Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Лаптева Алла Васильевна

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе по теме " Синонимы."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе

Аттестуемый педагог (ФИО):  Лаптева Алла Васильевна

Город, район   :  Санкт-Петербург Пушкинский район

Образовательное учреждение :  ГБОУ СОШ 257

Предмет (или должность):  учитель русского языка и литературы

Класс  :10

Тема :Синонимы, их употребление

Цель:  

Создать условия для осознания учащимися практической значимости изучаемого материала, потребности совершенствовать умение правильно употреблять в устной и письменной речи синонимы, учитывая их лексическую сочетаемость сочетаемость с другими словами ;  

Содействовать развитию у учащихся мыслительных операций( анализа, синтеза, сравнения , обощения), познавательной активности через исследовательскую работу с текстом;

Обеспечить условия для повышения уровня речевой, рефлексивной культуры и культуры общения в микрогруппе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация                        

Цель: Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности.

Демонстрирует слайд с текстом.

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше

Задает вопросы:

-поделитесь мыслями , возникшими в ходе чтения текста;

-вам знакома ситуация, когда человек повторяется? Конкретно вас касается эта проблема?

- подумайте, что нужно сделать, чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов?

Организует  целеполагание

Читают текс и отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно формулируют тему урока .

Называют цели урока:

-вспомнить определение термина «синонимы»;

-совершенствовать умение правильно использовать синонимы в устной и письменной речи

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

        2.Актуализация знаний

(разминка)  

Цель: Создать условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность                              

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

        Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа  В.Астафьева  

                                                           

Работа с текстом , анализ синонимов, определение их лексического значения

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

        3.Формирование новых знаний

 Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного закрепления материала.

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири.  В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

В точном подборе синонимов -  мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению.  Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль?

Выполняют поиск выразительных средств, на их основе определяют их роль и значение

Определяют лексическое значение слов- синонимов.

Отвечают на вопросы учителя

Делают вывод о роли синонимов в произведении.

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

4.Первичное закрепление и проговаривание вслух

Цель: Закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

разговорные

нейтральные

книжные

лицо, лик, рожа;

ныть, жаловаться, стенать;

идти, шествовать, брести;

идти, шествовать, брести;

постичь, понять, уразуметь.

Выполнение  творческих  заданий. Построение аргументов для доказательства

Заполняют синонимы с точки зрения стилистической окраски

Контроль (Р)

Классификация (П)
Работа в парах (К)

        5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Укажите, какой из помещенных в скобках синонимов больше всего подходит для данного предложения.

1.Его (любовь, приверженность, слабость к чтению радовала роди телей.

2.Целых два часа они (беседовали, болтали, разговаривали) о всяких пустяках.

3.Ученики (писали, строчили, царапали) сочинение.

4.Вдоль кремлевской стены (идет, шагаетвает) часовой.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверяют, делают вывод

.  Цитируют ответы

Отвечают на вопросы , высказывают мнения,

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция Р)

        

6. Исследовательская работа

7. Подведение итогов

Вернемся к тексту, в котором многократно употреблялось прилагательное «старый». Вспомните, какие выводы вы сделали.

Куда можно обратиться за помощью в подборе подходящего синонима?

Обратимся за справкой к словарю синонимов под редакцией Чешко, в котором представлено 9000 синонимических рядов.

Рассмотрим статью, посвященную слову старый. Ваша задача- выбрать наиболее подходящий синоним в каждом случае.

Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, художественной. Для писателей использование лексических синонимов – одна из самых сложных проблем стилистики: «муки слова», о которых так много говорят писатели, поэты, заключается обычно в поисках неуловимого, ускользающего  синонима. Об упорном труде художников слова при отборе синонимических средств можно судить по черновым вариантам рукописей художественных произведений: как много в них лексических замен! Автор помногу раз зачёркивает написанное, подбирая более точное слово. Например, А. С. Пушкин, описывая впечатление Дубровского от встречи с  враждебно  настроенным Троекуровым, вначале употребил такие слова: Заметил ЗЛОБНУЮ улыбку своего ПРОТИВНИКА, но потом два из них заменил синонимами:…ЯДОВИТУЮ улыбку своего НЕПРИЯТЕЛЯ. Это исправление сделало высказывание более точным.

Вспоминают выводы:

-текст звучит некрасиво, если в нем повторяется одно и тоже слово;

-избежать повторения можно с помощью подбора синонимов.

Обратиться за помощью можно к «Толковому словарю» и словарю синонимов.

Обсуждают в парах, какой синоним наиболее подходит в каждом случае

… человек любит вспоминать …. события и рассказывать о … обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете … одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в …. времена их было не меньше

Старый  человек любит вспоминать  давние  события и рассказывать о  старинных обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в давно минувшие  времена их было не меньше

Уч-ся приходят к выводу: Они могут выполнять самые разнообразные функции:

-          уточнения, дополнения,

-          разъяснения,

-          сопоставления,

-          противопоставления,

-          замещения, когда необходимо избежать повторения слов.)

 

 

Постановка и формулирование проблемы (П)

Работа в парах (К)

Задание  творческого характера (Л)

Способность действовать с учётом позиций других  (К)

8. Рефлексия

Поразмышляем, насколько эффективно нам удалось поработать на уроке. Перед вами три вопроса:

- насколько комфортно вы себя чувствовали на уроке?

- насколько плодотворно сумели организовать работу в паре?

-как проявилось ваше языковое чутье на уроке?

        Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

        9.Д.з.

Откорректировать текст (упражнение 14)

Записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...