Урок по русскому языку в 6 классе на тему: "Метафора".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Корепанова Марина Анатольевна

Урок по русскому языку по теме "Метафора".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_24._metafora.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 6

Автор  УМК: Рыбченкова Л.М.  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2019.

Тема урока:  Метафора.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

3.Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Домашнее задание.

Эпиграф:

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

А. С. Пушкин

hello_html_5be7965b.jpg

- Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас на своём уроке.

Орфографическая пятиминутка.

Ранняя осень, пришёл октябрь, над туманной землёй, багряный закат, золото листвы, шорох листьев, костёр рябины, осенняя аллея, разукрасить сад.

Слово учителя.

- Ребята, осень – очень красивое время года. Вы согласны со мной? Многие поэты, художники восхищались этим временем года, а у великого русского поэта А. С. Пушкина осень была любимым временем года.

Обратите, пожалуйста, внимание на слова, записанные в орфографической пятиминутке и отыщите там словосочетания и выражения, употреблённые в переносном смысле. Как они называются?

Сегодня мы будем говорить о метафоре

Что такое метафора?

Сформулируйте тему урока.

Ребята, а я её определила вот так: Метафора (Пар. 14. стр. 54)

- Вы согласны?

Запись даты и темы урока

Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока.

Я их определила вот так: Знать, что такое метафора и уметь находить её. Вы согласны?

Цели:

1.Определение значения метафоры

2.Нахождение метафоры в тексте

Работа в парах: учащиеся определяют, в каком случае выделенные слова использованы в прямом, а в каком - в переносном значении. Что обозначают выделенные слова в переносном значении? Записать сформулированные толкования переносного значения слов. 

 Туча комаров  множество

Лиса (о человеке) – хитрый

Мягкая зима  тёплая

Глухая ночь  глубокая, тихая, безмолвная

Острый ум  проницательный

Глубокие знания  прочные

Температура прыгает  резко изменяется

Время течёт  уходит, протекает

Самопроверка по эталону

Практикум (работа в группах): используя материалы упражнения 98, учащиеся каждой группы (их 5) подбирают словосочетания в зависимости от того, какой признак положен в основу переносного значения слова, и записывают их в одну из колонок таблицы. При необходимости пользуются толковыми словарями.

Вспомните цели, поставленные в начале урока. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень

Информация по домашнему заданию: упражнение 104

Индивидуальное задание: подобрать примеры использования метафорических сочетаний в заголовках газет, в рекламных слоганах.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Выступают по предложенной теме

Вступление в диалог с учителем, выполнение задания, построение умозаключения на его основе.

- наш урок будет посвящен метафоре

- работают в тетрадях, записывают дату и тему урока

Определяют цели урока

Отвечают на поставленные вопросы.

Самопроверка и самоконтроля. Работают в парах, выполняют задание.

Правильность выполнения задания проверяют по эталону.

Делают вывод о метафоре.  

Работа в группах. Работа со словарём.

Учащиеся отвечают.

Задают возникшие вопросы.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...