Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Демчук Екатерина Юрьевна

Урок русского языка, 8 класс, "Однородные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_klass.pptx646.16 КБ
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_8_klass.docx28.5 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык… Константин Паустовский

Слайд 2

Однородные члены предложения

Слайд 3

Цели урока Вспомнить… Узнать… Научиться…

Слайд 4

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…

Слайд 5

1) какие члены предложения могут быть однородными? 2) в текстах каких стилей мы можем встретить однородные члены предложения?

Слайд 6

1) Магний и железо необходимы растению для образования хлорофилла. 2) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит . (А.С. Пушкин) 3) Из объявления: Выполним ремонт быстро и качественно. 4) Привет! Сегодня после школы мы сначала пойдём домой, а потом поедем в кино. 5) Мы ведём репортаж с открытия выставки. Посетители могут увидеть здесь национальные костюмы, вышивку, изделия из металла, разные украшения .

Слайд 7

1) Магний и железо необходимы растению для образования хлорофилла . (научный стиль) 2) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит . (А.С. Пушкин ) (художеств. стиль)

Слайд 8

3) Из объявления: Выполним ремонт быстро и качественно . ( офиц .-дел . стиль ) 4) Привет! Сегодня после школы мы сначала пойдём домой, а потом поедем в кино. (разговорный стиль)

Слайд 9

5) Мы ведём репортаж с открытия выставки. Посетители могут увидеть здесь национальные костюмы, вышивку, изделия из металла, разные украшения . ( публиц . стиль)

Слайд 10

Вывод: Все члены предложения могут быть однородными. Однородные члены предложения встречаются во всех стилях языка.

Слайд 11

Герой умен,находчив , наблюдательный . Верно: Герой умен,находчив , наблюдателен.

Слайд 12

1 группа : А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу. 2 группа: Несколько человек пытались решить и задумались над задачей. 3 группа: Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах.

Слайд 13

ВЕРНО! 1 группа : А.С. Пушкин писал стихи и прозу. 2 группа: Несколько человек пытались решить задачу и задумались над ней. 3 группа: Я люблю играть в футбол, баскетбол и кататься на лыжах.

Слайд 14

Эталон для самопроверки: 1 . Д 2 . Б 3 . А 4 . В 5 . Г нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3»

Слайд 15

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык…

Слайд 16

Спасибо за урок!

Слайд 17

1. Уверен в своих знаниях по теме урока . 2. Нужно повторить некоторые правила . 3. Понял, что плохо усвоил тему.



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе по теме

«Однородные члены предложения»

Дата проведения: 10.12.2021

Цели урока: расширить знания учащихся об однородных членах предложения; учить находить однородные члены в предложении; продолжить работу по формированию умения ставить знаки препинания при однородных членах.

УУД:

Предметные: 

- опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;

- соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения.

Метапредметные:

- умение ставить и формулировать новые учебные задачи, развивающие познавательную деятельность учащихся;

- развивать навыки исследовательской деятельности, формулировать, аргументировать собственное мнение;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности;

Личностные:

- формировать основы саморазвития, навыки приобретения личного опыта;

- способствовать формированию навыков самостоятельной работы, поиск путей решения различных учебных задач;

- стимулировать учащихся к самооценке, самоанализу.

Регулятивные:

- целеполагание, умение взаимодействовать в УД; 

- включение в организацию учебной деятельности;

- контроль, оценка.

Коммуникативные: 

-ориентированность на сотрудничество, взаимодействие;

- умение создавать собственное высказывание, аргументировать свой ответ.

Автор учебника: М.М. Разумовская

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, проектор, раздаточный материал.

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я бы хотела начать со слов известного русского писателя – Константина Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (слайд 1).

- Согласны ли вы с данным высказыванием? Аргументируйте свой ответ (ответы учащихся). Молодцы, всё верно!

2. Проблемная ситуация, вхождение в тему урока.

- И то, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, тоже подтверждает главную мысль этого высказывания. А чтобы определить тему нашего урока, вновь обратимся к данной фразе.  В чём её особенность с синтаксической и пунктуационной точек зрения? (предположения уч-ся).

- Давайте выполним синтаксический разбор этого предложения (выполняют на специальных карточках). Чем осложнено предложение? (однородными определениями).

3. Целеполагание.

- Давайте определим тему урока. (слайд 2)

- Какие цели для себя мы поставим на уроке? Помогут нам в этом три волшебных глагола.

Цели урока (Слайд 3):

−  вспомнить…

− узнать…

− научиться…

4. Актуализация знаний.

- Как Вы думаете, все ли Вы знаете об ОЧП? Давайте вспомним, что мы уже знаем по данной теме. В этом нам поможет «Шкатулка знаний». Вы по очереди достаёте вопрос из шкатулки и отвечаете на него. При затруднении адресуйте вопрос классу. Для аргументации ответа опирайтесь на высказывание, с которого мы начали наш урок.

Вопросы:

1. Однородные ЧП относятся к одному и тому же члену предложения или к разным?

2.  Отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?
3. Выполняют одинаковую синтаксическую функцию, т.е. являются одинаковыми ЧП или нет?
4. Равноправны ОЧП по отношению друг к другу и соединены сочинительной связью или нет?

5. С какой интонацией они произносятся?

6. Как на письме разделяются ОЧП?

(если ответят, что запятой, то спросить: а всегда ли запятой?)

7. Для чего нужны ЧП? Какова их роль? (помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности).

- Если у вас возникли затруднения при ответе на вопросы, куда вы можете обратиться? Правильно, к учебнику. Откройте стр. 116-117 и  прочитайте самостоятельно теоретическую часть. Нашли ли вы ответы на вопросы, которые вызвали затруднение?

5. Закрепление изученного материала. Наблюдение за языковым материалом.

1) Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Однородные ЧП». А теперь понаблюдаем за следующими предложениями (слайд 4) и ответим ещё на 2 вопроса: 1) какие ЧП могут быть однородными? 2) в текстах каких стилей мы можем встретить ОЧП?

Запишите предложения, найдите в них ОЧП, к какому стилю мы отнесём каждое из предложений?

1) Магний и железо необходимы растению для образования хлорофилла (подлежащие, научный стиль).

2) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. (А.С. Пушкин) (определения, худ.стиль)

3) Из объявления: Выполним ремонт быстро и качественно (обстоятельства, офиц.-дел. стиль)

4) Мы ведём репортаж с открытия выставки. Посетители могут увидеть здесь национальные костюмы, вышивку, изделия из металла, разные украшения. (дополнения, публиц. стиль)

5) Привет! Сегодня после школы мы сначала пойдём домой, а потом поедем в кино (сказуемые, разговорный стиль)

Какой вывод мы можем сделать из данного наблюдения?

Вывод: ОЧП могут быть все 5 ЧП, ОЧП встречаются во всех 5 стилях языка.

Продолжим работать с ОЧП.

2) Выполним упр. 192 – перепишите данные предложения (работа в группах: 3 предложения, 3 группы). Найдите и подчеркните в них ОЧП, составьте схемы предложений.

3) Ребята, посмотрите на следующее предложение, что с ним не так?

Герой умен, находчив, наблюдательный.

Правильно, здесь мы видим одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах. Это нарушение – грамматическая ошибка. Давайте попробуем исправить ошибку:

Герой умен, находчив, наблюдателен.

При неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.

Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

Верно: Герой умен, находчив, наблюдателен.

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

Верно: В комнате стоялая разная мебель: столы, стулья, шкаф.

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

Верно: Я люблю сочинять стихи и читать.

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).

Верно: Поэт знакомится с фольклором и внимательно изучает его.

Давайте исправим ошибки в следующих предложениях:

1 группа - А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу.

2 группа - Несколько человек пытались решить и задумались над задачей.

3 группа - Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах.

ИЛИ

Одна ученица написала небольшое сочинение. Прочитайте его. Что вам не понравилось? (В предложениях с однородными членами допущены грамматические  ошибки). Поработайте в парах и исправьте ошибки.

Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне. Буран, сон  Гринёва у Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой  учит нас быть честными и преданности. Все произведения и стихи А.С.Пушкина мне очень  нравятся.

Проверим:

Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательна. Это произведение заинтересовало меня и понравилось. Буран, сон  Гринёва в повести Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой  учит нас быть честными и преданными. Все произведения А.С.Пушкина мне очень  нравятся.

Где нам может понадобиться умение видеть грамматические ошибки и исправлять их?

4) Творческое задание: дополните рассказ, используя подходящие по смыслу слова.

Мой день начинается рано. В шесть  часов  утра  я  о, о, о, о и о. Утром обычно  иду пешком,  это очень освежает. В восемь часов начинаются занятия. Уроки  о, о, о, о, о проходят быстро. После уроков о и о идём  на лыжах в лес. Кругом всё покрыто снегом: и о, и о, и о.

Мы возвращаемся домой отдохнувшими, а потом готовим уроки. Вечером я или о, или о.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 - В группах вы поработали хорошо, молодцы! А теперь давайте проверим, насколько хорошо каждый из вас  усвоил тему урока.

Установите соответствие:

 1. однородные подлежащие

 2. однородные сказуемые

 3. однородные дополнения

 4. однородные определения

 5. однородные обстоятельства

а) Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.

 б) Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы

 в) Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья.

 г) Тонкий дождь сеялся и в саду, и в лесу, и в поле

 д) Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.

Ответы:

 1. однородные подлежащие -Д

 2. однородные сказуемые - Б

 3. однородные дополнения -А

 4. однородные определения - Б

 5. однородные обстоятельства - Г

Если у вас все правильно, поставьте себе 5, если один ответ неправильный – 4, если было допущено две ошибки – 3, больше – 2. Поднимите руку, кто выполнил все верно. У кого одна ошибка? Две ошибки? Если вы выполнили все верно – молодцы! Если у вас что-то не получилось, не расстраивайтесь! У вас еще все впереди, надо лишь немного постараться.

7. Рефлексия

  • Какую цель ставили?
  • Удалось ли её решить?
  • Какие получили результаты?

8. Домашнее задание: пар. 30,  упр. на выбор: 193 или 194. Задание на дополнительную оценку: найти в тексте по литературе, который мы сейчас изучаем, 5 предложений с однородными членами и выписать их в тетрадь.

9. Итог урока: Ребята, спасибо за урок! Надеюсь, вы сегодня много вспомнили, открыли для себя новые знания. Напоследок я бы хотела Вам подарить на память брошюрки, посвященные ОЧП. Они пригодятся в дальнейшей работе по данной теме, а также послужат хорошим помощником при подготовке к экзамену по русскому языку.

А уходя с урока, поставьте, пожалуйста, полученные перед уроком восклицательные знаки напротив той фразы на доске, которая характеризует ваш личный итог урока:

1. Уверен в своих знаниях по теме урока.

2. Нужно повторить некоторые правила.

3. Понял, что плохо усвоил тему.

До свидания!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 8 классе

по теме «Однородные члены предложения»

Урок был построен по технологии системно-деятельностного подхода.

Перед началом занятия класс был разделен на группы при помощи разноцветных жетонов, эти жетоны были использованы учащимися в конце урока для оценки своей работы на занятии.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, в том числе и исследовательского характера. Использовались инновационные  исследовательские технологии и  ИКТ. Применение мультимедийного оборудования на протяжении урока позволило акцентировать внимание учащихся на значимых моментах изучаемой темы и создать наглядные эффектные образы. А также помогло при проверке своих возможностей.                

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой.

 Так как ученики были разделены на группы, то на протяжении всего урока они работали в группах, но при этом чередовались и другие виды деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа.

При подготовке к уроку учитывались возрастные особенности учащихся,  на протяжении занятия давалась положительная оценка их деятельности, подбадривание, что стимулировало ребят и повышало их активность на уроке, выстраивались доброжелательные отношения.

Этапы урока соответствуют требованиям ФГОС.

1 этап.  Мотивация к учебной деятельности, осознанное вхождение в пространство учебной деятельности на уроке.

Цель данного этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Поэтому были использованы такие приёмы работы, которые позволили создать условия для возникновения внутренней потребности включиться в деятельность (добрые пожелания учителя ученикам), высказать своё мнение.

2 этап. Проблемная ситуация, в которую попадают ученики, и дальнейшее целеполагание и актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности, постановка учебных задач, установление тематических рамок учебной деятельности, актуализация требований к ученику (призыв проверить, что мы знаем об однородных членах предложения).

Вначале была создана проблемная ситуация. Дано было задание: определить особенность предложения с синтаксической точки зрения. Эта ситуация вызывает затруднение. И чтобы выйти из него, учащиеся выполняют синтаксический разбор предложения, что позволяет  ответить на вопрос и определить, что предложение осложнено однородными членами предложения.

Данное задание позволило выйти на тему урока, определить её. Также учениками были поставлены цели работы на занятии.

Далее повторяются имеющиеся знания, необходимые для изучения нового материала, то есть сведения по теме «Однородные члены предложения», при помощи «Шкатулки знаний». К доске были приглашены представители от каждой группы. Они доставали вопросы из шкатулки, зачитывали их классу. Ответы на данные вопросы позволили актуализировать знания по теме урока.

3 этап. Наблюдение за языковым материалом, открытие нового знания.  

Данный этап состоит из нескольких обязательных структурных элементов:

Первичное закрепление.

Цель этапа: пробудить к мыслительной деятельности, усвоить новые способы действия при решении типовых заданий.

На данном этапе учащиеся столкнулись с еще двумя вопросами по теме урока: 1) какие ЧП могут быть однородными? 2) в текстах каких стилей мы можем встретить ОЧП?

Далее ученикам было предложено задание:  поработать с предложениями (записать их, найти и подчеркнуть ОЧП, устно определить, к какому стилю речи относится каждое из предложений), подводящее к самостоятельному открытию нового знания: все члены предложения могут быть однородными; однородные члены предложения встречаются во всех стилях языка.

Затем  обучающиеся выполняли в группах задание редакторского характера. Ребята познакомились с типичными грамматическими ошибками в предложениях с однородными ЧП и выступили в роли редакторов: им было предложено исправить ошибки в предложениях, чтобы в дальнейшем самим не допускать подобные ошибки.

*Далее ученики выполнили тренировочное задание творческого характера. На данном этапе каждая группа распространила предложенный текст однородными членами предложениями.

* Для того, чтобы проверить, насколько хорошо была усвоена тема урока, группы подготовили по одному вопросу для представителей других групп.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 

Цель: применение нового знание в типовых заданиях.

На этом этапе использовалась только индивидуальная форма работы. Обучающиеся самостоятельно выполняли небольшую по объему работу, содержащую  задания нового типа: установить соответствие, вписать напротив каждой цифры соответствующую букву.

При самопроверке,  пошагово сравнивая свою работу с эталоном, обучающиеся отмечали,  всё ли они поняли, вспомнили. Каждый самостоятельно находил свои ошибки, выявлял причину этих ошибок, исправлял их  и проверял правильность этих исправлений. После проверки ученики выставили себе отметки.

4 этап.  Результат. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

Цель: самооценка результатов учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Ребята вспомнили поставленную цель урока, ответили, что цель была достигнута, самостоятельно подвели итоги урока.

Ученики вновь вернулись к высказыванию, с которого был начат урок.

Затем были определены задания для самоподготовки: домашнее задание с элементами выбора, творчества. Здесь прослеживается выход на метапредметные связи, так как ученикам предложено поработать с литературными текстами.

Уходя с урока, учащиеся оценили свою работу на уроке в целом, поставив жетоны с восклицательным знаком напротив фразы, определяющей их работу на уроке, понимание темы.

В результате активность обучающихся на всех этапах урока  прослеживалась высокая, основной материал усвоен  в  достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное  отношение  к совместной познавательной деятельности). Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Я считаю,  проведенный урок показал активную деятельность не учителя, а учеников. Моя задача как учителя состояла в следующем – организовать работу таким образом, чтобы обучающиеся сами находили решения ключевых проблем урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Именно на таких уроках реализуется главный принцип ФГОС – научить учиться. Считаю, что поставленные цели и задачи на уроке были реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....