Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 и 3 ступени обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиадные задания по русскому языку, 11 класс | 21.12 КБ |
Олимпиадные задания по русскому языку, 10 класс | 19.63 КБ |
Олимпиадные задания по русскому языку, 7 класс | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку, XІ класс
1.Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.
2.Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье
3. Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень.
Определите это слово и поясните ваши аргументы.
4.Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.
5. Объясните смысл стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?
Листочки.
После строчек лис-
Точки.
6. Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»
Дайте определение термину хиазм.
7. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.
8. Комплексный анализ стихотворного текста.
Тишь двоякая
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна - Архангельская тишина.
И. Северянин
9. Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?
1). А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.
2). Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.
3). Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто
крикнул из ветвей «Жираф большой - ему видней».
Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко поясните свой выбор.
10. В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?
1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами.
С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему».
2.«Демдвижение: пейзаж после битвы».
3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ».
4.«Атаковать Путина в лоб сейчас - все равно, что защищать Басаева и Хаттаба - это самоубийство для российского политика».
5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам».
6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».
Ответы к олимпиаде по русскому языку, XІ класс
1. Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.
2. Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм - представлен в современном русском языке в виде: - дм - дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. "надутый"). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными. Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении "горло" употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – "то, что вокруг горла". Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.
3. Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово "тень" ранее относилось к мужскому роду. Все слова: "постель", "кровать", "дверь" имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же "тень" в уменьшительной форме будет мужского рода: "тенёк". Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова "тень" к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась "тень" под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает...
4. Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.
5. В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора - передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные. Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс. После - смысл предлога равен его языковому значению "спустя некоторое время, а потом", к которому присоединяется пространственное значение. Строчек - смысл определяется лишь в опоре на последующее слово. Лис - множественное число от "лиса" (животное). После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание - образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного "строчка" - по толковым словарям: строчка - ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.
Итак, строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.
В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка - слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения - знак препинания.
Точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки - лис - точки.
6. Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).
7. МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра, пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.
10. Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика - это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку, X класс
- Подберите по одному синониму и антониму к словам большой, великан, глухой (воротник); свежий вид, свежее утро.
- Как называется явление, представленное выражениями безмолвный крик, живой труп? Приведите 2-3 примера.
- Какова разница в значении слов генеральный – генеральский, кампания – компания, факт – фактор? Составьте с ними словосочетания, запишите их. Как называется данное явление в языке?
- Что вы знаете о происхождении слов телефон, биология, бутерброд?
- Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур (петух), зга (дорога), зеница (зрачок), око (глаз), рожон(заостренный кол). Составьте с одним из них (по вашему выбору) предложение.
- Каково значение и происхождение следующих собственных имен: Геракл, Митрофанушка, Плюшкин, Иудушка? Что они будут обозначать, если их употребить в качестве нарицательных?
- Найдите неверные ответы в определении грамматических признаков. Аргументируйте свой ответ.
Решавший (задачу) – действительное причастие, прошедшее время, несовершенный вид; (дикое) племя – имя существительное, средний род, 2-е склонение; брить (подбородок) – глагол, II спряжение, несовершенный вид; каждый (человек) – определительное местоимение, множественное число; вкусное (мороженое) – имя существительное, средний род.
- На чём строится комический эффект в следующих предложениях?
- Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок на конверты («Литературная газета»). 2) Только рано утром, часов, может, около шести, продрал свои очи наш Снопков. ( М. Зощнеко). 3) Берлага пояснил: «Я это сделал не в интересах истины, а в интересах правды» ( И. Ильф, Е. Петров).
- Назовите авторов следующих выражений, ставших крылатыми. Если вам известны названия произведений, явившихся источниками этих выражений, запишите их.
1)Дела давно минувших дней. 2) Ещё одно последнее сказанье.
3) И дым отечества нам сладок и приятен.
4) Молчалины блаженствуют на свете. 5) Лучшее – враг хорошего.
- С какими научно-популярными книгами о языке вы знакомы? Какие из них произвели на вас особое впечатление? Почему?
Ответы к олимпиаде по русскому языку, X класс
- Большой: громадный - маленький; великан: гигант – лилипут; глухой (воротник)6 тугой, закрытый – открытый; свежий вид: бодрый – усталый; свежее утро: прохладное – душное.
- Антонимы издавна используются как выразительный прием для создания контрастных образов, например: далекое близкое (И. Репин), безобразная красота (М. Лермонтов), горькая сладость (И. Бунин).
- Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по семантике. В первую очередь разграничиваются по присущему им значению: генеральный – главный, основной, ведущий; генеральский - относящийся к генералу, принадлежащий генералу; кампания – 1) совокупность операций, объединенных общей стратегической целью и проводимых в определенный период времени или на отдельном театре военных действий; 2) период непрерывного плавания или похода военно-морского флота; 3) работа, проводимая в определенный период для осуществления какой-либо важной общественно-политической или хозяйственной задачи; компания – 1) общество, группа людей, проводящих вместе время или чем-то объединенных; 2) торговое или промышленное объединение предпринимателей; факт - истинное, действительное событие, явление; фактор – причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления.
Генеральная тема, генеральское звание, избирательная кампания, веселая компания, исторический факт, факторы жизни.
- Телефон. Заимствовано из англ. яз. в XX в. ( теле – вдаль, фоне – звук). Биология. Заимствовано из франц. Яз. в начале XIX в. Франц. Биология образовано выдающимся естествоиспытателем Ламарком в 1802г. из греч. слов биос – жизнь и логос – речь, учение. Бутерброд – заимствовано из нем. Яз. в XIX в.. Нем. Бутерброд – сложное слово, где бутер – масло и брод – хлеб.
- Как кур в ощип; не видно ни зги4 беречь как зеницу ока; не лезть на рожон.
- Геракл – величайший герой греции. Первоначально он считался солнечным богом, разящим своими не знающими промаха стрелами все темное и злое. Митрофанушка – главное действующее лицо комедии д. Фонвизина «Недоросль», придурковатый помещичий сынок, лентяй, неспосбный к учению. Плюшкиен – один из героев поэмы Н. Гогля «Мертвые души», помещик-скряга, скупость которого дошла до предела. Иудушка – герой романа М Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы», был так прозван братьями за подхалимство, алчность, лицемерие, ханжество, бессердечие.
- Племя – имя существительное, разносклоняемое; брить – глагол-исключение, относящийся к 1 спряжению; каждый -(человек) – определительне местоимение, единственное число; вкусное (мороженое) – имя прилагательное, средний род.
- Комический эффект в приведенных выражениях строится на несоответствии семантического значения слов.
- 1) А.Пушкин, «Руслан и Людмила»; 2) А. Пушкин «Борис Годунов»; 3) и 4) А. Грибоедов «Горе от ума»; 5) Вольтер «Недотрога».
- Данное задание выполняется учащимися, исходя из их читательского опыта.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку,
IX класс
- Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:
Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ряд.
- Расставьте ударения в следующих словах:
Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, магазин, индустрия, красивее, приговор, статуя.
- Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Традиция, атеист, банкротство, маркетинг, триумф, атлет, шеф.
- Почему мы так говорим?
Во всю ивановскую, гол как сокол, на воре шапка горит.
- Какими звуками автор передает грохот грозы?
Люблю грозу вначале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые… (Ф. Тютчев)
- Образуйте форму множественного числа от существительных.
Длина, толщина; ширина, высота; количество, качество.
- В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать го большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое? Найдите его в реплике А. Чацкого?
Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(А. Грибоедов. «Горе от ума»)
8. В следующих предложениях прямая речь, стоящая после слов автора, состоит из двух предложений. В первом предложении она записана в одну строку, во втором – в две строки. Связано ли это с содержанием высказывания?
1) В ответ ей из толпы солдат раздался ясный голос Павла:
- До свидания, мама! До свидания, родная… (М. Горький)
2) Десятки голосов сразу крикнули:
-Директора сюда!
-Депутатов послать за ним! ((М. Горький)
9. Одно из слов: дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранилось). Какое это слово , обоснуйте свое мнение.
10. У какого русского писателя одно из произведений состоит из трех предложений? Как оно называется?
Ключи. IX класс.
- Лагерь – 6 букв, 5 звуков; инженер – 7 букв, 7 звуков; окрестность – 11 букв, 9 звуков; берёзка – 7 букв, 7 звуков; бурьян – 6 букв, 6 звуков; рояль – 5 букв, 5 звуков4 роль – 4 буквы, 3 звука; ряд – 3 буквы, 3 звука.
- Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, магазин, индустрия, красивее, приговор, статуя.
- Традиция - обычай, атеист - безбожник, банкротство - несостоятельность, маркетинг – рынок, сбыт, триумф - победа, атлет - борец, шеф - начальник.
- Кричать во всю ивановскую – очень громко. От выражения: звонить , во всю ивановскую – во все колокола колокольни Ивана Великого в Московском Кремле и кричать во всю ивановскую – от названия Ивановской площади в Кремле, где в старину оглашались царские указы.
Гол как сокол – это рифмованное выражение означает»очень бедный». Такое значение возникло в русском языке после появления у слова голый переносного значения бедный. Сокол – обозначение металлического тарана, употреблявшегося в древности стенобитного орудия. Это таран представлял собой гладкую, т. е. голую, чугунную болванку, подвешенную на цепях.
На воре шапка горит – тайное становится явным. Происходит выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь повел потерпевших на базар, где обычно все собирались. Вдруг он крикнул в толпу:»Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он оказался вором.
- Грохот весенней грозы автор передает при помощи звуков [г], [р] .
- Длина, толщина не имеют формы множественного числа; ширина - широты, высота - высоты; количество - количества, качество – качества.
- Слово, которое обозначало в древнерусском языке 10 000 – «тьма».
- В первом предложении реплика принадлежит одному лицу, во втором предложении реплики принадлежат разным лицам. Поэтому каждая из них записывается с красной строки.
- Это слово тень, так как данное существительное ( в отличие от других: дверь – дверка, горсть – горстка и т. д.) образует уменьшительную форму как существительное мужского рода (тень-тенек, а не тенька).
- У И. Тургенева есть стихотворение в прозе, состоящее из трёх предложений. Это «Русский язык».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
олимпиадные задания по русскому языку
Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...