Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка урока по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_uroka.docx92.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого  урока

русского  языка

1219771803_shokola-1

Тема:        «Имена существительные

собственные  и  нарицательные»

5  класс

Учитель  Жумагалиева А.К.

Back to school (20)

Форма-путешествие

Тип урока-комбинированный

Цели:

- расширить знания о существительном как о части речи;

- развивать творческие способности обучающихся,  общеучебные умения и навыки;

- воспитывать любовь к родному языку, истории, родине, интерес к слову.

Задачи:

- познакомить учащихся с новыми понятиями: имя собственное – имя нарицательное;

- обратить внимание на правописание имен собственных.

Средства обучения:

- ноутбук (с целью показа наиболее актуальных слайдов при изучении темы);

- информационный материал

Ход  урока:

I. Организационный момент. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Прием организации ситуации успеха.  Методика «Настроение»

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

 -Давайте вспомним правила путешествия: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать и писать. А самое главное – вы должны участвовать в выполнении заданий.

    Чтобы узнать новое, необходимо повторить  пройденное.

II.Актуализация знаний

1-я станция, которая нас ожидает, называется «Проверяйка» 

– А теперь – блиц -турнир.  У каждого на столах лежат сигнальные карточки-цветочки двух цветов: красного – «да», зелёного – «нет». Я задаю вопросы, вы должны быстро ответить, подняв нужную карточку.

Итак, начали.

1.Имя существительное относится к служебным частям речи (нет)

2.Имя существительное – самостоятельная часть речи (да)

3.Имя существительное обозначает признак предмета (нет)

4. Имя существительное обозначает предмет(да)

5. Имя существительное  отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? как? (нет)

6. Имя существительное   отвечает на вопросы кто? что? (да)

7. Имя существительное  в предложении обычно является подлежащим и дополнением (да)

8. Имя существительное      может относиться к мужскому, женскому и среднему роду (да)

9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (нет)

10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (да)

Итог по проверке.

– Всё ли вы знаете об имени существительном?
– Вот это мы сейчас и выясним.

Итак, сегодня мы  закрепим знания,  полученные по данной теме в начальной школе и откроем ещё один из секретов написания имён существительных,  отработаем навыки написания  имен существительных собственных и нарицательных.
Ш. Постановка темы урока и сообщение целей

- перед вами шифровки .  Расшифруйте их. Это будет  тема нашего  урока (Имена существительные собственные и нарицательные) – шифровки  по рядам

I ряд

1

10

12

3

9

7

8

13

15

18

20

14

2

19

6

17

5

16

11

4

и

с

в

е

е

у

щ

и

е

н

е

т

м

ы

с

ь

а

л

т

н

II ряд

19

2

18

7

3

15

20

5

21

11

13

14

4

25

23

17

8

10

12

22

1

16

9

24

6

т

о

а

е

б

р

е

т

л

е

н

а

с

е

н

ц

н

ы

и

ь

с

и

н

ы

в

-Итак,  тема нашего урока «Имена существительные собственные и нарицательные.

– Убираем карточки в конверты, открываем тетради, записываем  число,  тему  урока «Имена существительные собственные и нарицательные».

IV. Знакомство с новым материалом

Поэтому следующая станция «Наблюдайка»

Слайд 15.

-Обратите внимание на экран.

Все ли вам понятно ?  (Имя мальчика, клика собаки, название города, государства  нужно писать с большой буквы)

Это имена собственные.

-Почему они так называются? (важные, значительные сами по себе) Собственное – это моё

У человека это имя, фамилия, отчество.

У животных – клички.

У города, реки, деревни, страны – название.

Это могут быть имена, отчества, фамилии человека, клички животных, названия рек, озер, городов, книг…

Слайд 16-19

- В левом столбике у нас существительные нарицательные, они нарицают, т.е. называют однородные, похожие предметы, множество)

Однородные предметы – это нарицательные существительные, а

Слайд 21 -22

Слайд 23 «Кто это? Что это?

-Что вы видите на экране? ( фамилии писателей , названия городов, клички животных,  фамилии композиторов,  название рек, марки машин, названия сказок).

-Как называются эти слова?  (собственные существительные).

-Какова особенность их написания? (все они пишутся с большой буквы)

Слайд 24.

- Обратите внимание на экран.  

-1.Марки машин

2.Названия духов, конфет, магазинов…

3.Названия газет, журналов и

  литературных  произведений заключаются в кавычки

Физминутка

_Устали?  Давайте отдохнем!

Работа с учебником. Чтение правила

Работа со словарем. Запись в словарь трудных слов   Великая Отечественная война

V.Закрепление

Упражнение 483. Чтение текста ученицей Ж. Катей

-так почему Великая Отечественная война пишется с большой буквы?

Мы подъехали к следующей станции  «Помогайка» слайд 28

1.Расставьте,  где нужно,  кавычки. (1 ученик за доской)

Проверка

- Объясни постановку кавычек.

2.Следующее задание «Собери пару» Слайд 29

Выполняем это задание по цепочке

3. Слайд 30 Работа в парах «Лови ошибку» (самостоятельно)

- Найдите ошибку и исправьте ее.

Проверка  Слайд 31

- кто справился с заданием, поднимите руки?

Молодцы!

4. Работа с текстом.

- внимание на текст.

(Слайд с текстом) 34

Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю
земли
Лучше той, что меня
растила
Синих рек рукава, 
В небе синь-синева,
И
светла от берез Россия.

И.Шаферан

Мысленно ознакомьтесь с ним. (Учащиеся читают текст самостоятельно). 
– А теперь прочитаем выразительно.
(Один ученик читает выразительно вслух)
– О чем этот текст?
 (Этот текст  о  России…). Какова его тема?
–  Как можно озаглавить? 
– Как вы считаете: удачно ли предложены названия?
– Итак, тема – Россия. Мысленно представьте себе картины Родины.

Слайд березы 35

Наверное, получилось что-то похожее на любительское фото. Это чудо техники.  Поэт творит подобное словами. Внимательно вчитайтесь в строчки. Какие художественные средства помогли автору создать поэтический образ Родины  в этом стихотворении?
(В процессе анализа поэтических строк учащиеся называют  метафору – синих рек рукава –; однокоренные слова – синь-синева –; эпитет – светла Россия .)
–  Запишите в тетрадь.
– Найдите в тексте однокоренные слова, запишите их в тетрадь, обозначьте морфемы. Определите способ образования слова
СИНЕВА.
– Запишите в тетрадь и объясните правописание выделенных орфограмм.
Какую орфограмму нужно знать, чтобы правильно написать название нашего государства
? (Орфограмму  прописную букву).
– Что нужно знать об имени существительном, чтобы не ошибиться в написании начальной буквы?
– Запишите с красной строки через запятую
 синонимы – имена существительные нарицательные и собственные.

Слайд 36

– Почему слова страна, государство, держава мы пишем со строчной буквы? 
-Следующая станция «Думайка»

По очереди выбираем правильный ответ с обоснованием и записываем его в тетрадь..

VI.Итог урока

-Ответьте на вопросы слайда.

Имена собственные –это наша история, история народа. И узнавать историю слов очень интересно.

-А что значит ваше имя, фамилия? Что знаете вы о человеке, чье имя носит улица, на которой живете? О многом может рассказать слово.

VII.Домашнее задание

Узнайте происхождение своего имени, расскажите о нем.

VIII.Оценивание учащихся

IX. Рефлексия Слайд 51

- Ребята. Я вас попрошу  по очереди  высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из  экрана :

сегодня я узнал (а) …

было интересно…

было трудно…

я выполнял (а) задания…

я понял (а), что…

теперь я могу…

я почувствовал (а), что…

я приобрел (а)…

я научился (научилась)…

у меня получилось …

я смог(ла)…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

-Урок окончен. Спасибо за внимание!

X. Резерв.

Следующее задание вам придется делать самостоятельно. Слайд 32

Составьте и запишите предложения со следующими словами.

Поверка Слайд 33

-Кто справился с заданием?

-вы любите смотреть мультфильмы? Посмотрите на экран. Как называется этот мультфильм? Почему название заключено в кавычки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...