Мастер - класс "Диалог культур"
материал по русскому языку

Ахметзянова Эльмира Мирбатовна

Мы с вами живем в стремительном 21 веке. Нашему государству необходимо сильное, конкурентоспособное  поколение.

Как вы думаете, какую  же задачу ставит современное образование перед школой? Основная задача - сформировать духовно богатую личность, человека, любящего свой народ, свою культуру, свой язык.

Именно такое поколение может стать гарантом стабильной жизни в настоящем и залогом плодотворного развития государства в будущем.

Большие возможности в привитии чувства любви к языку, в осмыслении общечеловеческих ценностей, в воспитании личности с высоким чувством патриотизма, в формировании уважительного отношения к другим культурам заложены в языке.

Одной из важных педагогической технологий, на мой взгляд, для формирования духовно-нравственных ценностей является технология «диалога культур».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер - класс "Диалог культур"26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Диалог культур»

Добрый день! Я , Ахметзянова Э.М., приветствую вас на  своем мастер-классе.  Мы с вами живем в стремительном 21 веке. Нашему государству необходимо сильное, конкурентоспособное  поколение. 

Как вы думаете, какую  же задачу ставит современное образование перед школой?

Да, все верно. Основная задача - сформировать духовно богатую личность, человека, любящего свой народ, свою культуру, свой язык.

Именно такое поколение может стать гарантом стабильной жизни в настоящем и залогом плодотворного развития государства в будущем.

Большие возможности в привитии чувства любви к языку, в осмыслении общечеловеческих ценностей, в воспитании личности с высоким чувством патриотизма, в формировании уважительного отношения к другим культурам заложены в языке.

Одной из важных педагогической технологий, на мой взгляд, для формирования духовно-нравственных ценностей является технология «диалога культур».

Тема нашего мастер- класса – диалог культур.

- А что такое диалог культур? Ваши варианты… Молодцы! Вы все верно отметили, что такое диалог культур.

Это взаимодействие (взаимообмен) различных культур между собой, взаимообогащение культурного пространства.

-Большое спасибо за ваши ответы!

Разработчиками этой педагогической технологии считаются Владимир Соломонович Библер, ученый Российского Гуманитарного университета, г. Москва, и учитель – экспериментатор из г. Кургана Курганов Сергей Юрьевич.

Развитие у школьников диалогического сознания и мышления достигается через следующие задачи:

-Формирование межкультурной коммуникабельности.

-Приобщение детей к культуре разных народов.

-Формирование у детей способности принятия разных культур.

-Воспитание дружеских отношений между людьми разных национальностей.

Все мы знаем, что 2021 год в нашей республике объявлен Годом…

 Именно поэтому сегодня я хочу показать вам, как в условиях многоязычности можно применить данную технологию в  работе с детьми на уроках или во внеурочной деятельности. Итак, начинаем знакомство с технологией «Диалог культур».

Наша сегодняшняя встреча  необычная, нам с   вами предстоит построить дом дружбы, где все народы нашей республики  будут жить счастливо, в любви и согласии. Наш Татарстан - многонациональная республика. Здесь проживает большое количество народностей, которые похожи между собой, но в то же время имеют отличительные черты, позволяющие каждой из национальностей сохранить свои особенности, традицию и элементы культуры. Все они в разное время и по разным причинам

оказались на нашей  земле, где обрели свою вторую Родину.

( прикрепить бумажные куклы к доске)

Именно поэтому сегодня мы с вами будем строить дом Дружбы.

А с чего начинается любое строительство? Конечно же, с проекта. Наш проект уже готов (показать). А чтобы было интереснее строить, мы с вами разделимся на 2 группы.

- Строительство начинается. Прежде чем возвести стены, мы заложим?...(фундамент). Спасибо большое за ответы.

Наш будущий дом – это дом Дружбы. А это значит, что в нем будут жить люди разных национальностей. Поэтому для начала давайте поздороваемся на разных языках. Выиграет та команда, которая последняя произнесет слова приветствия (подсказки на доске и на столах). Вам дается 1 минута.  Итак, время пошло.

Молодцы!!! Это была разминка. Право заложить фундамент  предоставляется группе…

Ну что ж, фундамент заложен, как вы думаете, что теперь нам предстоит возвести?

Да, конечно же, стены.  И первыми в эту стену будут положены «Кирпичи народной мудрости».  Давайте обратимся к народной мудрости разных народов, живущих в нашей республике. Вековая мудрость, жизненный опыт, тонкое наблюдение, насмешка, шутка – все это отражается в короткой фразе, в пословице.  Я предлагаю следующее задание: «Закончите пословицу».

Молодцы! Спасибо большое!

Вот мы и познакомились с народной мудростью наших соседей  и заложили наши первые   кирпичики будущего дома.

А как вы думаете, какой этап строительства будет следующим?

Да, это окна нашего будущего дома.  Дом ведь наш не совсем обычный, значит, и окна будут необычными. 

Татарстан – чудесный край,
Многокрасочный, как рай.
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны,
Цену дружбы знаем мы,
Эти узы так важны.

Все мы знаем, что в нашей  республике проживают люди разных национальностей. Сохранение межнационального согласия и гармонии – это основа для развития добрососедских  отношений в нашем доме. Только все вместе мы  можем многого достичь, сделать так, чтобы наши  потомки гордились нами. Именно поэтому каждая группа  должна создать разработанные для жильцов дома дружбы правила. Время для выполнения задания- 1 минута. Итак, время пошло.

Команды зачитывают свои правила. Окна  и эмблема прикрепляются к доске.

Большое спасибо командам. Действительно, мы с вами живем в многонациональной республике, именно поэтому нам всем следует быть взаимовежливыми, толерантными, понимающими.  Таким образом,  понимание  достигнуто, правила эти займут достойное место в нашем доме.

А мы продолжаем строительство нашего дома. 

Сейчас каждая команда должна назвать как можно больше представителей тех национальностей, которые проживают в нашей республике.  Попрошу подойти ко мне по одному представителю из каждой команды. Вам поручена важная миссия в строительстве нашего дома. Каждый правильный ответ – это еще один кирпичик, который вы должны будете добавить в наш дом. Время ограничено - вам дается лишь одна минута. 

(Называют национальность- кирпич)

Какие вы молодцы! Наш дом растет на глазах!

Как вы думаете, что мы должны сделать дальше? (крышу)

Да, дорогие друзья, мы возвели стены, и нам осталось только построить крышу  нашего будущего дома .Мудрость народа часто содержится в кратких высказываниях, содержащих глубокую мысль,- афоризмах. Предлагаю вам придумать собственное высказывание по следующей формуле: « Родной Язык – это…» 

Время для выполнения задания- 1 минута. Итак, время пошло.

Замечательные высказывания! Большое спасибо командам!

Команды зачитывают свои высказывания и прикрепляют крышу.

Благодаря вам  наш дом обрел свою крышу. Посмотрите, наше строительство почти подошло к концу. Не хватает лишь каких- то деталей.

 Для этого давайте вспомним, что мы с вами строим?

Да, молодцы, мы строим дом будущего.

А без чего нет будущего? (варианты ответов)

Конечно же, без прошлого.

Чем больше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть к новому принадлежим.

Очередь дошла и до нашего бабушкиного  сундука. 

Крышку приоткроем?  

Перехватит дух.

Необычный запах от вещей старинных.

Вот он и пушистый бабушкин клубок …

Ты крутись, крутись клубок,

Вейся нитки ручеек,

Нам клубочек помогай,

Тайну раскрывай…

Я прошу вас всех выйти сюда ко мне.

 В нашем сундучке спрятались различные старинные предметы. Их объединяет то, что они есть почти у каждого народа Поволжья, только называются они по-другому. Отгадайте предметы и назовите их. Клубочек передаем тому, кто отгадал загадку (загадки на карточках)

Посмотрите, этот небольшой клубочек с его старинными предметами олицетворяет прошлое. Мы с вами строим дом будущего. Клубочек из прошлого привел нас всех к дому будущего.

Что же получается? Давайте поразмышляем…Вывод: без прошлого нет будущего. Это наша общая дорожка, по которой мы с вами вступим в дом дружбы.

Строили мы, строили и, наконец,  построили. Перед нами  наш дом дружбы. Обратите внимание на его цвет.

 Как вы думаете, с чем это связано?

Действительно, перед нами цвета государственного флага РТ. Каждый цвет имеет своё символическое значение. Красный цвет - это цвет солнца, цвет огня, молнии. Зелёный цвет - символ живой и вечно обновляющейся природы, это символ молодости. Белый цвет - символ чистоты,  чести, мира.

В чем символичность этого дома?

Татарстан - многонациональная республика. Она стала настоящим домом для многих людей. Каждый народ уникален своей национальной культурой. Все мы разные, но это не должно нам мешать жить в мире и согласии друг с другом.

Рефлексия

- Сегодня мы все прекрасно потрудились.  Дом мы с вами построили, людей в него поселили. Но какой же дом без сада? Давайте вместе посадим дерево, которое будет радовать нас своей красотой. А также я  предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о нашей встрече. Выберите «цветочек» и украсьте это Дерево и объясните свой выбор.

«Цветочек» красного цвета – понравилось всё.

Синий цветочек - хочу узнать больше.

Желтый цветочек - заинтересовало, буду применять в своей работе.

 А закончу нашу встречу словами Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе…»  Обучая других – учитесь сами.

- Вы все молодцы! Всем огромное спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....

Урок "Подростковая культура". Мастер-класс для эстонских учителей

Мастер-класс  для делегации из русскоязычных школ Эстонии  на тему...

Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)

1 слайдУважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.Этот вопрос затрагив...

Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры

В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...

Сатира и её воплощение в творениях английских мастеров художественной культуры

Сатира и её воплощение в творениях английских мастеров художественной культуры...

Мастер -класс Культура речи педагога

Разминка перед педсоветом...