Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 7 классе.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Формирование у учащихся 7-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения и работы с информацией,
Повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом
Цель учителя: научить детей способам работы с текстом, чтобы они могли перенести эти умения на тексты из других предметных областей
Учебной ситуацией на уроке является текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности
Русский язык 7 класс
Цель урока: формирование у учащихся 7-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения и работы с информацией,
Повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом
Цель учителя: научить детей способам работы с текстом, чтобы они могли перенести эти умения на тексты из других предметных областей
Учебной ситуацией на уроке является текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач;
В процессе урока: ученики выполняют задания по формированию разных видов умений при работе с текстом;
группируют умения по уровням сложности;
создают собственные задания на разные виды умений по формированию читательской грамотности
Итог урока: ученики приходят к выводу:
1)необходимо повышать уровень читательской грамотности через формирование умений работать с текстом,
2)такие метапредметные умения позволяют работать с текстами из любых предметных областей
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Интересны примеры трансформации в рекламном дискурсе прецедентных текстов, имеющих высшую степень известности среди носителей языка, а поэтому особенно популярных у рекламистов. Легко узнать не только лексический состав исходного текста, но саму модальность, его конструктивные особенности. Следовательно, даже когда от исходного текста остается только ритм и последовательность словоформ, он всё равно продолжает оставаться легко узнаваемым, реконструируется из предлагаемого рекламой текста. Возьмём, к примеру, многочисленные случаи перефразировки латинского изречения «veni - vidi - vici» (пришёл, увидел, победил), принадлежащего римскому императору Юлию Цезарю. Этот афоризм послужил первоосновой для следующих рекламных текстов: Пришёл, увидел, позвонил (Магазин удивительных вещей); Пришёл, увидел и купил (Мир кожи и меха в Сокольниках).
- Выпишите из текста термины.
- Сформулируйте предложения, что позволило вам, не используя справочные материалы, составить приблизительное представление о значении выписанных слов.
- Что вы знаете о римском императоре Юлии Цезаре?
- Предложите свои варианты рекламных текстов, взяв за основу афоризм: пришёл, увидел, победил.
- Заполните таблицу.
Вопросы | Ответы да/нет |
Текст предназначен для широкого круга читателей | |
Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение. | |
В тексте использованы тропы, усиливающие его выразительность: эпитеты, метафоры и др | |
Подчеркнутую логичность тексту придают вводные слова и наречия | |
В тексте использованы односоставные предложения |
- Основываясь на данных таблицы, сделайте выводы об особенностях стиля текста.
- Переведите на русский язык латинские крылатые выражения:
Per aspera ad astra-
Dum spiro , spero-
Terra incognita –
- Проверьте свои переводы с помощью книги . Выпишите два крылатых выражения и опросите своих сверстников ,знают ли они их перевод.
- Составьте и оформите свою рекламу, используя выписанные вами крылатые латинские выражения.
№ | Этап занятия | содержание | результат | время |
1 | Название команд, приветствие |
| Создан позитивный эмоциональный настрой, команды названы | 2м |
2 | Проблематизация.
| 1)Учитель задаёт проблемный вопрос: «Умеем ли мы читать?» Дети отвечают утвердительно.
2)Учитель предлагает работу по анализу текста
| Ситуация затруднения: (техническое умение читать не обеспечивает возможность работать с информацией в тексте) | 5м
|
3 | Целеполагание | Учитель спрашивает, почему трудно было определить ЛЗ слова? Какая информация в тексте указывает на лексическое значение слова «ДОР»?
Учитель предлагает сформулировать цель урока
| Ученики формулируют цель урока: повышать уровень читательской грамотности через формирование умений работы с текстом
| 2м |
4 | Работа в группах по тексту
| Учитель предлагает выполнить задание к текстам и определить, к какой группе умений работы с текстом относится каждое из заданий (дана таблица)
| Задания выполнены
| 12м
|
5 | Определение критериев оценки
| Обсуждение в группах критериев оценивания выступления групп Учитель фиксирует в предлагаемые критерии оценки: 1.Правильность выполнения задания (соответствие задания группе умений при работе с текстом) 2.Аргументированность ответа 3.Презентабельность сообщения | Критерии оценки сформированы | 2м |
6 | Выступления групп | Учитель фиксирует соответствие критериям оценки на доске
| Группы оценены по критериям | 15м |
7 | Составление заданий по формированию умений работать с текстом (используя эти же тексты) | Учитель предлагает ученикам попробовать самим составить по одному заданию на одну группу умений (по тем же текстам), аргументируйте соответствие.
| Задания составлены
| 5м |
8 | Представление составленных заданий | Выступающие от ученических групп читают составленные задания, аргументируют их соответствие формируемым умениям, опираясь на данные критерии | Задания презентованы. | 5 м.
|
9 | Предъявление эталона Самооценка, самокоррекция | Учитель предъявляет эталонные задания на доске (см.№6) Ученики сверяют свои составленные задания с эталонным вариантом, делают вывод о соответствии собственных заданий группам умений при работе с текстом | Познакомились с эталоном, скорректировали свои задания | 5м. |
10 | Итог урока | Ученики приходят к выводу, что 1)необходимо повышать уровень читательской грамотности через формирование умений работать с текстом, 2) что такие метапредметные умения позволяют работать с текстами из любых предметных областей
| Рефлексия | 1мин
|
11 | Домашнее задание | Составьте 1 по заданию к каждой группе умений на примере текста по географии «История открытия материка»)
| Запись домашнего задания
| 1м
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...