Конспект урока на тему "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Сташкова Ольга Владимировна

Урок повторения и обобщения по теме «Наречие»

7 класс

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2011г.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок - практикум

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока),  карточки с заданиями.

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;
  2. проверить степень овладения умением правильно писать наречие;
  3. прививать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.narechie.docx24.36 КБ
Файл narechie_klaster.docx13.52 КБ
Файл klaster_2.docx12.94 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ»

7 КЛАСС

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2011г.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок - практикум

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока),  карточки с заданиями.

Цели урока:

  1. систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;
  2. проверить степень овладения умением правильно писать наречие;
  3. прививать любовь к родному языку.

           Наречие – одна из самых сложных частей речи в русском языке, мы подошли с вами к обобщению, значит должны уметь видеть, определять, находить наречие в предложении, в тексте. Работаем с карточками самоанализа.

  1. Итак, что же такое наречие? ( На доске составляют кластер по наречию)

– самостоятельная часть речи,

- признак действия,

- как, куда, где, когда, зачем, с какой целью и др.

- не изменяется,

- обстоятельство.

2. Работаем по группам.  По 2 предложения. Прочитать, записать, найти наречия, определить синтаксическую роль и смысловое значение, указать группу. Вывод

 Засветло мы были в птичьем заповеднике. Круг птиц замыкался и сходился заново за кормой. Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. Над самой гладью залива изредка пролетали огромные пеликаны.

 3. От чего образуются наречия? А чаще? Смотрим, где прилагательное, а от существительного глагол.

  Преобразуйте словосочетания «прилагательное + существительное» в словосочетания «наречие + глагол».  

Быстрый бег, упорный труд, веселая игра, долгая ходьба, напряженная работа, толковый ответ, хорошая мысль, робкая просьба.

 Образовали сс. Скажите, что можно образовать от наречий, которые образованы от качественных прилагательных. (степени сравнения).Какие степени есть у наречия? Проверка  (кластер). На доске записать степени сравнения от первых 3 наречий. Вывод с доски

4. Большую трудность  доставляет правописание наречий. Вернемся ко второму заданию. Какую орфограмму увидели? Объясните правописание наречий.

5. Прочитайте пословицы и поговорки. Найдите в предложениях наречия с не, выпишите их, графически объясняя условия выбора слитного и раздельного написания.

Соврет – недорого возьмет. Глупа та птица, которой свое гнездо никогда не мило. Одна пчела не много меду принесет, а мало. Недолго думал, да ладно молвил. Зимой без шубы ходить не стыдно, а холодно.  Нелепо обижаться по пустякам на дорогих и близких  тебе людей. Учиться никогда не поздно

   6. Игра «Эстафета»: учащиеся делятся на команды (по рядам), лист с заданием учащиеся передают как эстафетную палочку, при этом либо вставляют мягкий знак, либо указывают, что его вставлять не нужно.      

  Одна дверь на замок, другая настеж(?). Замуж(?) выходи - в оба гляди.  Врет сплош(?), а переврать не умеет. Блины съел, вареники съел, а  уж(?) на работу сил не хватает. День да ночь – сутки проч(?). По моде и мыш(?) в комоде. Скупой богач(?) беднее нищего.

8.Словарный диктант. Записать под диктовку, проверить (слайд-проверка). Поставить оценки.

На улице по-весеннему свежо, говорить по-немецки, кое-как передвигаться, запоминать крепко-накрепко, смущенно улыбаться, по-прежнему дружить, держаться мужественно, подхватить на лету, заготовить впрок, работать вручную, еще рано, зловеще крикнул, выполнить точь-в-точь, бок о бок.

9. Итак, заканчивая урок мы должны сказать, как отличить наречие от других частей речи (вопросы, относится к глаголу, обозначает признак действия)

Вывод: наречия, выражая признак действия,  эмоционально окрашивают его, уточняют и конкретизируют. Без них утратилась бы живописность, эмоциональность.  Доказательство в этом стихотворении.

  Хорошо, красиво, ладно,

Осторожно, аккуратно,

Чисто, ласково и нежно,

Бодро, холодно и снежно,

Тихо, близко, далеко,

Быстро, весело, легко.

  Знаем мы или не знаем,

Что наречия читаем?

Вы запомните их прочно,

Навсегда, надежно, точно.

  Горько, кисло, сладко, вкусно.

Тяжело, печально, грустно,

Вправо, влево, глубоко,

Справа, слева, высоко.

Громко, внятно, четко, ясно,

Замечательно, прекрасно,

 Рядом, близко, далеко,

Быстро, весело, легко.

Ясно, правильно и точно,

Навсегда, надежно, прочно,

Верно, ровно, прямо, стройно,

Мирно, дружно и спокойно.

     В завершении урока хочется пожелать что–нибудь хорошее, доброе, используя наречия. Продолжите… чтобы дома, в школе, на работе было счастливо, по-доброму,…..

10. Д.з. 1.Упр. 268 – составить диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучали в теме «Наречие»

2. Написать сочинение - миниатюру на тему: « Зачем нужны наречия в нашей речи»

чуть свет; ни свет ни заря – Рано

кот наплакал- мало

яблоку негде упасть- тесно

хоть глаз выколи – темно

черепашьим шагом – медленно

рукой подать – близко

из рук вон, никуда не годится- плохо

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

        Наречие -  

самостоятельная часть речи

 признак действия

где? куда? зачем? с какой целью? как? зачем? когда? и др.

 не изменяется

 обстоятельством

предмет

действие

сказуемым

изменяется по родам, числам и падежам

определением

служебная часть речи



Предварительный просмотр:

Простая сравнительная степень

Составная сравнительная степень

Составная превосходная степень

Быстрее

 более быстро

 быстрее всех

Упорнее

 более упорно

 всех упорнее

Веселее

 более весело

 веселее всех


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...