Правописание приставок пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Гончарова Ирина Викторовна
Урок русского языка в 6 классе
 
Тема: Правописание приставок пре- и при-
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_pre_i_pri.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Правописание приставок пре- и при-

Цели:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок.

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, учебник русского языка.

Ход урока.

I. Оргмомент, актуализация знаний.

- Сегодня мы начинаем изучение новой темы, но ее название пока вам неизвестно, вы должны тему урока сформулировать сами.

- Но сначала давайте вспомним, над правописанием какой морфемы мы работали на предыдущих уроках? (Приставки)

- Дайте определение приставки. (Значимая часть слова…)

- Согласны ли вы с мнением известного вам писателя К.И. Чуковского, который сказал, что «в разнообразии приставок – разнообразие смысла»?

- Докажите своё мнение.

Выборочный диктант.

- Найдите в предложениях слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

-А что нужно знать, чтобы правильно писать приставки? (Правила)

- О правописании каких приставок вам уже известно? (о правописании неизменяемых приставок и приставок, оканчивающихся на з и с)

-Правописание каких слов вы можете объяснить? (раздался, поджидал)

II. Формулирование темы и цели урока

- А почему вы не можете объяснить правописание слов приближался и прекрасный? (Потому что его написание нельзя объяснить данными правилами)

- Итак, какая же проблема возникла? (Когда в приставке пишется и, а когда е?)

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

ТЕМА УРОКА: «Правописание приставок пре-/при-»

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-, узнать, когда пишется -е-, а когда -и- в приставках пре- и при-)

III. Изучение нового материала.

Попробуем решить поставленную задачу, работая в группах с материалом карточек.

Задание: Выделите в словах приставки. Какое общее значение объединяет слова каждой группы? Сделайте вывод о причинах написания пре- и при-.

1.

Прискакать

Прибежать

Приблизиться

5.

Предобрый

Премудрый

Прекрасный

2.

Привязать

Прибить

Присоединить

6.

Превратить

Прервать

Преградить

3. Пригородный

Пришкольный

Приморский

4.

Приоткрыть

Присесть

Пригореть

Один ученик от каждой группы озвучивает результат работы.

- Так от чего зависит написание е и и в приставках пре- и при-? ( От лексического значения)

2) Сформулируйте правило написания приставок пре- и при-

Обсудите в группах (уточнения, добавления членами группы).

Афиширование.

3) Ребята, откройте учебник русского языка.

Прочитайте правило на стр. 69, сопоставьте свои выводы с учебником. Посмотрите, как выделяется данная орфограмма.

4) А теперь послушайте, как о правописании приставок пре-/при- пелось в передаче моего детства «Радионяня».

5) Прочитайте образец рассуждения на стр. 69.

IV. Закрепление.

1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.

Осложненное списывание.

Ученики (по очереди) сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву (упражнение №2 на диске)

Учитель у интерактивной доски

Задание №1.

Сначала объясните написание слова, потом запишите, вставляя пропущенную букву

Имя пр..лагательное, пр..винтить ручку, пр..открыть дверь, пр..строить террасу, пр..рвал беседу, пр..странные истории, пр..задуматься над историей, пр..ближение поезда, пр..школьный участок.

2 этап - вторичное закрепление (работа в группах).

- А теперь поработаем в группах. У каждой группы есть лист достижений, где вы отметите количество правильных ответов на задания, которые будете выполнять совместно. В результате по количеству заработанных баллов вы получите оценки в конце урока.

1) Игра «Одно словечко».

Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-, укажите значение приставки

1)Расположенный у берега. (прибрежный).

2)Задуматься на некоторое время. (призадуматься).

3) Вызывающая восхищение, красивая. (прекрасная).

4) Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться).

5) Нарушитель закона (преступник).

Проверка (раньше всех справившаяся группа записывает результат на доске)

Результат работы занесите в свой листок.

2)Распределить слова на две группы

1 группа у интерактивной доски (упражнение №3 на диске)

ПР..ЛАГАТЬ УСИЛИЯ, ПР..ОБРАЗОВАТЬ ФОРМУЛУ, ПР..РУЧИТЬ СОБАКУ, ИМЯ ПР..ЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПР..УВЕЛИЧИТЬ ОПАСНОСТЬ, ПР..ПОМНИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ, ПР..СЕСТЬ НА СТУЛ, ПР..БЕЖАТЬ ПЕРВЫМ, ПР..ОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ, ПР..ОТКРЫТЬ ОКНО, ПР..ВОЛЖСКАЯ МЕСТНОСТЬ, ПР..ВОСХОДНАЯ РАБОТА, ПР..ВРАТИТЬ МЕЧТУ В РЕАЛЬНОСТЬ, ПР..КРАТИТЬ ССОРУ, ПР..МОРСКИЙ КРАЙ

Проверка работы группы

3) «Третий лишний».

Найдите лишнее слово в каждой строчке, объясните свой выбор. Запишите в тетрадь оставшиеся слова, обозначая условия выбора вставленных орфограмм.

- пр..мчаться, пр..катить, пр..бить

- пр..вязать, пр..лететь, пр..делать

пр..градить, пр..сесть, пр..кусить

- пр..вокзальный, пр..спокойный, пр..усадебный

пр..станционный, пр..скучный, пр..скверный

Проверка работы группы

V. Итоги урока.

Сколько баллов вы заработали? По таблице определите свою оценку.

24 – 25 баллов – «5»

17 – 23 балла – «4»

10 – 16 баллов – «3»

0 – 9 баллов – «2»

–Какую цель мы ставили в начале урока?

-С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

-У кого остались вопросы? Какие?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

IV. Домашнее задание

1) выучить правило на стр. 69 и составить опорную схему по нему;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...