Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку

Курилова Ирина Юрьевна

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 и 3 ступени обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку, XІ класс

1.Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

2.Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье

3. Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень.

Определите это слово и поясните ваши аргументы.

4.Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

 Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

           В руке. – Отпускаю. – Поздно

           Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

  Устала. – Гляжу на звезды.

5. Объясните смысл стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?

           Листочки.

После строчек лис-

Точки.

6. Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,

Сумерек серых я жду.

Замерло сердце звеня:

          Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

7. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

8. Комплексный анализ стихотворного текста.

            Тишь двоякая

           Высокая стоит луна.

 Высокие стоят морозы.

 Далекие скрипят обозы.

 И кажется, что нам слышна

           Архангельская тишина.

 Она слышна, она видна:

  В ней всхлипы клюквенной трясины.

           В ней хрусты снежной парусины,

           В ней тихих крыльев белизна - Архангельская тишина.

                                                                       И. Северянин

9. Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?

1). А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.

2). Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.

         3). Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто

            крикнул из ветвей «Жираф большой - ему видней».

Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко поясните свой выбор.

10. В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?

         1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами.

          С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему».

          2.«Демдвижение: пейзаж после битвы».

3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ».

4.«Атаковать Путина в лоб сейчас - все равно, что защищать Басаева и Хаттаба - это самоубийство для российского политика».

5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам».

6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».

Ответы к олимпиаде по русскому языку,   класс

1. Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.

2. Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм - представлен в современном русском языке в виде: - дм - дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. "надутый"). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными. Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении "горло" употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – "то, что вокруг горла". Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

3. Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово "тень" ранее относилось к мужскому роду. Все слова: "постель", "кровать", "дверь" имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же "тень" в уменьшительной форме будет мужского рода: "тенёк". Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова "тень" к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась "тень" под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает...

4. Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

5. В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора - передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные. Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс. После - смысл предлога равен его языковому значению "спустя некоторое время, а потом", к которому присоединяется пространственное значение. Строчек - смысл определяется лишь в опоре на последующее слово. Лис - множественное число от "лиса" (животное). После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание - образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного "строчка" - по толковым словарям: строчка - ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.

           Итак, строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют   животные, как бы расписываясь в приходе весны.

   В контексте предшествующей метафоры существительное точки также   метафоризируется. Строчка, точка - слова одной тематической группы. Поэтому  смысл метафорического существительного осознается через образ прямого  значения - знак препинания.

Точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки - лис - точки.

6. Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).

7. МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра,  пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.

         

 10. Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика - это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку,  X класс

  1. Подберите по одному синониму и антониму к словам большой, великан, глухой (воротник); свежий вид, свежее утро.
  2. Как называется явление, представленное выражениями безмолвный крик, живой труп? Приведите 2-3 примера.
  3. Какова разница в значении слов  генеральный – генеральский, кампания – компания, факт – фактор? Составьте с ними словосочетания, запишите их. Как называется данное явление в языке?
  4. Что  вы знаете о происхождении слов телефон, биология, бутерброд?
  5. Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур (петух), зга (дорога), зеница (зрачок), око (глаз), рожон(заостренный кол). Составьте с одним из них (по вашему выбору) предложение.
  6. Каково значение и происхождение следующих собственных имен: Геракл, Митрофанушка, Плюшкин, Иудушка? Что они будут обозначать, если их употребить в качестве нарицательных?
  7. Найдите неверные ответы в определении грамматических признаков. Аргументируйте  свой ответ.

Решавший  (задачу) – действительное причастие, прошедшее время, несовершенный вид; (дикое) племя – имя существительное, средний род, 2-е склонение; брить (подбородок) – глагол, II спряжение, несовершенный вид; каждый (человек) – определительное  местоимение, множественное число; вкусное (мороженое) – имя существительное, средний род.

  1. На чём строится комический эффект в следующих предложениях?
  1. Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок на конверты («Литературная газета»). 2) Только рано утром, часов, может, около шести, продрал свои очи наш Снопков. ( М. Зощнеко). 3) Берлага пояснил: «Я это сделал не в интересах истины, а в интересах правды» ( И. Ильф, Е. Петров).
  1. Назовите авторов следующих выражений, ставших крылатыми. Если вам известны названия произведений, явившихся источниками этих выражений, запишите их.

            1)Дела давно минувших дней. 2) Ещё одно последнее сказанье.

            3) И дым отечества нам сладок и приятен.

            4) Молчалины   блаженствуют на свете.    5) Лучшее – враг хорошего.

  1. С какими научно-популярными книгами о языке вы знакомы? Какие из них произвели на вас особое впечатление? Почему?

Ответы к олимпиаде по русскому языку, X класс

  1. Большой: громадный - маленький; великан: гигант – лилипут; глухой (воротник)6 тугой, закрытый – открытый; свежий вид: бодрый – усталый; свежее утро: прохладное – душное.
  2. Антонимы издавна используются как выразительный прием для создания контрастных образов, например: далекое близкое (И. Репин), безобразная красота (М. Лермонтов), горькая сладость (И. Бунин).
  3. Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по семантике. В первую очередь разграничиваются по присущему им значению: генеральный – главный,  основной, ведущий; генеральский -  относящийся к генералу, принадлежащий генералу; кампания – 1) совокупность операций, объединенных общей стратегической целью и проводимых в определенный период времени или на отдельном театре военных действий; 2) период непрерывного плавания или похода военно-морского флота; 3) работа, проводимая в определенный период для осуществления какой-либо важной общественно-политической или хозяйственной задачи; компания – 1) общество, группа людей, проводящих вместе время или чем-то объединенных; 2) торговое или промышленное объединение предпринимателей; факт - истинное, действительное событие, явление; фактор – причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления.

Генеральная тема, генеральское звание, избирательная кампания, веселая компания, исторический факт, факторы жизни.

  1. Телефон. Заимствовано из англ. яз. в XX в. ( теле – вдаль, фоне – звук). Биология. Заимствовано из франц. Яз. в начале XIX в. Франц. Биология образовано выдающимся естествоиспытателем Ламарком в 1802г. из греч. слов биос – жизнь и  логос – речь, учение. Бутерброд – заимствовано из нем. Яз. в XIX в.. Нем. Бутерброд – сложное слово, где бутер – масло и брод – хлеб.
  2. Как кур в ощип; не видно ни зги4 беречь как зеницу ока; не лезть на рожон.
  3. Геракл – величайший герой греции. Первоначально он считался солнечным богом, разящим своими не знающими промаха стрелами все темное и злое. Митрофанушка – главное действующее лицо комедии д. Фонвизина «Недоросль», придурковатый помещичий сынок, лентяй, неспосбный к учению. Плюшкиен – один из героев поэмы Н. Гогля «Мертвые души», помещик-скряга, скупость которого дошла до предела. Иудушка – герой романа М Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы», был так прозван братьями за подхалимство, алчность, лицемерие, ханжество, бессердечие.
  4. Племя – имя существительное, разносклоняемое; брить – глагол-исключение, относящийся к 1 спряжению; каждый  -(человек) – определительне местоимение, единственное число; вкусное (мороженое) – имя прилагательное, средний род.
  5. Комический эффект в приведенных выражениях строится на несоответствии семантического значения слов.
  6. 1) А.Пушкин, «Руслан и Людмила»; 2) А. Пушкин «Борис Годунов»; 3) и 4) А. Грибоедов «Горе от ума»; 5) Вольтер «Недотрога».
  7. Данное задание выполняется учащимися, исходя из их читательского опыта.


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку,

IX класс

  1. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

 Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ряд.

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, магазин, индустрия, красивее, приговор, статуя.

  1. Замените  заимствованные слова русскими синонимами:

Традиция, атеист, банкротство, маркетинг, триумф, атлет, шеф.

  1. Почему мы так говорим?

Во всю ивановскую, гол как сокол, на воре шапка горит.

  1. Какими звуками автор передает грохот грозы?

Люблю грозу вначале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (Ф. Тютчев)

  1. Образуйте форму множественного числа от существительных.

Длина, толщина; ширина, высота; количество, качество.

  1.  В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать го большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое? Найдите его в реплике А. Чацкого?

     Когда в делах – я от веселий прячусь,

     Когда дурачиться – дурачусь,

     А смешивать два эти ремесла

     Есть тьма искусников, я не из их числа.

                            (А. Грибоедов. «Горе от ума»)

8.  В следующих предложениях прямая речь, стоящая после слов автора, состоит из двух предложений. В первом предложении она записана в одну строку, во втором – в две строки. Связано ли это с содержанием высказывания?

1) В ответ ей из толпы солдат раздался ясный голос Павла:

- До свидания, мама! До свидания, родная… (М. Горький)

2) Десятки голосов сразу крикнули:

-Директора сюда!

-Депутатов послать за ним! ((М. Горький)

9.  Одно из слов: дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранилось). Какое это слово , обоснуйте свое мнение.

10. У какого русского писателя одно из произведений состоит из трех предложений? Как оно называется?

Ключи. IX класс.

  1. Лагерь – 6 букв, 5 звуков; инженер – 7 букв, 7 звуков; окрестность – 11 букв, 9 звуков; берёзка – 7 букв, 7 звуков; бурьян – 6 букв, 6 звуков; рояль – 5 букв, 5 звуков4 роль – 4 буквы, 3 звука; ряд – 3 буквы, 3 звука.
  2.  Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, магазин, индустрия, красивее, приговор, статуя.
  3. Традиция - обычай, атеист - безбожник, банкротство - несостоятельность, маркетинг – рынок, сбыт, триумф - победа, атлет - борец, шеф - начальник.
  4. Кричать во всю ивановскую – очень громко. От выражения: звонить , во всю ивановскую – во все колокола колокольни Ивана Великого в Московском Кремле и кричать во всю ивановскую – от названия Ивановской площади в Кремле, где в старину оглашались царские указы.

 Гол как сокол – это рифмованное выражение означает»очень бедный». Такое значение возникло в русском языке после появления у слова голый переносного значения бедный. Сокол – обозначение металлического тарана, употреблявшегося в древности  стенобитного орудия. Это таран представлял собой гладкую, т. е. голую, чугунную болванку, подвешенную на цепях.

На воре шапка горит – тайное становится явным. Происходит выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь повел потерпевших на базар, где обычно все собирались. Вдруг он крикнул в толпу:»Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он оказался вором.

  1. Грохот весенней грозы автор передает при помощи звуков [г], [р] .
  2. Длина, толщина не имеют формы множественного числа; ширина - широты, высота - высоты; количество - количества, качество – качества.
  3. Слово, которое обозначало в древнерусском языке 10 000 – «тьма».
  4. В первом предложении реплика принадлежит одному лицу, во втором предложении реплики принадлежат разным лицам. Поэтому каждая из них записывается с красной строки.
  5. Это слово тень, так  как данное существительное ( в отличие от других: дверь – дверка, горсть – горстка и т. д.) образует уменьшительную форму как существительное мужского рода (тень-тенек, а не тенька).
  6.  У И. Тургенева есть стихотворение в прозе, состоящее из трёх предложений. Это «Русский язык».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...