Исследовательские работы учеников
материал по русскому языку

Мартынова Ольга Петровна

Исследовательские работы учеников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Российской Федерации Зозули А.С.

Исследовательская работа

тема: «Роль буквы «ё» в русском языке».

                                                               Автор работы:

                                                               Аникеева Анастасия Сергеевна, 8 класс,

                                                               МБОУ Конзаводская СОШ.

                                                               Руководитель:

                                                               Немтина Светлана Валентиновна,

                                                               учитель русского языка и литературы.

                                                               

2015 г.

Оглавление

    Вступление_______________________________________ _______________3

1. Знакомство с буквой «Ё»_________________________________________4

2. Об истории появления буквы «Ё»__________________________________5

2.1. Введение буквы _______________________________________________5

2.2. Известные сторонники__________________________________________6

3. Проблемы употребления буквы «Ё» в современном русском языке______7

4. Интересные факты______________________________________________10

Заключение______________________________________________________11

Список использованной литературы_________________________________12


Вступление.

   В развитии языка и культуры народа особо велико значение письменности. По нашему мнению, основным этапом её развития является возникновение алфавита.

   Алфавит, который используется в настоящее время в России, окончательно сформировался в 1783 году с «рождением» буквы «Ё». Анализ современной письменности показывает, что эта самая «молодая» буква может исчезнуть. Она исчезает не только из наших тетрадей, но и со страниц газет и книг.

   Буква «Ё» встречается ещё в тринадцати тысячах слов, из них около ста пятидесяти на «Ё» начинаются и около трехсот – заканчиваются. И как же быть со значениями этих слов?

   Поэтому целью нашей работы считаем: доказать необходимость возврата букве «Ё» её прав.

   При этом перед нами встают задачи:

 - Исследовать историю возникновения буквы «Ё» в русском алфавите;

 - Определить проблемы употребления буквы «Ё» в современном русском языке:

а) как часто употребляется буква «Ё»;

б) почему не употребляется буква «Ё»;

 - Провести опрос, в ходе которого выяснить:

а) нужно ли использовать букву «Ё» в письменной речи;

б) почему нельзя забывать о букве «Ё»;

 - Ответить на вопросы: «Почему забывается буква «Ё»?» и «Надо ли сохранить букву «Ё» в русском алфавите?»

   Эта работа – попытка доказать, что если бы все использовали букву «Ё», это бы избавило нас от множества казусных разночтений и курьезных случаев.


  1. Знакомство с буквой.

Ё, ё — 7-я буква русского алфавита. Используется также в некоторых неславянских алфавитах на основе гражданской кириллицы (например, киргизском, монгольском, чувашском и удмуртском). После согласных означает их мягкость (если это возможно) и звук [o]; в прочих случаях — сочетание [jo]. В словах исконно русского происхождения (кроме слов с приставками трёх- и четырёх-) всегда несёт ударение. В редких случаях безударного использования (что возможно только в заимствованиях: кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты, сложных словах: лёссови́дный или словах с приставками трёх- и четырёх-: четырёхча́стный) фонетически тождественна безударным «и», «е», «я» либо имеет побочное ударение, но может отражать особенности написания в языке-источнике.

В русском языке (то есть в русском письме) буква «ё» используется прежде всего в тех позициях, где произношение [(j)o] образовалось из [(j)e], чем и объясняется производная от «е» форма буквы (заимствованная из западных письменностей). В русском письме, в отличие от белорусского, простановка точек над «ё» факультативна (см. правила употребления этой буквы).

В других славянских кириллицах буква «ё» не используется. В украинской и болгарской письменности для обозначения соответствующих звуков пишут «ьо» после согласных и «йо» в других случаях. В сербской письменности (и построенной на её базе македонской) вообще нет особых букв для гласных йотированных и (или) смягчающих предыдущую согласную, так как для различия слогов с мягкой и твёрдой согласной там применяются не разные гласные буквы, а разные согласные, а йот всегда пишется отдельной буквой. В старо- и церковнославянской азбуке аналогичной «ё» буквы нет по причине отсутствия соответствующих сочетаний звуков; русское «ёканье» является распространённой ошибкой при чтении церковнославянского текста.[1]


  1. Об истории появления буквы «Ё».

  1. Введение буквы.

   Образовавшееся в русском произношении сочетание звуков [jo] (и [o] после мягких согласных) долгое время не находило себе никакого выражения на письме. В середине XVIII века для них было введено обозначение в виде букв IO под общей крышечкой, но оно оказалось громоздким и применялось редко. Использовались варианты: знаки о, ьо, iô, ió, ио.

   В 1783 году взамен существующих вариантов была предложена литера «ё», заимствованная из французского, где она имеет иное значение. В печати, однако, она впервые была употреблена только двенадцатью годами позже (в 1795 году). Высказывалось предположение о влиянии шведской азбуки.

   29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой** состоялось одно из первых заседаний недавно созданной Российской академии, на котором присутствовали Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. И. Лепёхин, Я. Б. Княжнин, митрополит Гавриил и др. Обсуждался проект полного толкового славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии 6-томного «Словаря Академии Российской». Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у присутствующих, сможет ли кто-нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесённое ею слово «іолка», спросила: «Правомерно ли изображать один звук двумя буквами?» Заметив, что «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит», Дашкова предложила использовать новую букву «ё» «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матіорый, іолка, іож». Доводы Дашковой показались убедительными, и целесообразность введения новой буквы было предложено оценить члену Академии наук митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу. 18 ноября 1784 года буква «ё» получила официальное признание.

Новаторскую идею княгини поддержал ряд ведущих деятелей культуры того времени, включая Державина, который первым начал использовать «ё» в личной переписке. Первое же печатное издание, в котором встречается буква «ё», — книга Ивана Дмитриева «И мои безделки» (1795), изданная в Московской университетской типографии у Х. Ридигера и Х. А. Клаудия (эта типография, в которой печаталась с 1788 года газета «Московские ведомости», находилась на месте нынешнего здания Центрального телеграфа). Первым словом, отпечатанным с буквой «ё», было «всё», затем «огонёкъ», «пенёкъ», «безсмёртна», «василёчикъ». Первая фамилия («Потёмкинъ») с этой буквой была напечатана в 1798 году у Г. Р. Державина.

   Известной буква «ё» стала благодаря Н. М. Карамзину, в связи с чем он до недавнего времени (пока не была предана широкой огласке изложенная выше история) считался её автором. В 1796 году, в первой книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды», выходившего из той же университетской типографии, с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ». Однако неясно, была ли то собственная идея Карамзина или же инициатива кого-то из сотрудников издательства. Следует отметить, что в научных работах (например, в знаменитой «Истории государства Российского», 1816—29) Карамзин букву «ё» не использовал.

 Интересным фактом является то, что в реформе русской орфографии 1917-1918 годов, состоящей в изменении ряда правил русского правописания, тема «бедной Ёшки» затронута не была.[2]

**Историческая справка

   Екатери́на Рома́новна Да́шкова (17 (28) марта 1743, по другим сведениям 1744, Санкт-Петербург — 4 (16) января 1810, Москва), урождённая Воронцова, в замужестве княгиня Дашкова. Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, участница государственного переворота 1762 года.

  1. Известные сторонники.

Некоторые писатели и поэты публикуют или публиковали свои тексты с обязательным использованием буквы «ё». Среди них — А. И. Солженицын, М. В. Семёнова, Ю. М. Поляков, М. К. Щербаков, С. В. Логинов, М. В. Пожарский. Сторонниками этой буквы в разное время были такие известные лингвисты, как Д. Н. Ушаков, Л. В. Щерба, А. А. Реформатский.


  1. Проблемы употребления буквы «Ё» в современном русском языке.

   Письменный язык - это всегда компромисс, например, между пишущим и читающим, между удобством, скоростью записи и вероятностью ошибки при интерпретации написанного.  Иногда главная задача - безошибочная передача значения. Пример тому - церковнославянский, язык рожденный иным, отличным от нашего мировоззрением, когда знак сливается со значением, а внутреннее не отделимо от внешнего. Любая вольность в написании сакрального текста была недопустима. Особые «священные» слова обозначаются особым надстрочным знаком, в каждом слове явно указано ударение. Труд переписчика был очень тяжел, не случайно перепиской книг как послушанием занимались монахи в монастырях - это был своего рода подвиг. А любая ошибка воспринималась как преступление против истины, как грех (отсюда в современном языке слово «погрешность»). Замена в священном тексте одного слова на другое, пусть и синонимичное, приравнивалась к ереси.

   В современной письменности правильной передаче значения слов также уделяется немалое внимание.  Государственный стандарт России «Правила русской орфографии и пунктуации» гласит: «Буква «Ё» пишется в следующих случаях:

1. когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие узнаем; всё в отличие от все; совершённый (причастие) от совершенный (прилагательное) и т. д.;

2.когда надо указать произношение малоизвестного слова, например, река Олёкма;

3.в специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения».

   Почему же нет необходимости использовать в обязательном порядке алфавит из 33 букв во всех видах русского письма? Это объясняется тем, как происходит процесс чтения. Опытный читатель не читает «по буквам», а схватывает слова целиком. И в подавляющем большинстве случаев употребление «Е» вместо «Ё» не мешает правильно опознавать слово.[3]

   Однако, несмотря на наличие правил и фактической необходимости употребления буквы «Ё» на письме, многие игнорируют «бедную Ёшку». Это приводит к разночтению и возникновению курьёзов.

   Примерами могут служить слова:

  • «БЕРЕТ» - означает

а) головной убор;

б) «брать» в третьем лице, единственном числе.

  • «ОСЕЛ» - означает

а) продвинулся вниз под собственной тяжестью;

б) животное семейства лошадиных, отряда непарнокопытных.

  • «СМЕЛ» - означает

а) храбр

б) собрал веником

  • «НЕБО» - означает

      а) тропосфера планеты Земля;

      б) верхняя часть полости рта, имеющая сводчатую форму.

  • «ПОЛЕТ» - означает

а) пропалывает

б) перемещение в воздухе.

  • «МЕЛ» - означает

а) карбонат кальция;

б) производил сухую уборку;

  • «МЕД» - означает

а) медицинский (сокращённо)

б) продукт жизнедеятельности пчёл;

  • «ТЕМА» - означает

а) предмет обсуждения;

б) имя «Артём» (ласк.)

  • «ЖЕСТОК» - означает

а) причиняет неоправданные страдания;

б) имеет низкий коэффициент упругости;

  • «ЛЕТ» - означает

а) год во множественном числе, родительном падеже;

б) процесс перемещения по воздуху.

   Множество аналогичных примеров я нашла в результатах социологического опроса, который был проведён мной среди учеников 5-ых и 11-ых классов, а так же среди учителей:

1. Как часто вы ставите точки вверху при написании буквы Ё?

а) всегда б) иногда в) никогда

2. Как часто при наборе текста на ПК вы используете букву Ё?

а) всегда б) иногда в) никогда

3. Поддерживаете ли вы мысль о том, что буква Ё должна остаться в русском алфавите?

а) да б) нет в) обоснуйте своё мнение.

   В ходе опроса выяснилось, что у ребят в возрасте от девяти до двенадцати возникают проблемы при прочтении текста, где над буквой «Ё» забывают ставить две точки. Около 90% пятиклассников считают, что использование буквы «Ё» крайне необходимо, и лишь несколько человек полагают, что при письме букву «Ё» можно заменить сочетанием букв «ЙО».

   Подавляющее большинство старшеклассников так же видит необходимость использования буквы «Ё» при письме, но признаются, что проблем с прочтением текста у них не возникает, так как у слов, как правило, не так уж много значений и часто бывает не сложно угадать по контексту.

   Среди взрослых людей чуть больше 50% предпочитают правильное написание буквы «Ё», без искажений, остальные же просто не замечают отсутствия точек над буквой, потому что техника чтения позволяет им не заострять внимание на этом.

   Возможно, для кого-либо подобное разночтение покажется незначительным или непринципиальным, в то время как известны случаи, когда замена буквы «Ё» на «Е» приводила к личным трагедиям, влияла на судьбы людей. В газете «Комсомольская правда» от 1 декабря 2011 года была напечатана статья с заголовком: «Из-за буквы «Ё» в фамилии сыну не отдавали наследство матери».[4] При замене паспорта фамилию матери исказили, вместо Ежиковой она стала Ёжиковой. Мужчине пришлось доказывать в суде, что он сын своей матери. И, к сожалению, это не единственный случай, когда люди страдают из-за того, что исполнители не относятся с должным уважением к букве «Ё».  


  1. Интересные факты:

 - В Ульяновске, родном городе Н. Карамзина, был возведён первый памятник букве «Ё»;

 - Частота встречаемости буквы «Ё» - 1% от текста (на каждую тысячу знаков текста приходится в среднем по десять «ёшек»;[5]

 - Буква «Ё» стоит на «счастливом» седьмом месте в русском алфавите;

 - В русских фамилиях «Ё» встречается в двух случаях из ста;

 - В русском языке насчитывается 12 мужских и 5 женских имён, в полных формах которых присутствует буква «Ё»: Аксён, Артём, Нефёд, Пармён, Пётр, Рёрик, Савёл, Селивёрст, Семён, Фёдор, Ярём, Алёна, Матрёна, Фёкла, Флёна.


Заключение.

       Так актуальна ли эта тема?

   Многим может показаться, что проблема использования буквы «Ё» уже исчерпала себя. Но мы не можем с этим согласиться. Курьёзы и даже личные трагедии, вызванные заменой буквы «Ё» на букву «Е», случаются и в настоящее время. Об этом свидетельствует пример с проблемой получения наследства.

   Почему же забывается буква «Ё»?

 Проанализировав историю «рождения» и жизни «Ёшки», напрашивается вывод о том, что к подобной ситуации нас привел ряд факторов. Во-первых, буквы «Е» и «Ё» очень схожи в написании. Во-вторых, с момента появления буква «Ё» была необязательной на письме.  Это и формирует третий фактор – привычку не ставить две точки над буквой «Е». Ну и наконец, современный ритм жизни не позволяет нам задумываться над такой мелочью, как две крошечные точки, которые, как оказывается, имеют огромное значение и могут влиять на судьбы людей.

   Однако встречаются и противоположные случаи. Некоторые защитники буквы «Ё» настолько захвачены данной проблемой, что готовы пойти на публичные заявления прав самой «молодой» буквы». Так, например, производители майонеза «Провансаль», в названии своего продукта используют букву «Ё».

   Мы  считаем, что употребление буквы «Ё» на письме крайне необходимо. К этому выводу нас привели все вышеперечисленные доводы.

   Хочется жить без недосказанности и недопонимания! Вернем «Ёшке» её права!


Список использованной литературы.

1) Газета «Комсомольская правда» - №72 от 1 декабря 2011.

2) Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина — М.: ЭКСМО, 2006. — ISBN 5-699-18553-4.

3) Пчелов Е. В., Чумаков В. Т. Два века русской буквы Ё: История и словарь — М.: Народное образование, 2000. — ISBN 5-87953-137-6.

4)Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. М.: Просвещение, 1981.

5) http://ru.wikipedia.org/wiki/

6) http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11177/


[1] [Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина — М.: ЭКСМО, 2006. — ISBN 5-699-18553-4х]

[2] [Пчелов Е. В., Чумаков В. Т. Два века русской буквы Ё: История и словарь — М.: Народное образование, 2000. — ISBN 5-87953-137-6.]

[3] [Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. М.: Просвещение, 1981.]

[4] [Газета «Комсомольская правда» - №72 от 1 декабря 2011]

[5] [http://ru.wikipedia.org/wiki/]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученика "Предлог"

Цель исследования:Изучение морфологии русского языкаОбласть исследования:Служебные части речиЗадачи исследования: 1. Выяснить популярность употребления предлогов 2. Попытаться создать...

экспериментально-исследовательские работы учеников по теме "Познай самого себя"

Представленные работы – это  мини-проекты, выполненные учащимися седьмого класса, по измерению  параметров человека. Человеческий организм и его действия также интересны для физики, как и лю...

Исследовательская работа ученика 9Г класс Степаново Андрея. методы решений уравнений

Исследовательская работа ученика 9Г класс Степаново Андрея. методы решений уравнений...

Исследовательская работа ученика 9 класса Степанова Андрея : "Методы решения уравнений высших степеней"

Исследовательская работа ученика 9 класса Степанова Андрея : "Методы решения уравнений высших степеней"...

исследовательская работа ученика 8 класса Гнатовского Влада

исследование воды в р.Ахтуба физическими и химическими методами...

Особенности организации поисково-исследовательской работы учеников в рамках Малой академии наук школьников Крыма «Искатель» (методические рекомендации)

Данная методическая разработка может содействовать оказанию помощи учителям, научным руководителям, работающим по подготовке учащихся к написанию научно-исследовательских работ; определить этапы орган...