План написания сочинения-рассуждения ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Тунасова Жанна Олеговна

Данная разработка поможет одиннадцатиклассникам при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_napisaniya_sochineniya-rassuzhdeniya_ege_-_2022.docx9.86 КБ

Предварительный просмотр:

План написания сочинения-рассуждения  ЕГЭ - 2022

1. Вступление (подведение к  проблеме).

2. Формулировка проблемы исходного текста.

а) формулируем проблему в виде повествовательного предложения:

-В предложенном для анализа тексте К.Г. Паустовский рассматривает проблему (чего?)

- Автор этого текста, К.Г. Паустовский,  обращает внимание читателей на проблему (чего?)

- Текст К. Г. Паустовского заставил меня задуматься над проблемой (чего?)

- Предложенный для анализа текст К.Г. Паустовского посвящен проблеме (чего?)

- В тексте К.Г. Паустовского рассматривается проблема (чего?)

б) формулируем  проблему в виде вопросительного предложения:

- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)?  Над этим вопросом предлагает нам задуматься К.Г. Паустовский.

- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Этой проблеме посвящен текст К.Г. Паустовского.

- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Эту проблему рассматривает в своем тексте К.Г. Паустовский.

- Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, что значит, кого и т.д.)? Такова проблема, над которой предлагает нам поразмышлять К.Г. Паустовский.

3. Комментарий проблемы это рассуждения по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к  проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу. Обязательны 2 примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы,  + пояснение к каждому примеру + смысловая связь между ними+ пояснение этой смысловой связи

а)  переход к первому примеру- иллюстрации:

- Размышляя над данной проблемой, писатель вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…

- Размышляя над этим вопросом, писатель рассказывает историю о том, как…

- Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, писатель обращается к героическим событиям прошлого и рассказывает о том, как…

- Вовлекая читателя в размышления над этой проблемой, писатель приводит данные научных исследований…

- Анализируя факты из биографии известного ученого (поэта, путешественника), автор высказывает предположение о том, что…

- Автор текста приводит примеры того, как люди по-разному…

- Автор текста подтверждает свои мысли, цитируя известного…

- Автор осуждает героя за…

- Автор восхищается людьми, которые…

- Автора беспокоит тот факт, что…

б) пояснение примера:

- Так писатель показывает…

- Описывая состояние героя, …

- Описывая действия героя

- Этот пример показывает, что…

- Эти слова помогают понять…

- Это свидетельствует о том, что… 

в) второй пример-иллюстрация

г) пояснение примера

д) смысловая связь между примерами:

-дополняют друг друга

- противопоставляются один другому

- сравнивают информацию

- подводят к выводу и т.п.

е) пояснение этой смысловой связи и переход к позиции автора

- 4. Позиция автора – это итог его размышлений по проблеме:

- Таким образом, автор утверждает, что…

-Автор считает, что…

- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

- Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

5. Выражение собственного отношения к позиции автора по проблеме исходного текста (привести доказательства из жизненного опыта, художественной литературы, научной,  кинофильма, спектакля и т.п.)

- Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю, что…

- Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор.

- Почему точка зрения К.Г. Паустовского кажется мне верной?

- Я согласен с автором в том, что…

-  Автор прав, утверждая, что…

- Я разделяю точку зрения автора…

- Разве можно не согласиться с автором текста? Конечно, нет…

6. Заключение

- В заключение хотелось бы отметить…

- Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

- В заключение еще раз подчеркну: …

- Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть…

- Можно завершить рассуждения цитатой, например: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

План урока по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (частьС)

Данная разработка содержит план урока и раздаточный материал. интерес представляет отрывок из статьи И.Ботова, посвященной проблеме наркомании....

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...