О чем расскажет фразеологизм
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Хусяинова Зухря Салеховна
ØЧасто в жизни нам приходится слышать интересные выражения, которые называются
ØЧтобы понять, что они обозначают и когда их нужно употреблять, мы решили провести расследование

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О чем расскажет фразеологизм? Путешествие в мир интересного Тема исследования:

Слайд 2

Часто в жизни нам приходится слышать интересные выражения, которые называются Чтобы понять, что они обозначают и когда их нужно употреблять, мы решили провести расследование Что мы хотим выяснить? фразеологизмами

Слайд 3

Мы думаем, что история происхождения некоторых фразеологизмов весьма интересна и заслуживает внимания . Наше предположение:

Слайд 4

Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа? Откуда пришли фразеологизмы? Какова роль фразеологизмов в языке? Вопросы, на которые нужно найти ответы: ?

Слайд 5

: Познакомиться с разнообразными фразеологизмами, показать их особенности. Проанализировать словари, справочники, научную литературу. - Показать значение фразеологизмов в речи человека. Уметь проводить наблюдение. Находить полезную информацию. Учиться делать выводы.. Чтобы ответить на вопросы, мы должны:

Слайд 6

Анализ словарей, справочников, научной литературы. Исследование фразеологизмов. Определение места фразеологического словаря среди других словарей. Этапы работы

Слайд 7

Что же мы узнали? столяр портной топорная работа ни сучка ни задоринки разделать под орех снять стружку трещать по швам шито белыми нитками Кузнец доводить до белогл каления между молотом и наковальней Многие ремесла оставили свой след в русской фразеологии:

Слайд 8

Сапожник Скорняк два сапога пара на одну колодку небо с овчинку показалось овчинка выделки не стоит Повар моряк Железнодорожник сесть на мель бросить якорь ждать у моря погоды калачом не заманишь заварить кашу толочь воду в ступе попасть как кур в ощип ставить в тупик зеленая улица на всех парах

Слайд 9

Многие фразеологизмы связаны с историей нашего народа Стоит в Кремле Теремной дворец. Красивый – как из сказки. Вот из этого-то сказочного дворца и пошла поговорка. Есть в том дворце окно, не простое, а с названием – Челобитное. В старину из него спускали специальный ящик, куда можно было положить просьбу или жалобу, который затем передавали царю Алексею Михайловичу. Положить-то можно было, да ответа до-о-лго ждать приходилось. Ящика давно уже нет, а поговорка осталась. Положить дело в долгий ящик

Слайд 10

Жил-был царь, по прозвищу Грозный, которое получил он за жестокий нрав. И были у царя слуги – опричники, которых он очень любил. Царь поощрял все их безобразные выходки, и опричники, пользуясь безнаказанностью, всячески притесняли народ. Митрополит Московский и всея Руси Филипп писал Ивану Грозному письма с просьбой урезонить и распустить опричнину. Но царь смеялся над почтенным митрополитом, презрительно называя его письма «Филькиными грамотами». С тех пор так называют бумагу, не имеющую никакой силы. Филькина грамота

Слайд 11

Это значит – очень далеко. Древнюю Москву окружали болота, которые назывались «кулички». В древности эти самые кулички считались пропащим местом, где водилась нечистая сила. Разрасталась Москва. Люди осушали болота, гнали нечистую силу, на месте болот появились дома и храмы. И вот уже только в названиях сохранился «болотный дух»: церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Рождества богородицы на Кулишках. С тех пор москвичи, собираясь к родственникам, живущим на окраинах, ворчали: «Ну и даль! Прямо у черта на куличках!» У черта на куличках

Слайд 12

Русичи – древнейшие предки русских – чтили среди своих богов главного бога – бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели – четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху; считалось, что он должен охотно выполнять просьбы в свой день – четверг. А так как эти просьбы часто оставались тщетными, то эта поговорка стала применяться ко всему несбыточному, что неизвестно когда исполнится. Мы выяснили: Фразеологизмы имеют русское и нерусское происхождение После дождичка в четверг

Слайд 13

Некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение и дал им деньги – таланты. Одному пять, другому три, а третьему один. Первые два пустили деньги в оборот и нажили на них проценты. А третий сохранил свой талант, зарыв его в землю. Когда хозяин вернулся, первые два раба вернули ему деньги вдвойне. Третий вырыл свой талант и отдал хозяину, но тот осудил его за то, что он не получил прибыли. (из древнегреческой мифологии) Зарывать талант в землю

Слайд 14

фразеологизмы Наши выводы имеют образный характер отражают разные стороны нашей жизни помогают понять историю и характер русского народа бывают исконно русские и заимствованные делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее

Слайд 15

Изучение фразеологии имеет особое значение для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры, формирования образности речи. Работа с фразеологизмами пробуждает интерес к русскому языку, к живому слову. Хочется «взглянуть на предметы зорким глазом народа и выразиться его метким словом». В результате исследования мы выяснили:

Слайд 16

Где мы все узнали: Введенская Л. А. «Русское слово» М.: Знание, 1994; Кожин А. Н. «О культуре речи» М.: Знание, 1981; Скворцов Л. И. «Язык, общение и культура» М.: Просвещение, 1994; «Фразеологический словарь русского литературного языка» А.И.Федоров, издательство Астрель. Литература: Информационные ресурсы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы Хусяинова З.С. Учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит) В России свой вклад в развитие идеи РКМ внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. И др. Идея РКМ: освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие

Слайд 3

Что такое критическое мышление? (по Д.Клустеру) Самостоятельное мышление Информация является отправным, а не конечным пунктом Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить Стремится к убедительной аргументации Социальное мышление: всякая мысль проверяется и оттачивается, когда с нею делятся с другими

Слайд 4

Приёмы технологии критического мышления Проблемные вопросы Взаимоопрос (Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы// Директор школы, 2005. №4) Мозговая атака (не путать с мозговым штурмом!) (Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казнского университета, 1998. -318 с.) Групповая дискуссия (Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: 1986. -234с.) Ключевые термины «Корзина» идей, понятий, имён…

Слайд 5

Эссе Лекция со ст о пами или чтение с остановками Синквейн Кластеры Приёмы технологии критического мышления

Слайд 6

Кластер – «пучок, созвездие» Как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии Как индивидуальная, так и коллективная деятельность в виде совместного обсуждения Предметная область не ограничена

Слайд 7

«Имя существительное» в 5 классе

Слайд 15

Составление кластера помогает Актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме Стать основой для составления связного высказывания в научном стиле Запомнить теоретический материал по теме Проявить творческие способности, фантазию

Слайд 16

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность Бернард Шоу Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра-викторина "О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ПАМЯТНИК..."

ž     Развитие познавательного интереса к истории своего края, воспитание патриотизма и гордости за свой край предлагает интерактивная игра-викторина «О чем расскажет памятник…»...

О чем расскажет текст. Развитие речи учащихся

Разработа факультативного занятия по  русскому языку в 8 классе....

Презентация на тему: "О чем расскажет текст"

Материал данной презентации может быть использован для уроков развития речи, факультативных занятий, а также при организации подготовки к ОГЭ в 8-9 классах....

Сайт школы. О чем он нам расскажет?

Полезная информация для родителей...

Конспект НОД "О чем расскажет музыка".

Комплексное занятие по музыкальному воспитанию в детском саду....

проект Тайна фамилии много расскажет Значение фамилий.

Цель: ознакомление с историей происхождения фамилий и их толкованием для общего анализа фамилий в моём классеЗадачи:-Исследовать происхождение фамилий моих одноклассников.-Узнать значение фамилий, про...

Урок "О чем расскажет нам словарь"

Цели урока: 1) деятельностная: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, формировать умения работать с толковым словарем, создавать словарные статьи.2) образовате...