урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ахметов Степан Идрисович

Конспект урока русского языка, разработанный для участия в конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx63.62 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Home\Desktop\unnamed.jpg

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме

«Повелительное наклонение глагола»

Учитель: Ахметов Степан Идрисович

Школа: МОУ «СОШ п. Белоглинный»

Озинского района

Саратовской области

р.п. Озинки

2020

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: изучить повелительное наклонение с точки зрения его специфики.  

Задачи:

  1. Образовательные: сформировать умение находить глаголы повелительного наклонения; умение образовывать глаголы повелительного наклонения.
  2. Развивающие: развивать умение находить глаголы повелительного наклонения; развивать коммуникативные способности обучающихся.
  3. Воспитательные: формировать любовь к слову, любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает.

Планируемые результаты:

  • Предметные: актуализация знаний о глаголе.
  • Регулятивные: учащиеся получат возможность определить цель деятельности на уроке, определить успешность выполнения своей работы; осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты.
  • Познавательные: смогут определять границы знания и незнания, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Личностные: формирование у обучающихся основы этики, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей.
  • Коммуникативные: учащиеся смогут взаимодействовать с учителем, сверстниками, учитывать позицию собеседника, формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

  • для учителя – план-конспект урока, учебник «Русский язык. 6 класс», мультимедийная презентация, проектор;
  • для учащихся - учебник «Русский язык. 6 класс», тетрадь, распечатки раздаточного материала, мобильные телефоны с приложением «QR-код». 

  1. Организационный этап (2 минуты). Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Степан Идрисович. Я являюсь  учителем словесности. Сегодня проведу у вас урок русского языка.

Он будет отнюдь не простой. Вы столкнётесь с волшебством! Вы готовы? Садитесь, пожалуйста.

-Возьмите ручку, положите её между ладонями и потрите. Почувствуйте, что ладони становятся теплыми. Прилив крови к рукам благоприятствует здоровью. А теперь переместите ручку к кончикам пальцев и потрите. Чувствуете тепло? Учёными доказано, что все наши таланты находятся на кончиках пальцев. Давайте вместе развивать наши таланты.

  1. Мотивационный этап (3 минуты). Слайд 2. 

- Итак, ребята, первое наше волшебство. Вы когда-нибудь видели очень-очень старую и мудрую книгу? (Нет). А я видел. И сейчас она у нас появится.

Учащиеся с учителем произносят заклинание, затем учитель убирает простынь с книги, сдувает пыль с неё, показывает учащимся, открывает и начинает протяжно читать.

Я, друзья, книга мудрая. Книга мудрая-премудрая. Знаю многое, знаю в точности. Если мудрым  хочешь стать, слушай-ка меня внимательно.

Урок – это кладезь знания. Кладезь знания глобального. Очень важного. Очень нужного. Не сиди-ка, сложа рученьки. Не сиди-ка, только слушая. Ты работай-ка, будь послушненьким. И тогда, как и я, станешь мудреньким.

  1. Актуализация опорных знаний (3 минуты). Слайд 2.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд и обратите внимание на подчёркнутые слова.  

- Можете ли Вы о них что-нибудь сказать с точки зрения языка? (Это глаголы, оканчиваются они на -ка).

- Молодцы, ребята! Давайте вспомним, что такое глагол. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

- Хорошо. А что такое –ка? (Это частица).

- Верно, а глаголы с частицей –ка пишутся через дефис.

  1. Постановка темы, цели и задач урока (4 минуты).

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на подчёркнутые глаголы. Что Вы можете ещё сказать о них? (Они побуждают к действию).

Слайд 3, 4, 5, 6 (по очереди).

- Полностью с Вами согласен.  У Вас на партах есть раздаточный материал. Достаньте содержимое файла и внимательно посмотрите на листы с вопросительными знаками. Что это такое, как думаете? (Приказ, совет, просьба, пожелание).

- Всё это, ребята, побуждение к действию? (Да).

Слайд 7.

- Конечно, побуждение. Глаголы, которые побуждают к действию. Глагол имеет три наклонения: изъявительное, условное, повелительное.  Как Вы думаете, какое из этих наклонений обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника? (Повелительное).

Слайд 8.

- Да, а почему Вы так думаете? (Повелевать – подчинять кого-либо; приказывать; иметь власть над кем-либо; требовать; заставлять).

- Верно. Давайте запишем тему урока.

Слайд 9.

Тема:  «Повелительное наклонение».

- Попробуем сформулировать цель урока?

Цель: изучить повелительное наклонение глагола.

- Есть цель, найдутся и задачи. Какие нам предстоит решить задачи, ребята? Подумайте!

Задачи:

  1. Выяснить, что глаголы в этом наклонении выражают.
  2. Определить, как образуются глаголы повелительного наклонения.
  3. Познакомиться с особенностями повелительного наклонения.
  4. Закрепить полученные знания на практике. Слайд 10.

  1. Изучение новой темы (24 минуты).

-Так, а сейчас Вас ожидает второе волшебство. Вы все помните заклинание. Произносите его медленно, не торопитесь. Если нужно, то повторите ещё и ещё раз.

- Раз, два, три... вот и второе волшебство. Перед вами царь. Слайд 11. 

Учитель надевает корону, разворачивает свиток и читает.

Аз есмь царь. И слово моё будет таково: глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу или приказ, чтобы действие совершалось или не совершалось.  Дабы оно совершалось, нужно говорить прямо да повелительно. Дабы не совершалось, нужно перед глаголом ставить частицу не. Да будет так. Не противьтесь моему слову!

- Всё ли Вам, ребята, понятно? (Да). А что Вам понятно? (Учитель помогает разобраться).

Тогда перейдём к следующему волшебству. Не забывайте про заклинание. Волшебство слушает внимательно.

- Раз, два, три… и перед Вами швейцар. Слайд 12.

Учитель надевает пиджак, шляпу и перчатки и начинает встречать воображаемых гостей.

Здравствуйте, проходите! Добрый день, проходите! Рад видеть, проходите! Здравствуйте! Добрый день! Здравствуйте! Проходите! Проходите! Конечно, проходите!

- Заметили, что глагол «проходите» у швейцара в повелительном наклонении? (Да). А какие Вы можете вспомнить глаголы в повелительном наклонении? (Приводят примеры).

- Замечательно! Тогда очередное волшебство. Помним про заклинание.

- Раз, два, три… и перед Вами Александр Сергеевич Пушкин. Слайд 13. 

Садится за стол, берёт перо и начинает писать письмо.

 Дорогой друг! Не забывайте, пожалуйста. Пишите хоть изредка, сообщайте новости.

- И здесь, друзья мои, мы находим глаголы в повелительном наклонении. Какие? (Не забывайте, пишите, сообщайте).  

- Что же, ребята, пора узнать, как можно образовать форму повелительного наклонения. Откройте учебники на стр.123 и прочитайте теоретический материал.

- Прочитали? (Да). Тогда внимание на слайд. Слайд 14. Это вопросы. Ответьте мне на них, пожалуйста. Есть желающие ответить на первый вопрос? (Отвечают на вопросы).

Слайд 15.

- Теперь найдите на партах QR-коды. Нашли? Берём телефон, сканируем код и выполняем появившееся задание.

Слайд 16.

- У всех получилось найти? Хо-ро-шо!

Слайд 17.

- Проверяем? (Идёт проверка). Молодцы!

- Глаголы, ребята, в повелительном наклонении изменяются по числам: положи – положите, скажи - ? (скажите). Запомните это!

- Ребята, теперь работа в парах. Найдите на парте карточку с заданием. Выполните его сами, а затем проверьте своего соседа.

Задание

Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

  1. Быть, бежать, везти, жарить, стричь.
  2. Играть, думать, спорить, плакать, спешить.

- Вы на партах можете найти памятки. Нашли? Начнём читать. Пожалуйста, ИМЯ, прочитайте. (Читает). Сохраните эту памятку и всегда ей пользуйтесь.

- Давайте выполним упр. 553 на стр. 124. Вызываю кого-нибудь из учащихся к доске. 

  1. Физкультминутка (3 минуты).

Я сейчас прочитаю стихотворение С. Маршака. Попробуйте во время чтения передать его содержание движениями, жестами и т.д. Договорились? (Да).

Слайд 18.

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте, что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи.

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю,

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю.

  1. Закрепление изученного материала (3 минуты).

- Ребята, теперь давайте закрепим изученное. В этом году исполняется 75 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. И мне в честь этого хочется прочитать отрывок из реквиема «Вечная слава героям…» Р. Рождественского. Послушайте, пожалуйста! Не забудьте найти глаголы в повелительном наклонении!  

   

Помните!

Через века,

       через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

              никогда,—

помните!

 

Не плачьте!

В горле

     сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

     павших

          будьте

               достойны!

Вечно

достойны!

 

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

     просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

 

Люди!

Покуда сердца

          стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

     помните!

- Ребята, есть ли в этом стихотворении глаголы в повелительном наклонении?

  1. Рефлексия (2 минуты). Слайд 19 (лист самооценки).

- Ребята, на партах у Вас есть листы самооценки. Вот такой вот (показываю рукой на слайд). Заполните его, пожалуйста.

Учащиеся заполняют.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Зачитываю вопросы, а учащиеся отвечают). Слайд 20 (цель и задачи).

Слайд 21 (лист самооценки).

  1. Дом. задание и итоги урока (1 минуты). Слайд 22.

- У Вас в раздаточном материале есть карточка, на ней написано «Д/З». Это Ваше домашнее задание.

- Спасибо, ребята, за продуктивный урок! Спасибо за Ваши улыбки, внимание и отзывчивость! Все, так или иначе, были активными и любознательными. Те, у кого кубик закрашен зелёным цветом, получают пятёрки. У кого жёлтым – четвёрки. Остальным, у кого кубик разноцветный, нужно ещё немного поработать. Всем желаю успехов и волшебства!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...