Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ТВС» (ТыВсеСдашь)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Вакилова Галина Валентиновна
Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора обучающихся, воспитание самостоятельности в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tvs_9_klass_vakilova.docx61.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Тазовский районный Дом творчества»

Рассмотрено                                                                Утверждено

на заседании методического совета                          приказом директора

МБОУ ДО«Тазовский районный         МБОУ ДО «Тазовский районный

Дом творчества»                                             Дом творчества»

Протокол № __ от «__»______2020 г.                        №___    от «___»___________2020 г.

        Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

 «ТВС» (ТыВсеСдашь)

Направленность программы: социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 14 - 16 лет

Срок реализации: 1 год

Форма обучения: очно-дистанционная

Автор - составитель:

Вакилова Галина Валентиновна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Тазовский районный

Дом творчества»

                                                               п. Тазовский, 2020 год

                                           

Пояснительная записка

     Рабочая дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа «ТыВсеСдашь» для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
  2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);
  3. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (В редакции приказов Министерства образования Российской Федерации от 16.03.2001 г. N 1022; от 25.06.2002 г. N 2398; от 21.01.2003 г. N 135; Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»);

     Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.

     Новизна данной программы для учреждений образования района заключается в  следующем: повышение качества обучения за счет интеграции общего и дополнительного образования, особенно по таким  учебным дисциплинам как русский язык, математика, физика, биология, технология, иностранный язык, химия.

      Цели и задачи.

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора обучающихся, воспитание самостоятельности в работе.

       Задачи курса:

1. Познакомить обучающихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.

4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.

5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

6. Датьобучающимсявозможность объективно оценить свои знания по предмету.

7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.

Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном этапе становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности. Таким образом, целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно:

  • Выразительное  чтение  текста вслух,
  • пересказ текста с привлечением дополнительной информации,
  • умение создавать монологические высказывания на разные темы,
  • умение принимать участие в диалоге.

Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию по русскому языку, являются:

  1. Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи.
  2. Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок.
  3. Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения.
  4. Совершенствовать культуру устной речи.

       Курс рассчитан на 144 часа и призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку.

      Актуальность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям сегодняшних выпускников и их родителей (законных представителей), отвечает сегодняшнему уровню общественной жизни и может быть ориентирована на эффективное решение проблем в будущем при условии, что данная форма сдачи экзамена будет иметь право на существование.

        Одной из характеристик данной программы является  ее прогностичность, то есть данная программа способна в своих целях и планируемых действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию, особенно с  внедрением в практику системы образования  проекта «Наша новая школа» и в связи с  интеграцией общего и дополнительного образования. Рациональность данной программа заключается в том, что ее реализация  практически не требует никаких дополнительных ресурсов.  Свойством  данной программы является ее контролируемость – она включает параметры и способы проверки промежуточных и конечных результатов. Особенностью  образовательной программы является ее корректируемость – своевременное обнаружение отклонений и сбоев, быстрое реагирование на них (замена  тем, перестановка  разделов,  замена методик …).

Методы обучения:

- словесный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- проблемный.

Виды деятельности:

- беседа;

- проблемно-поисковые задания;

- наблюдения;

- лингвистические игры;

- тесты;

- лекция;

- индивидуальные задания,

- дискуссия;

- работа с текстом;

- написание сочинений;

- редактирование текста;

- анализ предложенных текстов;

- исследования.

Формы занятий:

- групповые;

- индивидуальные.

Межпредметные связи:

- русский язык;

- литература,

- история;

- литература народов Севера;

- мировая художественная культура;

- география.

Преимуществом занятий  русским языком в системе дополнительного образования является освоение таких разделов языка, как культура речи, стиль общения, а не только орфографии и пунктуации.

В программу включено проведение психологических тестов с обучающимися,  разработка и  распространение памяток с  советами психологов   с целью формирования  у обучающихся  соответствующих психотехнических навыков саморегуляции и самоконтроля, психологической подготовки к  сдаче ОГЭ. Данная работа   позволяет  повысить  эффективность подготовки к экзаменам, более успешно вести обучающимся во время экзамена,  способствует развитию навыков мыслительной деятельности,   умению мобилизовать себя в решающей  ситуации, овладевать собственными эмоциями.

В ходе реализации программы осуществляется работа с родителями обучающихся – разработаны  памятки для родителей «Советы психолога».

Особенностью данной программы является также и то, что она включает разработку  индивидуальных образовательных траекторий обучения русскому языку. Ценность индивидуальной образовательной траектории обучающегося  в том, что она позволяет на основе вводного мониторинга по русскому языку, самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений по русскому языку пополнить знания при  проектировании  своей  учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно сформулировать личностно-ориентированную задачу у обучающегося по проектированию индивидуально-образовательной траектории, что будет  способствовать  повышению личностного образовательного роста выпускника.

Программа реализуется  выпускниками, проживающими в условиях Крайнего Севера (полярная ночь, недостаток кислорода),  в системе дополнительного образования (преимущественно во вторую смену с 17-00 до 20-00), поэтому в программе предусмотрено проведение  физкультминуток, упражнений для глаз.

        Программа рассчитана на выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений в возрасте 14-16 лет, она составлена с учетом психологических особенностей  юношей и девушек этого возраста, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Количество учебных часов в неделю  - 4 часа (два занятия по 2 часа). Количество обучающихся в группе (работают две группы) – 4 - 5 человек. Состав группы постоянный, но в ходе занятий  по определенным разделам программы состав дополняется  теми выпускниками, которые желают  временно посещать  занятия.  Набор в объединение осуществляется на  основе заявления  выпускника.

        Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя  отработку всех правил русского языка в системе и служит в итоге подготовкой учащихся  к ОГЭ по русскому языку. Срок реализации программы - 1 год.

        Ожидаемые результаты и способы их проверки.

        В результате одного года обучения с опорой на имеющиеся знания  обучающийся должен знать:

        - содержание основных разделов науки о русском языке:  «Морфемика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», а также тесно связанных с ними разделов «Огфография», «Пунктуация», «Орфоэпия», «Стилистика»;

        - алгоритм выполнения заданий;

        - алгоритм написания сочинений разных жанров;

        - как правильно излагать собственные мысли, оформляя их и используя литературный багаж;

        - литературные тексты по программе;

- особенности, структуру и содержание экзаменационной работы, уровень сложности заданий, нормы выставления отметок;

        - правила поведения на экзамене, порядок подачи апелляций;

        - как психологически себя настроить на успешную сдачу экзамена;

        - критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом;

        - как работать с текстом;

        - как заполнять бланки регистрации и бланки ответов;

        - какими критериями руководствуются эксперты при проверке тестовых заданий;

        - особенности используемых в ОГЭ типов заданий;

        - правила поведения при групповой форме работы.

        Уметь:

        - применять на практике  теоретические знания,  полученные в результате занятий по основным разделам русского языка;

        - владеть методикой работы  с  заданиями разных уровней;

        - психологически настраиваться на работу, контролировать свое поведение во время экзамена;

        - находить в предложенном тексте проблему, уметь ее комментировать, отражать позицию автора исходного текста, формулировать свою точку зрения на поднятую в тексте проблему и аргументировать свое мнение;

        - понимать особенности формулировок заданий;

        - распределять время на выполнение тестовых заданий;

        - заполнять бланки регистрации и бланки ответов;

- уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;

- обогащение речевого багажа и умение применять его в различных формах выражения мысли.

        Основная  форма подведения итогов работы объединения – типовые тестовые задания: тесты  как по отдельным темам, разделам, так и комплексные; по времени  проведения – вводные, промежуточные, итоговые.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА

Учебно-тематическое планирование состоит из двух блоков:

  • «Подготовка к ОГЭ»
  • «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку»

Модель контрольно-измерительных материалов по русскому языку за курс основной школы (ОГЭ) состоит из трех частей:

  1. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста.

При обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.

  1. Другая важная составляющая КИМ – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-8. При подготовке к выполнению задания 6 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 7,8 связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задание 5 направлено на формирование орфографического навыка ; задания 2,3,4 связаны с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис». Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
  2. Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 9), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1.) и тему, связанную с анализом текста(9.2 и 9.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений:

- понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),

проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;

- продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;

- способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;

- умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; умение композиционно оформлять текст;

- умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение в программу (8 ч)

Блок I «Подготовка к ОГЭ»

Подготовка к написанию изложения ( 12ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (52 ч)

1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6.)

2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)

3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 5.)

4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 8.)

6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)

8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 3.)

9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 3.)

10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 2.)

11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)

12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 3.)

13.Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 3.)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 24 ч

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод).

Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

Контроль знаний- 12 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

Блок II «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку»

1. Чтение текста вслух ( 6 часов)

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.

Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания  ( 8 часов)

Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.

Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.

3. Монологическое высказывание ( 12часов)

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.

4. Диалог ( 6 часов)

Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.

Контроль знаний-4 ч

Репетиционный экзамен в формате устного  собеседования.

Знать

Уметь

Владеть

Выразительное чтение текста

Правила пунктуационного оформления текста;

Орфоэпические нормы русского языка

Выразительно читать текст в соответствии с правилами пунктуационного оформления текста и орфоэпическими нормами

Орфоэпическими нормами русского языка, интонацией как инструментом идентификации синтаксических конструкций

Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Выразительно читать текст в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

Техникой чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Способы введения в пересказ цитаты с учетом коммуникативной задачи и логического строения текста

Определять основные микротемы текста; выделять ключевые слова; выбирать оптимальный способ цитирования при пересказе текста

Основными способами запоминания текста; владеть различными способами цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводное слово)

Монологическое высказывание

Типы речи, композицию текстов, соответствующих различным типам речи

Строить текст в соответствии с коммуникативной задачей и выбранным типом речи

Техникой речи в соответствии с коммуникативной задачей: орфоэпическими, лексическими, синтаксическими нормами, нормами построения текста.

Диалог

Условия речевой ситуации, нормы современного русского литературного языка; этикетные формулы

Отвечать на вопросы в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей

Владеть культурой общения

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование тем, разделов

Количество часов

1

Введение в программу

8

2

Подготовка к написанию изложения

12

3

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом

52

4

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

24

5

Выразительное чтение текста

6

6

Пересказ текста с включением цитаты

8

7

Монологическое высказывание

12

8

Диалог

6

9

Контрользнаний

16

Всего

144

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Общий объем времени в часах

Формы аттестации/ контроля

Форма обучения

(очная, очно-дистанционная,дистанционная)

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение в программу.

8

-

1

Введение. Техника безопасности. Цели и задачи программы. Вводный мониторинг уровня знаний по отдельным разделам русского языка.

     4

     2

2

Тест 1.

очная

Итоги вводного мониторинга по русскому языку. Советы психолога при подготовке к ОГЭ по русскому языку.

     4

     2

2

Тест 1.

очная

Раздел 2. Подготовка к написанию изложения

12

очная

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

     4

     2

2

очная

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.

    4

     2

2

очная

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

    4

     2

2

очная

Сжатое изложение.

4

4

Сжатое изложение.

очная

Раздел 3. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом

52

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

(Задание 3.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Правописание приставок. Приставки,оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 4.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

 (Задание 7.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.

(Задание 9.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.

(Задание 11.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.)

    4

     2

2

Тематические тесты

очно-дистанционная

Тренировочный тест № 2

4

4

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

24

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

    4

     2

2

очно-дистанционная

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения

    4

     2

2

очно-дистанционная

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

(Задание 15.1)

    4

     2

2

сочинение-рассуждение

очно-дистанционная

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста(Задание 15.2)

    4

     2

2

сочинение-рассуждение

очно-дистанционная

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.3)

    4

     2

2

сочинение-рассуждение

очно-дистанционная

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

    4

     2

2

Работа над ошибками

очно-дистанционная

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

4

4

Итоговая контрольная работа

очно

Подготовка к устному собеседованию по русскому языку

Выразительное чтение текста

6

Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий

   2

      1

1

очно

Основные правила выразительного чтения текста. Интонационное соответствие пунктуационномуоформлению текста.

    2

      1

1

очно

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль.

    2

      1

1

Контрольное чтение

очно

Пересказ текста с включением цитаты

8

очно

Способы запоминания текста.

    2

      1

1

очно

Уместное, логичное включение цитаты в текст.

    2

      1

1

очно

Пересказ текста с включением цитаты. Контроль.

    4

     2

2

Пересказ текста

очно

Монологическое высказывание

12

Культура ведения монолога. Тип речи повествование.

    2

      1

1

очно

Культура ведения монолога. Тип речи описание.

    2

      1

1

очно

Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение.

    2

      1

1

очно

Грамматические нормы.

    2

      1

1

очно

Речевые нормы. Орфоэпические нормы. Контроль.

    4

     2

2

Контрольный монолог на разные темы

очно

Диалог

6

Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога.

    2

      1

1

очно

Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.

Контроль.

    4

     2

2

Контрольный диалог на разные темы

очно

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку.

4

         4

Итоговое собеседование

очно

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Структура и содержание курса предполагают, что обучающиеся  должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать систему и критерии оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.

Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:

1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.

2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий обучающиеся научатся:

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные  типы заданий;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- правильно отмечать в бланке вариант ответа;

- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

При подготовке к устному собеседованию обучающиеся научатся:

- свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения;

- способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-методам совершенствования владения такими видами речевой деятельности, как чтение, говорение;

-уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка и применению их в ситуации речевого общения.

Программа курса по подготовке к ОГЭ позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей образовательной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Система заданий, направленных на выработку навыка выразительного чтения

- выразительно прочитайте стихотворение, текст;

- прочитайте, регулируя силу голоса;

- прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображаемой поэтом поре осени;

- прочитайте текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

- прочитайте, передавая голосом состояние…;

- прочитайте стихотворение. Какие слова подсказывают темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать?

- прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога;

- прочитайте, выделяя голосом те слова, которые автор использует, чтобы нарисовать…;

-прочитайте текст с нужной информацией в вопросительных предложениях;

- прочитайте текст так, чтобы читатель обратил внимание на последнюю реплику говорящего.

Система упражнений, направленных на формирование умения строить диалог

- упражнения, предполагающие парную, групповую работу;

- составить письмо-обращение к другу о своих впечатлениях от…;

- разыграть диалог в предложенных ситуациях;

- организовать диалог на указанную тему;

- составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле;

- составить выступление-обращение к сверстникам, опираясь на данный текст;

- продолжить диалог по предложенному началу и др.

Система упражнений при подготовке к монологическому высказыванию

- подготовить пересказ с творческим заданием, пересказ данного текста от 1-го, 3-го лица;

- составить рассказ о русском учёном-лингвисте;

- составить доклад на заданную тему;

- сравнить рисунок и текст, составить сопоставительную характеристику;

- сформулировать свои мысли о высказывании известного деятеля на определённую тему;

- доказать принадлежность текста к определенному стилю;

- дать характеристику чужому высказыванию;

- описать окрестности своего села, города…с элементами рассуждения;

- описать внешность человека;

- подготовить ответ на проблемный вопрос;

- выразить предложенную мысль более сжато;

- проанализировать схему, таблицу, сделать вывод;

- составить рассказ-репортаж на определённую тему;

- подготовить устное высказывание на лингвистическую тему;

- составить рассказ по картине;

- составить текст подписи к фотографии и др.


Литература, материалы:

ЦыбулькоИ.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2020: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2017: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»

Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2020.

Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2020. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2020.

Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

Мамона Т.Н. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс/ М., «Экзамен», 2020.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014.

Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»

        Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»

Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей  7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Гитара)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в о...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниченными возможностями по предмету РИСУНОК Норильск 2014 Структура программы учебног

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА      Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниче...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «ТВС» (ТыВсеСдашь)

Основной целью программы является качественная  подготовка и сдача   выпускниками школы экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ в соответствии с их  способностями и возможностями....