Конспект урока русского языка "Подготовка к итоговому собеседованию и ОГЭ"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Наталья Сергеевна Окунева

Урок русского языка по подготовке к итоговому собеседованию и ОГЭ для учащихся 9х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока21.81 КБ
Файл Презентация к уроку788.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс: 9

Тема: Подготовка к ОГЭ

Ведущая технология: технология интегрированного обучения, технология критического мышления.

Ход урока:

Организационный момент. Целеполагание:

Н.С. Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что этот учебный год ответственный: нам придется преодолеть испытания- устное собеседование 12 февраля и ОГЭ по русскому языку 2 июня. В связи с этим, мы проведем урок по подготовке к предстоящим экзаменам.

Н.С.Цель, которую мы сегодня поставим перед собой, определить нетрудно.

Спросить у ребят.

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний с целью подготовки к устному собеседованию.

Н.С. К сегодняшнему уроку русского языка вы получили необычное задание. Какое?

Класс. Перечитать эпизод «Дуэль Печорина и Грушницкого» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и выделить ключевые фразы.

Н.С. На уроках литературы в данный момент мы работаем над романом, поэтому мы привлечем  одну из его глав для подготовки к итоговому собеседованию. Построить монологическое высказывание (описание фотографии), ответить на вопросы – вот примеры заданий на собеседовании, которые мы сегодня отработаем.

Вашему вниманию предлагаю иллюстрацию художника Михаила Врубеля и примерный план описания фотографии, который мы можем использовать на собеседовании.

План описания фотографии:

  1. Общее представление фотографии (что изображено).
  2. Фон (пейзаж, погода, окружающая обстановка).
  3. Передний план (кто изображен, опишите позу, внешний вид, портрет…)
  4. Задний план (опишите, что видите на заднем плане).
  5. Впечатление о  фотографии.

На уроке мы разделились на группы. Группа №1  работает над пунктом 1-2, группа №2 – пункт 3, группа 3 -пункт 4-5. Прошу внимательно слушать друг друга.

Даю вам несколько минут на обдумывание. Вы можете сделать краткие записи. Отвечаем полным ответом, чтобы в итоге у нас получился связный рассказ.

Группа №1.

Н.С. Какой момент эпизода «Дуэль Печорина и Грушницкого» нашел  отражение в иллюстрации М.Врубеля?

Класс: На иллюстрации мы видим развязку дуэли, когда погиб Грушницкий.

Н.С. Какие герои изображены на рисунке?

Класс: Художник изобразил Печорина, Вернера и драгунского капитана.

Н.С. Что мы можем сказать об окружающей  обстановке? Опишите фон.

Класс: Дуэль происходила на краю горы. Мы видим только площадку и горы напротив.

Группа №2

Н.С.: Какой герой изображен на переднем плане. Опишите его в данный момент согласно плану. Начнем с внешнего вида, позы.

Класс: На переднем плане мы видим Печорина. Это молодой человек, офицер. Одет в     военный мундир. Герой стоит вполоборота. Плечи устало опущены. Пистолет выпал из рук.

Н.С. Что можно сказать о лице Печорина? Можно ли сделать вывод о настроении героя?

Класс: Мы видим профиль Печорина. Глаза устремлены туда, где недавно стоял Грушницкий. Во взгляде нет радости, только печаль и пустота.

Группа №3

Н.С. Что мы можем сказать про задний план рисунка?

Класс: На заднем плане мы видим Вернера и драгунского капитана. Они повернулись спиной к Печорину. И также смотрят туда, где недавно еще стоял Грушницкий. Головы их опущены. Это показывает, что они опечалены случившимся.

Н.С. Каковы ваши впечатления о данной иллюстрации?

Класс: Талантливый художник, Врубель верно определил настроение героев, весь трагизм случившегося  и сумел передать это в иллюстрации.

Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации.

Н.С. Надеюсь, что данная работа поможет вам в подготовке к устному собеседованию. Осталось только посмотреть, как работают с описанием картин профессионалы. Обратимся к Лермонтовской энциклопедии и прочитаем описание данной иллюстрации. Помним, что выразительное  чтение текста – первое задание в устном собеседовании.

 ЧИТАЕМ ТЕКСТ (по очереди)

Иллюстрация М.А.Врубеля. Чёрная акварель.1890-1891.

1.Рисунок М.А.Врубеля воскрешает следующие слова романа: "Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах лёгким столбом ещё вился на краю обрыва". 2. На иллюстрации изображены Печорин, доктор Вернер и офицер-секундант. 3. Позы их настолько выразительны, что зритель сразу чувствует драматизм этой молчаливой сцены, который состоит не только в убийстве Грушницкого, но и в страшном одиночестве Печорина. 4. Трагически завершившаяся дуэль явилась лишь одним из актов его вечной драмы, драмы человека, не знающего, куда приложить силы своей глубокой, одарённой натуры.
5. Печорин стоит полуобернувшись, правая рука его, только что выронившая пистолет, устало вытянута вдоль тела, левой рукой он судорожно придерживает саблю.6. В позе его ощущается усталость и расслабленность после только что пережитого напряжения, а в выражении лица – понимание непоправимости случившегося, какое-то недоумение и печальное сознание, что он опять оказался "орудием казни". 7. Кажется, что он ничего не видит вокруг себя. 8. И в то же время в нем чувствуются какие-то скрытые силы, способность перенести осуждение людей и остаться самим собой.  9. Он не уйдет с дуэли сломленным, хотя ему и очень тяжело.
10. Вернер и драгунский капитан, отвернувшись от Печорина, смотрят на место, где только что стоял Грушницкий. 11. Они отвернулись от него, головы их опущены. 12. Возвышенный драматизм сообщает сцене и пейзажный фон, запечатлевший вершины гор "в золотом тумане утра". 13. Отсутствие выписанного фона и деталей придает еще большую выразительность фигурам людей, на которых сосредоточивается ничем не отвлекаемое внимание зрителя.

Н.С.:  Привлечем данный текст для подготовки к тестовой части ОГЭ.

Группа №1 работает над орфографическим анализом.

Укажите верные утверждения.

  1. РАССЕЯЛСЯ – на конце приставки С, так как корень начинается с глухой согласной.
  2. НА ПЛОЩАДКЕ – в существительных 3 склонения в предложном падеже пишется Е
  3. ПРИДЕРЖИВАЕТ – приставка ПРИ – в словах со значением «неполное действие».
  4. СЛОМЛЕННЫМ – в прилагательных с суффиксом –ЕНН- пишется НН.
  5. ОПУЩЕНЫ – в кратких прилагательных пишу столько же Н, сколько и в полных.
  6. НЕ ОТВЛЕКАЕМОЕ (ничем внимание) – причастие с зависимым словом пишется раздельно с НЕ.

Группа №2 работает над синтаксическим и пунктуационным анализом.

Укажите верные утверждения.

  1. Предложение №3 сложноподчиненное с параллельным подчинением придаточных.
  2. Предложение №4 – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
  3. В предложении №5 четыре грамматические основы.
  4. В предложении №6 одна из частей представляет собой неполное предложение.
  5. В предложении № 12 грамматическая основа драматизм сообщает.

Группа № 3 напомнит нам о том, что такое лексический анализ, поработает над художественными средствами.

Найдите в тексте синонимы к словам СУДОРОЖНО (предложение 5) и СОСРЕДОТОЧИВАЕТСЯ  (предложение 13)

Найдите в тексте антонимы к словам УСТАЛОСТЬ (предложение 6) и ВЕЧНОЙ (предложение 4)

В предложении 1-3 найдите СРАВНЕНИЕ и ЭПИТЕТ.

Подготовка к сочинению в формате ОГЭ. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Н.С. А теперь обратимся к домашнему заданию. Вам предстоит написать сочинение в формате ОГЭ. Вы можете выбрать тему 9.2. или 9.3. Мы уже имеем опыт написания этой работы и план вам знаком.

Сочинение 9.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения: «Позы их настолько выразительны, что зритель сразу чувствует драматизм этой молчаливой сцены, который состоит не только в убийстве Грушницкого, но и в страшном одиночестве Печорина».

Сочинение 9.3. Как Вы понимаете значение выражения ПОТРЯСЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что чувствует потрясенный человек?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Н.С. Обсудим тему 9.2. Попробуйте сформулировать тезис.

Класс: Мастерство художника позволило так изобразить героев романа в эпизоде «Дуль», что мы можем почувствовать, что произошло непоправимое и как одинок в Печорин.

Н.С. Какое определение выражения ПОТРЯСЕНИЕ вы можете предложить?

Класс: Потрясение – сильное волнение, глубокое переживание.

Обсудить доказательства.

Домашнее задание: написать сочинение.

Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ И ЭКЗАМЕНУ В ФОРМАТЕ ОГЭ.

Слайд 2

М.Врубель. Иллюстрация «Дуэль». Чёрная акварель.1890-1891 .

Слайд 3

План описания фотографии: Общее представление фотографии (что изображено). Фон (пейзаж, погода, окружающая обстановка). Передний план (кто изображен, опишите позу, внешний вид, портрет…) Задний план (опишите, что видите на заднем плане). Впечатление о фотографии.

Слайд 4

Группа №1. Орфографический анализ. Укажите верные утверждения. РАССЕЯЛСЯ – на конце приставки С, так как корень начинается с глухой согласной. НА ПЛОЩАДКЕ – в существительных 3 склонения в предложном падеже пишется Е ПРИДЕРЖИВАЕТ – приставка ПРИ – в словах со значением «неполное действие». СЛОМЛЕННЫМ – в прилагательных с суффиксом –ЕНН- пишется НН. ОПУЩЕНЫ – в кратких прилагательных пишу столько же Н, сколько и в полных. НЕ ОТВЛЕКАЕМОЕ (ничем внимание) – причастие с зависимым словом пишется раздельно с НЕ.

Слайд 5

Группа №2. Синтаксический анализ. Укажите верные утверждения. Предложение №3 сложноподчиненное с параллельным подчинением придаточных. Предложение №4 – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. В предложении №5 четыре грамматические основы. В предложении №6 одна из частей представляет собой неполное предложение. В предложении № 12 грамматическая основа драматизм сообщает .

Слайд 6

Группа №3. Лексический анализ. Художественные средства. Найдите в тексте синонимы к словам НЕРВНО (предложение 5) и КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ (предложение 13) Найдите в тексте антонимы к словам БОДРОСТЬ (предложение 6) и ВРЕМЕННОЙ (предложение 4) В предложении 1-3 найдите СРАВНЕНИЕ и ЭПИТЕТ.

Слайд 7

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ. Сочинение 9.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения: «Позы их настолько выразительны, что зритель сразу чувствует драматизм этой молчаливой сцены, который состоит не только в убийстве Грушницкого, но и в страшном одиночестве Печорина». Сочинение 9.3 . Как Вы понимаете значение выражения ПОТРЯСЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что чувствует потрясенный человек?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока по алгебре для итогового повторения в 9 классе по теме "Решение уравнений"

На данном уроке учащиеся систематизируют и обобщают знания по различным видам уравнений и способам их решения. В ходе урока учащимся показываются не только правильные решения уравнений, но и подсказки...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Технологическая карта урока русского языка "Монолог.Итоговое собеседование". 9 класс

Готовимся к итоговому собеседованию: разбираем монолог....

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...