1

ЛР-1

КУД-1

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

  1. Что такое страдательное причастие настоящего времени?

Эвристический метод

Задание: определите, чем данные причастия отличаются друг от друга

Рассматриваемый, выращиваемый, расстилающийся, жалящий, едва слышимый, слышащий, видимый, управляемая, встречающий

Аналитическая беседа:

- Объясните значение данных признаков действия?

- Какая морфема помогает нам понять, что перед нами  причастия настоящего времени? (Суффикс)

- Назовите действительные причастия. От основ каких глаголов они образованы? Какие суффиксы помогают увидеть действительные причастия?

- Как основа глагола влияет на образование страдательных причастий настоящего времени? (Время, переходность, вид)

- Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени?

- Как влияет спряжение глагола на написание суффиксов страдательных причастий?

Вывод, обобщение: от основы наст. вр. перех. гл. несов. в. 1 спр. страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов  - ом-, ем-. Если глагол наст. вр. с основой на гласную, то страдательные причастия наст. вр. образуются при помощи суффикса  -ем-. Если основа глагола наст. вр. оканчивается на согл., то при образование страдательных причастий настоящего времени пишем суффикс -ом- .    

               От переходных глаголов несовершенного вида II спр. образование страдательных причастий настоящего времени идёт при помощи суффикса – им-.                              

-Докажите, что вы правильно справились с заданием, образовав страдательные причастия от глаголов скрыть, убеждать

  1. Отличительные признаки страдательных причастий настоящего времени

Исследовательский метод

- Выполните упр.119 учебника (стр.53). Какой вопрос можно задать от страдательного причастия настоящего времени к зависимому слову?

- Что дает нам это знание? Как помогает различить причастия?

Вывод, обобщение: вопросы кем? чем? служат подсказкой при определении страдательных причастий настоящего времени

  1. Страдательные причастия настоящего времени

Исследовательский метод

Задание: работая в парах,  исправьте текст. Запишите предложения в исправленном виде, вспомнив, от каких глагольных форм образуются причастия.

Вывод, обобщение: употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, также важно учитывать, кто производит действие

Слайд №5

Фронтально

Фронтально

Слайд №6

2 человека устно

Слайд№7

Письменно в тетради

3 человека устно

Слайд №8

Работа в парах,

3-4 человека

Слайд №9

ЛР-2

КУД-1

ПУД-3

ПУД-3

ПУД-1

ПУД-2

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Моделирование

- Как определить страдательное причастие настоящего времени? Выстроим  алгоритм действий, используя названные на слайде шаги

Проверка

Эталон ответа: 1. Задайте к слову смысловой вопрос КАКОЙ? 2. Определите, что данное слово образовано от глагола  3.Найдите в данном слове суффикс и убедитесь, что это суффикс причастия. 4. Суффиксы –ом-, - ем-. –им- указывают на страдательное причастие настоящего времени 5. Убедитесь, что от причастия можно задать вопрос КЕМ? ЧЕМ?

Практическое задание: выполнить упр. 121

Проверка (устно)

Аналитическая беседа:

- Что вам помогло выполнить это задание?

Вывод, обобщение: правильно выполнить задание помогает алгоритм

Слайд №10

Слайд №11

2 человека у доски, письменно в тетрадях

Письменно в тетради

3 человека

Выполнили, применяя алгоритм

ПР-1

ПР-2

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Содержательная и личностная рефлексия

- Как мы теперь ответим на главный вопрос урока?

- Что изменилось в ваших ответах?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Где и как мы можем применить эти знания?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Какими же учениками вы были сегодня на уроке? Почему?

Задание: заполните лист самооценки (раздаточные листы)

Сегодня все постарались. Действительно вы проявили себя умелыми и стремящимися к знаниям. Спасибо вам за урок

Фронтально

Самостоятельно

РУД-3

ЛР-1

РУД-3

Приложение 1

Слайдовая презентация

Приложение 2

Раздаточные материалы

Задание исследовательского типа №1

Исправьте текст.

  1. Самолет, сделаемый ребятами, взлетит выше остальных.
  2. Озера Карелии, увидимые туристами, надолго запомнятся им.
  3. Ученики, прочитаемые эту книгу, будут подражать ее героям.

это может быть таблица, что- то объемное, это м.б. иллюстрации, схемы, текст с ошибками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изобразительные возможности причастия"

Урок проводится в конце изучения темы «Причастие. Причастный оборот» и является уроком повторения и закрепления. Тип урока: интегрированный интерактивный урок русского языка и изобразительного искусс...

Урок русского языка в 5 классе "Настоящее время глагола"

Тип урока: закрепление знаний по теме "Глагол", "Настоящее время глагола".  На уроке обеспечивается развитие творческих способностей   и заинтересованности  учащихся  к изучению пр...

паспорт урока русского языка в 6 классе "Имя числительное" с использованием технологии "Учимся вместе"

Паспорт открытого урока руссского языка в 6 классе по теме "Имя числительное", который проведён в рамках самобразования по теме "Технологии организации сотрудничества" и построен на основе технол...

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...

Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").

Разработка урока русского языка  по  теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...

Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...

Урок в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"

Данный урок поможет учителю подготовить нужный материал....