Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кунцевич Екатерина Валерьевна

технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_urok_russkogo.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Познакомить с орфограммой и правилом написания о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных; сформировать умение выбирать о или е писать после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Задачи урока

Дидактическая:

  1. - познакомить с правилом написании о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных;
  2. - формировать умение обосновывать выбор буквы при написании слов с изучаемой орфограммой.

Развивающая:

  1. - развивать критическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление);
  2. - развивать устную и письменную речь (активизировать словарный запас).

Воспитательная:

  1. - воспитывать уважительное отношение друг к другу; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.      

Планируемые результаты

Предметные: научиться    применять правил написания о -  е  после  шипящих  и  ц  в  окончаниях  имен существительных.

Метапредметные: 

Регулятивные:

1)        обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность;

2)         содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные:

1)        уметь слушать собеседника, признавать возможности существования различных точек зрения и право иметь свою;

2)        излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

3)        сформировать информационную коммуникацию и учебные компетентности обучающихся.

Познавательные:

1)        воспринимать содержание устного и письменного сообщения;

2)        извлекать информацию из различных источников;

3)        владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

4)        способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Личностные:

1)         проявлять уважительное отношение к родному языку, стремятся к речевому самосовершенствованию;

2)        понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей;

3)         усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Основные понятия

Существительное, правописание о-ё после  шипящих

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные ресурсы

     Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2.ч. Ч.2/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова; мультимедийная презентация; карточки для работы в парах, рефлексивные таблицы, карточки-информаторы, песочные часы.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационно-мотивационный этап

 2 минуты

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня. Настроение хорошее?

 У меня тоже отличное настроение! Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (слайд 1)

Любите ли вы делать открытия?

Начнем работать прямо сейчас, откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Слайд 2) Предлагаю слушать друг друга внимательно, если звучащий ответ верный, показывайте открытую ладонь, если ошибочный – кулачок. За качественную работу вы будете получать жетоны.

Прочитайте высказывание Романа Сефа (слайд 3).

«Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает».

Как вы понимаете эти слова?

Надеюсь, что на нашем уроке скучать не придется. Вы будете активно трудиться, изучая новое.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе

Высказывают суждения

К1

П1

Л1

II. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос.

2. Заполнение рефлексивной таблицы.

3. Словарно-орфографическая работа

6 минут

Сегодня мы посмотрим, какой группе удастся сделать больше всего открытий, а фиксировать наши открытия будем в таблице, которая есть у каждого из вас на желтом листе. Достаньте ее из конверта.

Посмотрите, какие столбики есть в таблице? По ходу выполнения заданий вы будете заполнять эту таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

(слайд 4) Какие звуки произносят эти животные: как шипит змея, как жужжит пчела? Какие шипящие звуки вы знаете? Назовите буквы, которыми обозначают шипящие звуки? (анимация) 

Какие мягкие шипящие вы знаете? А какие твердые?

Какой еще твердый непарный согласный звук вы знаете?

Вы отлично ответили на эти вопросы, заполните столбик, что вы знаете? Запишите буквы шипящих звуков.

Что предстоит узнать? Запишите, начните с вопроса ПОЧЕМУ? (слайд 5)

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

ж ш ч щ – буквы шипящих звуков

Почему шипящие согласные при письме – опасные?

(слайд 6) Давайте вспомним изученные вами правила написания слов с шипящими.  

Какое правило написания слов с шипящими вы учили еще в первом классе? (анимация по щелчку)

(анимация по щелчку)

Два человека поработают у доски, остальные – в тетрадях. Записывайте слова в столбик: первое слово с маленькой буквы, знаки препинания не ставим.

Проверьте работу товарищей. (слайд 7)

крыжовник

шов

шоссе

капюшон

шорох

шоколад

чёрный

дешевый

жёлтый

чёлка

решётка

жёлудь

На какое правило все эти слова?

В какой части слова встретилась орфограмма?

Итак, мы повторили правила об употреблении гласных после шипящих.

Ответы учащихся

Записывают в листы

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

ж ш ч щ – буквы шипящих звуков

Почему шипящие согласные при письме – опасные?

ЖИ ШИ пиши с буквой И

ЧА ЩА пиши с буквой А

ЧУ ЩУ пиши с буквой У

О, Ё после шипящих в корне слова

К1

К2

П3

П4

Л2

III. Постановка проблемы

3 минуты

(слайд 8) (Под мигающим вопросом появляются слова ПЛЕЧО, СЕРДЦЕ)

В какой столбик предлагаете записать слова ПЛЕЧО, СЕРДЦЕ? Почему? Выделите корень в этих словах? В какой части слова находится в них гласная после шипящего и Ц?

Почему нельзя записать эти слова, продолжив столбики?

Верно, это будет уже другая орфограмма.

Какие буквы вы предлагаете вставить? (анимация)

К какой части речи принадлежат слова ПЛЕЧО, СЕРДЦЕ?

Итак, буквы О-Е находятся в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Ребята, предположите, какая будет  тема урока? (слайд 9)

Какую цель мы перед собой поставим на урок (анимация)?

Что нам предстоит узнать?

Внесите его во второй столбец таблицы (слайд 10).

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

ж ш ч щ – буквы шипящих звуков

Почему шипящие согласные при письме – опасные?

От чего зависит О- Е в окончаниях существительных?

В окончании.

Потому что гласная буква после шипящего не в корне, а в окончании.

О, е.

Существительные.

Правописание гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Научиться писать  О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

От чего зависит выбор О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц

Р1

К1

К2

П4

Л1

Л2

IV.Решение проблемы

1. Наблюдение над грамматическим материалом

2.Вывод правила

3. Чтение правила в учебнике

4.Воспроизведение правила

 5 минут

Для достижения цели необходимо выполнить несколько заданий (слайд 11).

Выделите окончания в словах и поставьте ударение.

дворцом

плащом

плечом

овцой

товарищем

задачей

репортажем

маршем

Какая гласная буква пишется после шипящих и Ц в ударном окончании существительных?

Верно! Под ударением  пишут О.

Какая буква пишется в безударном окончании существительного после шипящих и Ц?

Сформулируйте вывод о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Откройте учебники на странице ?, давайте сверим наш вывод с правилом.

Прочитайте, заполнив пропуски. (слайд 12)

( В окончаниях существительных после ___ под ударением пишем___, без ударения -____)

Рассмотрите алгоритм (слайд 13). Он есть у вас на карточке-информаторе желтого цвета. Рекомендую использовать его при выполнении заданий.

2 человека выполняют на доске, остальные в тетрадях.

 В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишут О.

В безударном окончании существительного после шипящих и Ц пишут Е.

  В окончаниях существительных после шипящих и Ц под ударением пишем_О, без ударения – Е.

К1

К2

П2

П3

П4

Л1

Л2

V. Физкультминутка

1мин

Как живешь? – Вот так!

(Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так!

(«Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так!

(Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так!

(Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как за партою сидишь?

(Занимают рабочие места и демонстрируют правильную осанку)

ПОВТОРЯЮТ ЗА УЧИТЕЛЕМ

VI. Первичное закрепление 

1. Работа в парах с выбором задания.

4 минуты

Ребята, как говорится, одна голова хорошо, а две – лучше. Поэтому я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столах карточки зеленого цвета. На них помещены 3 задания разного уровня: от простого до сложного (слайд 14).

Договоритесь с соседом  по парте, какое из трех заданий вы выберете, обсудите выполнение и приступайте к записи.

Правило вспомни, алгоритм не забудь!

Только потом выбирай себе путь!

Чья пара справится, возьмитесь за руки и покажите свою готовность.

1) Спишите слова в тетрадь, вставляя буквы О и Е. Выделите окончания слов. Расставьте ударение.

Над чертеж…м, с кирпич…м, за ландыш…м, со свеч…й, над рощ…й, перед встреч..й, с лапш…й, за птиц…й.

2)  Спишите пословицы в тетрадь, поставив имена существительные, данные в скобках, в нужной форме. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Не железным (ключ) сердце открывается, а добротой. Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сердцу. Всех (заяц) упустишь, если сразу за несколькими погонишься. Глупый ловит воздух (ковш). Каждая мать своих (птенец) оберегает.

3) В каждой строке допишите слово-синоним, употребив его в нужной форме, чтобы получилось стихотворение:

Как родник назвать? – ключом

Ну, а доктора? – …

Мы холодное оружье древних лет зовем …

Дом из веток – …

Траву в речке – …

А границу, между прочим, называют …

Артиста цирка – …

Булку с дыркой – …

Проверка по эталону. (Слайды 15, 16, 17)

Над чертежОм, с кирпичОм, за ландышЕм, со свечОй, над рощЕй, перед встречЕй, с лапшОй, за птицЕй.

Не железным ключОМ сердце открывается, а добротой. Слово коварного человека режет острым ножОМ по доброму сердцу. Всех зайцЕВ упустишь, если сразу за несколькими погонишься. Глупый ловит воздух ковшОМ. Каждая мать своих птенцОВ оберегает.

Как родник назвать? – ключом

Ну, а доктора? – врачом

Мы холодное оружье древних лет зовем мечом

Дом из веток – шалашом

Траву в речке – камышом

А границу, между прочим, называют рубежом

Артиста цирка – циркачом

Булку с дыркой – калачом

К1

К2

П2

П3

П4

Л1

Л2

VII. Комплексное применение знаний

 1. Работа в группах

(грамматическое задание и работа по развитию речи)

3 минуты

(слайд 18) Теперь  поработаем в группах.  Посмотрите на экраны компьютеров. Прочитайте задание, выполните его в группе.

  1. Назовите слово.
  2. Поставьте в форму  Т.п., ед.ч. (Кем? Чем?)
  3. Составьте и запишите предложения с этими словами.
  4. Выделите окончание.

Помните: время на выполнение задания ограничено.

Давайте проверим ваши работы (19, 20, 21)

К1

К2

П2

П3

Л1

Л2

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

2 минуты

 Какую цель мы ставили в начале урока?

Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Возьмите листы голубого цвета, заполните последний столбец таблицы, используя карточку-информатор (слайд 22).

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

ж ш ч щ – буквы шипящих звуков

Звуки [ж] и [ш]- всегда твёрдые Звуки [ч,] и  [щ,] - всегда мягкие

1. Почему шипящие согласные при письме – опасные?

Сущ.

с шип. и Ц

О/

(слайд 23) Выберите предложение со слайда, которое характеризует вашу работу на уроке:

  1. Я держался молодцом.
  2. Я была умницей-разумницей.
  3. Я не ударил (а) в грязь лицом.
  4. У меня не получилось стать умельцем.

Покажите свой выбор, подняв нужное количество пальцев: первое высказывание – 1 палец, второе – два и т.д.

Я увидела, что среди Вас много молодцов и умниц. Какие слова с новой орфограммой встретились в этих предложениях: назовите их?

Я вижу, что вы усвоили правило.

Урок окончен. До свидания!

Отвечают, делают выводы

Заполняют последний столбец таблицы

Молодцом, умницей-разумницей, лицом, умельцем

Р2

П4

Л3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...

Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....

План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Повторение пройденного по теме: «Имя существительное»Деятельностная цель: организация работы в парах для открытия и закрепления нового материала.Планируемые результаты: учащиеся сформируют ...