Урок развития речи в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Батлук Светлана Александровна

Урок по обучению анализа художественного текста и написанию сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_11_klasse.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Р.Р.Анализ художественного текста.

Предмет: русский язык
Класс: 11
Тип урока: урок  развития речи (2 урока)

Задачи урока:

 1.Воспитательные:

-формирование нравственно-этической ориентации

-формирование умения понимать систему ценностей другого человека

-развитие коммуникативных УУД:

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

2.Образовательные:

- развитие лингвистической компетенции;

- развитие умения анализировать текст художественного стиля,

  • определение его проблематики,
  • определение позиции автора,

-формирование умения создавать текст самостоятельно по заданным параметрам.

-формирование умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать свое мнение

- совершенствовать орфографические  и пунктуационные  умения.

3.Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений (анализ, синтез)
  • развитие умения работы в группе и в паре.
  • развитие контроля, коррекции, рефлексии

Тип урока: урок развития речи

Методы: проблемный, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная

Приемы работы: выразительное чтение, работа со словарями, содержательный анализ текста, составление плана, аналитическая беседа.

Предварительная работа: Обучаемые должны подобрать художественные произведения для книжной выставки, в которых мир показан глазами ребенка, обосновать свой выбор.

          Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; интерактивная доска(по возможности), раздаточный материал на каждую парту (комплект разрезанных  карточек для повторения композиции сочинения, клише для написания сочинения, рассказ Г . Горина "Ежик", схема для самопроверки), тематическая выставка художественной литературы  "Мир глазами детей", словари разных типов ( толковый, философский, энциклопедический, словарь психолога)

Технологическая карта урока развития речи в 11 классе . Тема урока : «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Г.Горина».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Здравствуйте , ребята ! В этом году вам предстоит пройти серьезные испытания - сдать ЕГЭ. Безусловно, результат экзамена во многом зависит от вашей плодотворной работы на уроках. Наиболее сложным видом работы в ЕГЭ по русскому языку является написание сочинения.

Можно ли справиться с этим серьезным заданием? Смогу ли я? -такие вопросы часто задают себе ваши сверстники.

Да , это возможно! 

Наше занятие мы посвятим подготовке к сочинению-рассуждению, т.е. части С1 ЕГЭ  по русскому языку. А на вопрос, о чем мы будем с  говорить на уроке, ответ дадите вы.

Приветствие учащихся.

УУД: личностные: мотивация учения

Коммуникативные:

Создание доброжелательной атмосферы

2. Актуализация

Знаний (4 мин)

3.Работа со словарями (5 мин)

4. Проверка домашнего задания (10 мин)

5.Повторение знаний о композиции сочинения. Постановка учебных задач.

(6 мин)

6. Анализ текста.

А) Определение стиля и типа речи (5 мин с чтением учителя)

Б) Работа над планом(7 мин)

Физкультминутка

(1 минута)

В) Формулировка проблемы (10 мин)

Г) Работа над позицией автора (4 мин)

Д) Работа над комментарием к проблеме. Самостоятельная работа учащихся по написанию части сочинения ( проблема, комментарий, позиция автора)(25 мин)

   

Физкультминутка (1 мин)

Е) Работа над своей позицией по проблеме (3мин)

7.Подведение итогов. Рефлексия. (6 мин)

8. Домашнее задание (2 мин)

Учитель читает отрывок из книги А.Ф.Рогалева "Эзотерическая лингвистика".

"Дети от рождения до подросткового возраста находятся в том состоянии, которое можно назвать переходным от тонкой энергетической среды в плотный физический мир. Поэтому детская и взрослая картины мира несопоставимы.

Взрослым только кажется, что они понимают мир лучше, чем дети. На самом деле взрослые просто воспринимают окружающее формально-логическим способом, а дети видят мир образно. У них, в отличие от взрослых, доминирует не левое полушарие головного мозга, а правое, которое, кстати, не только продуцирует мыслеобразы, но и связано ещё со сферой подсознания, где хранится информация обо всей истории индивида.

Образ мира для большинства взрослых – это образ плотной материальной среды, обусловленный исключительно материалистическим мировоззрением. Сознание многих взрослых не приемлет идеализма . Внутренний мир таких взрослых людей уныло-прагматичен и раскрашен преимущественно в чёрно-белые тона. А если встречается среди них носитель иного образа мышления, то он оказывается в одиночестве."

Как вы думаете , о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Групповая работа. Определите значение слов  ВОСПРИЯТИЕ, мировосприятие в  словарях разных типов (Толковый, философский, энциклопедический)

Поговорим, в каких книгах мир показан глазами ребенка?

 Дома вы подбирали художественную литературу для книжной выставки "Мир глазами детей".Познакомьте с выбранной вами книгой и кратко обоснуйте свой выбор.

Прежде чем мы перейдем  к тексту, по которому мы будем писать сочинение, вспомним композицию сочинения-рассуждения .

Работа в парах. Выстройте карточки (Смотри Приложение 1) в таком порядке, чтобы они отражали композицию экзаменационного сочинения. Определите значение каждой части (Если есть интерактивная доска, можно использовать ее для проверки задания или же использовать слайд презентации).

Выявите для себя те части сочинения, в написании которых вы испытываете затруднения. Подумайте, что вы знаете по теме, каких знаний вам не хватает. Сформулируйте задачи, которые вы ставите перед собой на этом уроке.

Учитель предлагает послушать рассказ Г.Горина "Ежик"(Распечатки с текстом на партах)

-Определите стиль и тип речи.  

- Какова тема текста?

- Кто является главными героями рассказа?

 

Составим план текста. Перед нами текст- повествование, поэтому обращаем внимание на события, которые происходят в тексте. (Самопроверка. Слайд на экране (показывается  несколько минут)

План

1.Славик притащил  ежика в шапке

2.Он (Сенька) дал мне ежика, а я ему билетик.

3.Он (билет) выиграл... холодильник

4.Встреча с Сеней.

5.Папа снял пальто и полез по водосточной трубе.

      6.Это же не тот тираж...)

Следующий этап работы один из самых сложных, поэтому предлагаю провести физкультминутку. Раз мы сегодня говорим о детском восприятии мира, то пофантазируйте и, не вставая с места, изобразите 1)идущий по рельсам поезд, двигая только плечами,2)взлетающую птицу, используя только кисти рук; 3) ежика, который от страха свернулся в клубок  и выставил все свои иголки, потому что испугался папа, который зашипел на Славика.

Продолжаем работать. В чем особенность выражения  проблемы в художественном тексте?

Работа в  группах. Выделите маркером  в тексте  слова, которые помогают понять отношение героев к  происходящим событиям, характеризуют их психологическое состояние. Подумайте, как это характеризует героев. 1 и 2 группа  работают над образом Славика, 2 и 3 группа над  образом папы.

Слушает выступления обучаемых. Результат работы групп показывает на слайде. ( несколько минут) (Смотри Приложение2 ).Обучаемые фиксируют результат работы другой группы у себя в тексте.

Как относятся герои к одним и тем же событиям? Как они воспринимают окружающий мир? Чем они отличаются друг от друга?

Сформулируйте проблему текста используя следующие клише:

          Автор поднимает проблему…

        •Автор затрагивает очень важную проблему…

        •Автора текста волнует проблема…

        •(Сформулировать вопрос) Именно эта проблема привлекла внимание автора.

            •Текст … заставил меня задуматься над проблемой

Для того, чтобы не допустить логических ошибок в сочинении сейчас сформулируем позицию автора по проблеме, а потом будем работать над комментарием.  Нужно помнить, что проблема и позиция автора в вашем сочинении должны  составлять вопросно-ответное единство .

 Подумаем какова главная мысль этого текста? Найдите предложение, в котором она выражена.

Какой смысл кроется за этой фразой? Как относится автор к этой истории? Какова его позиция по проблеме?

 Сформулируйте позицию автора, используя клише:

Автор считает, что…

 Автор утверждает, что…

Автору важно убедить читателя в том, что…

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…

\

Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее прокомментировать.

- Создавая комментарий, вы должны помнить, что в нем  не должно быть пересказа исходного текста; а также не забывайте, что вы комментируете текст  художественного стиля. В центре нашего внимания должны быть поступки героев, их отношение к событиям, речь героев. Используем материал составленной таблицы.

Обязательно используйте клише, которые организуют комментарий:

  • Чтобы  раскрыть суть проблемы, автор обращает внимание на отношение героев к...
  • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни...
  • В центре внимания автора…
  • Автор обращает внимание читателя на то, как...
  • Автор ( с иронией, с юмором)  рассказывает...
  • Неслучайно автор для характеристики героя   использует...
  • Поведение героя помогает понять читателю...
  • Поступок героя свидетельствует о том, что...
  • Слова героя показывают, что..
  • Симпатии автора на стороне...

(При обсуждении результатов особое внимание обратить на требования, предъявляемые к написанию комментария.)

Мы закончили еще один важный и сложный этап работы, поэтому давайте выполним гимнастику для глаз. начертите на потолке взглядом цифры от одного до девяти.

Выразите свою позицию по проблеме, выразив согласие или несогласие с автором, используя следующие клише:

Нельзя не согласить с автором в том, что…

Я согласен с автором  в том, что…

С автором трудно (не) согласиться. Я  тоже...

Позиция автора близка (понятна ) мне

Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

Достигли ли вы той цели, которую вы ставили перед собой в начале урока? Вспомните, что вы делали и как?  С какой частью работы вы справились легко? В чем испытали затруднения? Над какой частью сочинения вам еще надо работать в дальнейшем? В каких ситуациях вы можете применить полученные знания и способы работы с ними? Сделайте каждый свои выводы.

Учитель задает домашнее задание.

  1. Допишите сочинение-рассуждение по тексту Г.Горина в формате ЕГЭ (задания для части С1).Использовать схему для  проверки логики сочинения.(Приложение 5)(для слабых)
  2. Напишите сочинение по самостоятельно сформулированной проблеме (для сильных)
  3. Используйте материал урока и материал книжной выставки "Мир глазами ребенка" для аргументации собственного мнения по проблеме.

Слушают отрывок

О детях и взрослых, о том, как они видят мир, о внутреннем мире детей и взрослых. О детском и взрослом восприятии мира.

Работают со словарями разных типов..Делают вывод.

 

Называют книги и кратко обосновывают свой выбор. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц", А.Гайдар "Чук и Гек", А.Лиханов "Магазин ненаглядных пособий", А. Платонов "Никита" Драгунский "Денискины рассказы", Е .Носов "Фантазеры", М.М.Зощенко "Великие путешественники" и др.

Работают в парах. Осуществляют самопроверку.

Делят лист на две части , пишут, что знают по теме, выявляют свои пробелы, ставят учебную задачу.

Реализация индивидуального задания. Заранее подготовленный ученик читает текст выразительно. Слушают.

Отвечают на вопросы.

(Художественный стиль, повествование

 О том, как Славик выменял ежика на лотерейный билет.

Папа и его сын Славик.)

Составляют план. Осуществляют самопроверку по слайду. Корректируют свои записи.

Выполняют упражнения

(Нужно уметь читать подтекст. Она не лежит на поверхности. Нужно анализировать поступки героев, уметь выявлять отношение к ним автора,  определять черты характера героя, понимать, что  хотел сказать нам автор).

Работа в группах. Выполняют задание. Выступают с результатами работы. Обсуждают. Корректируют свои записи.

(Относятся по-разному. Сын воспринимает мир живо , естественно, эмоционально, ему интересно только то, что его по-настоящему увлекает.  Отец смотрит на вещи практично, с позиции их материальной ценности, нужности. Отец утратил детскую непосредственность, живость восприятия, он   взрослый человек, обремененный опытом)

Формулируют проблему. Обсуждают варианты  предложенных проблем .

Выявляют главную проблему.

Находят предложение, интерпретируют его смысл, формулируют позицию автора. Обсуждают предложенные варианты.

Работа в группах. Класс делится на 4 группы. Пишут часть сочинения. (Проблема. Комментарий. Позиция автора). Обсуждают свои работы в группе. Каждая группа представляет свой вариант. Выявляют сильные и слабые стороны. Особое внимание обратить на требования, предъявляемые к написанию комментария.

Выполняют упражнения.

Формулируют свою позицию по проблеме. Обсуждают несколько вариантов.

Высказывают свое мнение, анализируют работу на уроке, отмечают успехи и  выявляют затруднения, с которыми не удалось справиться.

Записывают домашнее задание, получают раздаточный материал. (Приложение3)

УУД личностные:

нравственно-этическая ориентация

Логические УДД:

 анализ объектов с целью выделения признаков

 Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.

Познавательные(Логические) УУД: синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов, целеполагание 

Регулятивные УДД:  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Коммуникативные УУД: умение работать в парах.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Личностные УУД : Нравственно-этическая ориентация

Логические УУД:  анализ объектов с целью выделения признаков, синтез

Регулятивные УДД:  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция

Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация. Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Регулятивные УУД: Саморегуляция, коррекция

Логические УУД: установление причинно-следственных связей,  анализ объектов с целью выделения признаков

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, смысловое чтение, умение создавать высказывание с заданными характеристиками.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:  коррекция

Логические УУД: установление причинно-следственных связей

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, поисковое чтение, умение создавать высказывание с заданными характеристиками.

Познавательные (Общеучебные ) УУД: осознанное  построение речевого высказывания в  письменной форме с заданными характеристиками

Коммуникативные УУД: умение работать в группе, контроль, коррекция, оценка действий партнера , коррекция собственного высказывания

Личностные УУД:Установка на здоровый образ жизни и ее реализация

Коммуникативные УУД: умение создавать высказывание с заданными характеристиками.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация

Познавательные (общеучебные ) УУД : рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  Использованная литература

1. Сенина Н.А. и Нарушевич А.Г.Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Издательство "Легион".-Ростов-на-Дону, 2014

2.А.Ф.Рогалев "Эзотерическая лингвистика".-Гомель, 2014

                                                                                                                                                                                                                                                     

  Приложение 1

Вступление

Часть сочинения, которая подводит к проблеме.

Проблема

Сложный вопрос, над которым задумывается автор

Комментарий к проблеме

пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной  проблемы 

Позиция автора

Ответ, на вопрос, поставленный в тексте,то, в чём автор видит решение проблемы.

Собственное мнение по проблеме

Ваша точка зрения на решение проблемы

Аргумент1

доказательство, довод, подтверждающий или опровергающий какую-либо мысль.

Аргумент 2

доказательство, довод, подтверждающий или опровергающий какую-либо мысль.

Вывод

Обобщение основных мыслей работы

Приложение 2

Сын Славик

План

Папа

Притащил, закричал, задыхаясь от счастья

1.Славик притащил  ежика в шапке

Отложил, осмотрел, сказал, хороший еж, симпатяга

Ой, смотри, еж под диван полез...

2.Он (Сенька) дал мне ежика, а я ему билетик.

 Какой еще билетик? Погоди ты со своим ежиком,  нервно сказал

Не переставая наблюдать за ежиком, улыбнулся, обиделся, испуганно сказал, заплакал

3.Он (билет) выиграл... холодильник

тихо спросил, нос  покрылся капельками пота, как-то странно задрожал, что ты мелешь? Так зашипел, что ежик от страха свернулся в клубок; оболтус, закричал, вскочил, схватил голыми руками, ехидно сказал

4.Встреча с Сеней.

грозного папу,  спросил, надвигаясь; сказал , уголовник, ростовщик, возьми свою колючку, стараясь быть спокойным два раза срывался, все-таки дополз

С восторгом наблюдали

5.Папа снял пальто и полез по водосточной трубе.

Ну и что же? Папа, ты не расстраивайся. Он все равно отдает нам ежика.

6.Это же не тот тираж...

 устало сказал, молча отошел, сердце бешено стучало, плыли оранжевые круги, тяжело опустил голову

Приложение 3

Сформулируйте проблему текста используя следующие клише:

                      Автор поднимает проблему…

  • Автор затрагивает очень важную проблему…
  • Автора текста волнует проблема…
  • (Сформулировать вопрос) Именно эта проблема привлекла внимание автора.
  • Текст … заставил меня задуматься над проблемой

Сформулируйте позицию автора, используя клише:

  • Автор считает, что…
  • Автор утверждает, что…
  • Автору важно убедить читателя в том, что…
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что…
  • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…

Обязательно используйте клише, которые организуют комментарий:

  • Чтобы  раскрыть суть проблемы, автор обращает внимание на отношение героев к...
  • Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни...
  • В центре внимания автора…
  • Автор обращает внимание читателя на то, как...
  • Автор ( с иронией, с юмором)  рассказывает...
  • Неслучайно автор для характеристики героя   использует...
  • Поведение героя помогает понять читателю...
  • Поступок героя свидетельствует о том, что...
  • Слова героя показывают, что..
  • Симпатии автора на стороне...

. Выразите свою позицию по проблеме, выразив согласие или несогласие с автором, используя следующие клише:

  • Нельзя не согласить с автором в том, что…
  • Я согласен с автором  в том, что…
  • С автором трудно (не) согласиться. Я  тоже...
  • Позиция автора близка (понятна ) мне
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

Приложение 4

Композиция сочинения-рассуждения

  1. Вступление.

  1. Проблема, над которой размышляет автор.
  2. Комментарий.
  3.  Позиция автора.

  1. Собственное мнение ( Тезис)  

   

  1. Первый аргумент.

                                   

  1. Второй аргумент.  

                                     

  1. Вывод (заключение).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...