Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»
методическая разработка по русскому языку

Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkyazsotspr.docx204.65 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

Руководитель: Рамазанова Х. А.

2016-2017 учебный год

Паспорт социального проекта

Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»

Цель проекта: изучение социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка; приобщение школьников к чтению изданий из федерального перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам для самостоятельного чтения.

Задачи проекта:

организация сотрудничества “ученик - учитель – родитель-библиотекарь”;

возрождение традиции семейных чтений;

повышение культуры чтения в семье;

приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;

повышение интереса к чтению художественной литературы школьников,  развитие их творческих способностей, расширение общего и художественного кругозора;

формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.

Авторы проекта

Учащиеся 5 класса

Источники получения информации

Материалы социологического опроса, ресурсы сети Интернет, встречи с библиотекарем школы, фонд школьной и районной библиотек

Основные формы работы над проектом

  • Создание инициативной группы по реализации мероприятий данного проекта
  • «Мозговой штурм» в классном коллективе по составлению плана реализации проекта
  • Социологический опрос учащихся класса и их родителей по изучению круга чтения (анкетирование)
  • Анализ перечня «100 книг для чтения»
  • Библиотечные уроки и встречи с интересными людьми
  • Ведение читательского дневника
  • Создание творческих работ и участие в творческих конкурсах
  • Организация работы над проектом, реклама проекта для учащихся школы, подведение итогов, награждение наиболее активных участников проекта

Участники проекта

Ученики 5 «а» класса

Родители, учителя русского языка и литературы

Библиотекарь школы

Объект и предмет исследования

  • Круг чтения и творческое отношение учащихся и их родителей к чтению.
  • Создание творческих работ по прочитанным книгам.

Время реализации проекта

2016-2017 учебный год

Ожидаемые результаты

  • Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.
  • Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей разнообразные формы работы.
  • Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников.
  • Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта.
  • Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
  • Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
  • Получение учащимися личного индивидуального опыта, необходимого для успешной самореализации.

Практическая значимость проекта

  • Приобщение к чтению книг.
  • Развитие речи пятиклассников и их творческих способностей.
  • Получение опыта в поиске нужной информации из различных источников.
  • Приобретение коммуникативных навыков.

Краткое описание идеи проекта

В настоящее время качество чтения учащихся указывает на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Современные школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора и зависимости от сети Интернет, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка. Поэтому актуальность темы проекта очевидна,а также в связи с появлением рекомендованного списка для самостоятельного чтения «100 книг».  А реализация проекта, на наш взгляд, позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени. Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности. Новизна проекта состоит в том, что учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству. Кроме того у данного проекта есть и теоретическая значимость: знакомство с  новыми понятиями в различных областях знаний.

Этапы реализации проекта:

2016-2017 уч. г.

Подготовительный этап:

  • Определение круга чтения для данного класса, составление списков рекомендуемой литературы (чтение сверх списков учитывается).
  • Разработка модели методического сопровождения проекта «Ты читаешь? Это круто!»
  • Разработка анкетирования для родителей с целью изучения традиции семейного чтения.
  • Выбор модели творческой работы для класса.
  • Подготовка наглядности (презентация, выставка книг).
  • Социологический опрос среди учащихся «что прочитать из перечня «100 книг».

Внедренческий этап:

  • «Старт» проекта – библиотечный урок.
  • Участие в работе библиотечного клуба.
  • Распространение информации среди учеников (мобильный стенд библиотеки, учитель, библиотекарь). Интервью со старшеклассником о любимых книгах.
  • Систематические собеседования руководителей проекта с детьми о прочитанных книгах.
  • Заочные экскурсии по литературным местам Дагестана.
  • Презентации интересных книг (ознакомление с писателем и книгой) из перечня «100 книг».
  • Чтение книг.
  • Работа над прочитанным (ролевая игра, литературная игра, викторина, театральная постановка, дискуссия, литературная гостиная)
  • Оформление индивидуальных «дневников читателя» и общей творческой работы: создание памяток для учеников и родителей, участие в акции «Говорящая закладка»
  • Отслеживание наполненности «дневников читателя»
  • Создание творческих работ для участия в библиотечных конкурсах «С книгой открываю мир природы», «Самый читающий класс», «Ты читаешь? Это круто!»

Завершающий этап:

  • Реклама проекта для учащихся пятых классов и младших школьников и защита творческих работ по прочитанным книгам.
  • Отчёт на педагогическом совете.
  • Презентация творческих работ и оформление отчёта о проделанной работе (страничка «Радуга – дуга» в газете «Садовод»).
  • Проведение родительского собрания «Традиции семейного чтения» с вручением памяток для родителей.
  • Праздник для младших товарищей 1 «а» «Как хорошо уметь читать!» с вручением памяток «Вам, юные читатели!»
  • Награждение активных участников проекта

       

Отчёт о реализации проекта «Ты читаешь? Это круто!»

        В рамках урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка и литературы реализовывался проект «Ты читаешь? Это круто!»

        Цель проекта: изучение социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка.

Задачи проекта: организация сотрудничества “ученик - учитель – родитель-библиотекарь”; возрождение традиции семейных чтений; повышение культуры чтения в семье; приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки; повышение интереса к чтению художественной литературы школьников,  развитие их творческих способностей, расширение общего и художественного кругозора; формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.

       В ходе реализации проекта была создана инициативная группа по реализации мероприятий проекта, участниками которой стали учащиеся 5 «а» класса.

       Участники группы провели социологический опрос среди одноклассников для выявления их круга чтения, анкетирование для родителей о традициях семейного чтения. Ребята выяснили, что пятиклассники предпочитают приключенческую литературу.

       На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности учениками были созданы буклеты-памятки для родителей и младших товарищей. В течение первого полугодия совместно со школьным библиотекарем пятиклассники собирали материал для конкурсов: «С книгой открываю мир природы», «Самый читающий класс», «Ты читаешь? Это круто!», вели читательские дневники, делились впечатлениями о прочитанных книгах. Во втором полугодии велась огромная творческая работа: отзывы о прочитанных произведениях, проекты «Эти книги мы прочитали», создавались викторины и кроссворды по прочитанным книгам, писались мини-сочинения «Моя золотая полка». Кроме того, инициативная группа подготовила совместно с библиотекарем презентацию для пятиклассников и младших школьников «Ты читаешь?       Эффективность реализации проекта прослеживается в социально-личностном направлении – это приобретение опыта активной работы в малых группах, общение. Формирование чувства уверенности в себе, собственной значимости. При этом пятиклассники отработали набор основных знаний, умений, практических навыков культуры чтения, исследовательской и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."

Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...

Социальный проект "Табакокурение как социальная проблема"

  С социальным проектом  "Табакокурение как социальная проблема" ребята , входящие в актив  районного Содружества детских общественных объединений "Аист" принимали участие в областном конкурсе социаль...

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

Методические рекомендации по поиску средств и социальных партнёров для реализации детских социальных проектов

С развитием в городе детского движения всё больше мы говорим о социальной проектной деятельности. Работая над социальным проектом, дети не только заявляют о проблеме, а под руководством координатора –...

Социальный проект "Ты читаешь? Это круто!"

Значимость проекта состоит в том, что учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познан...

Муниципальный этап XIX областного конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции « Я гражданин – России!» Номинация: «Добровольчества и волонтёрства» Социальный проект «Добрая воля»

Нас в жизни окружает очень много равнодушных людей. Мы хотим изменить такое отношение к жизни у большинства из них.Своим проектом мы хотим привлечь к волонтерскому и добровольческому движению как можн...