Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Морфемы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Зарипова Гулюса Ирековна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Морфемы" поможет учителю обобщить материал по теме в занимательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol_karta_morfemy_zaripova_gulyusa_irekovna.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Систематизация  изученного по теме «Морфемы»  

Учебник

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. Рекомендовано МО и Н РФ.- М.: Просвещение, 2012.

Автор урока

Зарипова Гулюса Ирековна

Тип урока

Урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности)

Цель урока

Систематизация знаний по теме «Морфемы»

Задачи урока

1. Закрепить ключевые понятия, изученные в разделе «Морфемика»

2. Совершенствовать умение различать морфемы , дифференцировать их функции, выделять морфемы  в слове, конструировать слова.

3. Расширить круг знаний учащихся по теме «Морфемы».

Планируемые результаты

Предметные:  умение  опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; отличать формообразующие и словообразующие морфемы, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Метапредметные : умение  самостоятельно определять цели обучения, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач ;

развитие основ читательской компетенции, умение работать с информацией, умение адекватно оценивать свою деятельность , объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать факты и явления; осуществлять взаимодействие со словарём .

Личностные: сформированность ответственного отношения к учению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению ; осознание ценности продуктивной организации совместной деятельности, ценности «другого» как равноправного партнера;  уважительное отношение к родному языку, формирование потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Организация пространства

(смена рабочих зон, "перевернутый урок", традиционное

обучение)

Традиционное обучение с элементами смены рабочих зон

Виды деятельности на уроке

(коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая

(лабораторная) работа, творческая и/или

исследовательская работа, реферирование материала)

Фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная) работа.

Необходимое оборудование и программное обеспечение

Материально-технические ресурсы:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютер
  3. Интернет

Учебно-методические ресурсы:

  1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. Рекомендовано МО и Н РФ.- М.: Просвещение, 2012.
  2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы.-М.: ВАКО,2015.-304с.( Мастерская учителя-словесника).
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь  русского языка. М.:-1997.
  4. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс.- М.: ВАКО,2014.-128 с. (Мастерская учителя-словесника).
  5. Чаплыгина И.Д. ,Герасименко Н.А. и др. Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  6. Раздаточный дидактический материал на цветных листах в конвертах.

Предварительное домашнее задание: составить кроссворд по материалам параграфов  70-77, используя онлайн-сервис  «Фабрика кроссвордов»  (https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/).

Организационная структура урока:

Этапы урока

Длительность

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Учебные

материалы

(ссылки на

цифровые

ресурсы)

Организационный

этап

2 минуты

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

-Доброе утро! Я рада , что это утро я начинаю с вами! Давайте пожелаем друг другу прекрасного настроения и успехов в достижении целей , подарим улыбку!

Организовывают рабочее место, рассаживаются

в группы по 4 участника, приветствуют партнёра по плечу, обмениваются комплиментами, улыбкой.

Мотивация учебной

деятельности

учащихся

6 минут

-Прочитайте предложение, написанное на доске. Устно объясните орфограммы в своей группе.

-Давайте проверим.

-Запишите предложение по памяти, дайте его синтаксическую характеристику.

- Выпишите в столбик слова, имеющие одинаковое звуковое начало.

-Сопоставьте их .Обсудите в группе: что лишнее и почему?

- Почему вы допустили ошибку? (рас-тения)

Читают предложение, объясняют орфограммы  по цепочке в группе(один ученик работает у доски- это эталон для проверки).

Сверяют по эталону.

Записывают предложение по памяти, выполняют синтаксический разбор.

Выписывают: растения, раскрывают, расписанию.

Обсуждают. Делают сравнительный анализ слов «Найди лишнее».

 ( Варианты ответа: 1) рас-тения, рас-крывают, рас-писанию: во всех словах есть приставка рас-….; 2) в слове «растения» нет приставки…)

Аргументируют.

( Неправильно выделили морфему в слове. Чтобы справиться с данным заданием, надо хорошо разбираться в морфемах и уметь подбирать однокоренные слова)

На доске: Многие растения раскрывают и закрывают вен..чики своих цв..тков по определённ..му расп..санию.

Постановка цели и

задач урока

3 минуты

- Выделите корень в выписанных словах, предварительно записав однокоренные слова. Воспользуйтесь только при необходимости подсказкой (на экране учительского ноутбука открыта шестая страница урока № 3 «е-КМ школа»).

- Сформулируйте тему урока и запишите в тетради .

-Какие задачи поставим перед собой?

Выделяют. (Растения- растут, растущий, вырасти

Раскрывают – закрывают, открыть

Расписанию –писать, писаный, расписной)

(Закрепление изученного по теме «Морфемы», систематизация знаний).

-Повторить морфемы, совершенствовать умение находить их в словах.

На экране: http://km.edu.tatar.ru/Lessons/LessonPlayer.php?LID=3222128 (урок 3, страница 6)

Актуализация знаний

8 минут

-Внимание на экран: прочитайте материал и ответьте на вопросы: что общего между суффиксом и приставкой? Почему? Что их отличает? Схожи ли приставка и окончание? Почему? Обсудите в группе. Поделитесь своим мнением с другими участниками .

- Обменяйтесь, пожалуйста, кроссвордами, которые вы составляли в качестве домашнего задания в онлайн-сервисе «Фабрика кроссвордов», с партнёром по лицу. Прорешайте их , выполните взаимопроверку , оцените работу одноклассника. Поблагодарите его за проделанную работу , используя речевые клише…(я благодарен тебе …, спасибо большое…, с тобой приятно сотрудничать…).

Читают текст про себя. Обсуждают в группе, отвечают на вопросы.

(Суффикс и приставка- морфемы, служащие для образования новых слов; их отличает позиция в слове; окончание – формообразующая морфема…)

(Работают в паре с кроссвордами, выполняют взаимопроверку, оценивают : «5»-без ошибок, «4»-допущены 1-2 ошибки, «3»-допущены 3-4 ошибки).

https://2035school.ru/htmllesson/morfemika_i_slovoobrazovanie_sostav_slova (текст 1 «Морфемы»)

https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/

(Приложение № 1)

Физкультминутка

2 минуты

Организация повторения.

Расширение круга знаний.

10 минут

-Предлагаю вам выполнить ряд заданий, спрятанных в конверте. Порядок отбора заданий определите сами. Подсказка – в загадке (загадки тоже в конвертах).

Задание  «Слепая» таблица.

- Вам необходимо заполнить таблицу: подумайте, что впишете вместо вопросительного знака.

-В чём отличие однокоренных слов и формы одного и того же слова? (напоминает, что при затруднении разрешается обращаться к подсказкам на экране учительского ноутбука).

     Задание «Омоформы».

-Сравните слова. Докажите, что морфемика связана с морфологией.

 

-Как называются такие слова?

-Вспомните, что такое омоформы как разновидность омонимов.

-В чём особенность выделенного вами суффикса?

Задание  «Диалог с писателем» .

-Прочитайте текст упражнения 419 выразительно . Помогите автору озаглавить текст. Ответьте на вопросы  В. Пескова (каждая группа-на один вопрос):

  • Где происходят события? В какое время года?  
  • Подберите цитаты, описывающие лес. Какой тип речи используется?
  • Почему рассказчик «боится зацепить ветку» ? Как бы вы поступили на его месте?
  • Определите главную мысль моего текста. Для чего я написал  этот текст?

-Выпишите 5 слов, в которых основа равна корню . Выделите окончания. Сделайте выводы .

     Задание «Кто быстрее?»

-Заполните таблицу. Поделитесь выводами с участниками группы. Попросите объяснить, если задание непонятно.

Задание « Конструкторское бюро».

- Используя ранее неизвестные вам морфемы, составьте новые слова.

Игра «Пропали слова!»

Отгадывают загадку (ответ-радуга: задания из конверта должны доставать по порядку расположения цветов в радуге: красный, оранжевый и т.д.).

Заполняют таблицу. Сверяют с эталоном.

Отвечают на вопрос (однокоренные слова имеют разные лексические значения, могут быть разных частей речи…)

Аргументируют( с-тек-л-о   -глагол, стекл-о   -имя существительное…)

(Омоформы -слова разных частей речи, совпадающие по написанию или произношению).

( Суффикс –Л- формообразующий, служит для образования формы прошедшего времени глаголов).

Читают текст и выполняют предложенные задания.

Выписывают слова (лист, сугроб, лес, куст, мороз).Делают выводы .( у неодушевлённых существительных 2 склонения ,м.р. в И.п , В.п..- нулевое окончание)

Заполняют таблицу, делают вывод : приставка пишется слитно, предлог -раздельно.

Работают по карточке.

Решают ребусы в группах.

Конверты с заданиями на цветных карточках

(Приложение № 2)

На экране ноутбука учителя: http://km.edu.tatar.ru/Lessons/LessonPlayer.php?LID=3222128 (урок 3, страница 6)

Работа по карточкам

На карточке: стекло, пила.

(Приложение № 2)

(Приложение № 2)

(Приложение № 2)

Самостоятельная работа с самоконтролем

8 минут

-Вот и прогулялись вы по небесному мостику и добрались до самой вершины, фиолетового цвета. За что можно сказать  спасибо друг другу? (за помощь…)Давайте проверим, как  вы усвоили материал по теме.

-Выполните задания 1-7 за компьютерами. Проверьте себя.

Выполняют задания тренажёра, проверяют, узнают свой результат.

https://2035school.ru/htmllesson/morfemika_i_slovoobrazovanie_sostav_slova  (задания 1-7)

Рефлексия

(подведение итогов

занятия)

3 минуты

-О каких тайнах русского языка вы узнали на уроке?

-Где можно применить полученные знания?

-Кого вам хочется поблагодарить ? Почему?

-Оцените , как вы усвоили материал урока.

1) Я молодец! Всё понял и могу объяснить другим.

2) Понял, но пока не могу объяснить другим.

 3) У меня остались вопросы.

Приложение № 3

Информация о

домашнем задании,

инструктаж

3 минуты

-Выберите домашнее задание в соответствии с оценкой, которую вы себе поставили.

1) Сочинение-миниатюра  “Моя любимая морфема”( 4-7 предложений)

 2)  Составить одно “акрослово”( морфема,корень, приставка, суффикс, окончание) (Приём "Акрослово" - это характеристика, "зашифрованная" в буквах слова, связанных по смыслу : вы сами можете подобрать слова, которые считаете уместными, ваши ассоциации).

        

3) составить по 5 слов, соответствующих разным морфемным схемам: корень-окончание, приставка-корень-окончание, приставка-корень-суффикс-окончание.

(Пример выполнения сочинения:

  Русский язык богат морфемами. Каждая из них играет свою особую роль при образовании слов. Но мне больше всего нравится суффикс, потому что он помогает мне ласково обращаться к близким и дорогим мне людям: мамочка, папочка, братик, бабушка... Вот бы все люди так обращались друг к другу! Спасибо уменьшительно-ласкательным суффиксам, которые делают нашу жизнь добрее ...)

Приложение № 4

Приложение № 1

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

2 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

3 

4 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

5 

X

X

X

X

X

6 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

7 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

По горизонтали:

2. Раздел языкознания, изучающий морфемы.   3. Часть слова без окончания.  5. Наименьшая значимая часть слова.   7. Значимая часть слова, служащая для образования формы слова.  

По вертикали:

1. Значимая часть слова, служащая для образования новых слов.   4. Значимая часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов.   6. Главная часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов.  

Приложение № 2

Карточки в конверте

Загадки

1 группа:

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? 

2 группа:

Разноцветная дуга
Поднялась за облака,
Выше дома, выше горки,
Выше самой длинной елки.
Ярко под дождем сверкала,
А затем совсем пропала.
Что за странная дуга?

3 группа:

Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку, через лес.
Повисел он и ...исчез!

4 группа:

Это редкое явление,
Всех приводит в изумление.
Над землёй, небесный мост
После дождика подрос.
Волшебство семи цветов,
Разноцветных семь подков
Изогнулись над планетой,
И короновали лето.

Задание  «Слепая» таблица»

Однокоренные слова

?

стекло

О стекле

Задание « Омоформы»

Сравните слова. Докажите, что морфемика связана с морфологией. Что такое омоформы?

стекло, пила

Задание  «Диалог с писателем»

Упражнение 419.

Прочитайте текст выразительно .

Описание: http://budu5.com/files/panelimage/0/14000/0/14729.png

Помогите автору озаглавить текст. Аргументируйте свою позицию . Ответьте на вопросы В.Пескова (каждый участник-на один вопрос):

-Где происходят события? В какое время года?  

-Подберите цитаты, описывающие лес. Какой тип речи используется?

-Почему рассказчик «боится зацепить ветку» ? Как бы вы поступили на его месте?

-Определите главную мысль моего текста. Для чего я написал  этот текст?

Выпишите 5 слов, в которых основа равна корню.

Задание «Кто быстрее?»

Заполните таблицу.

Приставка

?

за

заговорит

на

на реке

про

с

Поделитесь выводами с участниками группы. Попросите объяснить, если задание непонятно. Используйте речевые обороты: будь добр, помоги мне…; буду очень благодарен, если ты..

Задание « Конструкторское бюро»

Используя ранее неизвестные вам морфемы, составьте новые слова.

?

?

?

Па-

лен

ень

сынок

знь

Пра-

молод

тяй

куст

ёжь

Су-

лив

арник

жи

дребед

слюн

мрак

- Проверьте по эталону, выделите словообразующие морфемы. Что тебя удивило?

Игра “Пропали слова!”

Описание: hello_html_34b252cd.jpg                          Описание: hello_html_m601775e5.jpg

Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...