Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное. Повторение»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок позволяет обобщить и систематизировать ранее изученный материал по теме «Числительное»; проверить степень усвоения знаний по теме; совершенствовать навыки правильного написания числительных и правильного их употребления в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_chislitelnoe_povtorenie_6_klass.docx296.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 6 классе по теме

 «Имя числительное. Повторение»

Учитель: Гарипова А.Э.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать ранее изученный материал по теме «Числительное»; проверить степень усвоения знаний по теме; совершенствовать навыки правильного написания числительных и правильного их употребления в речи;
  •  развивать память, логическое мышление, умение самостоятельно работать с информацией, оценивать достигнутые результаты;
  • воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе.

Планируемые результаты:

          Предметные: обучающийся систематизирует свои знания об имени числительном

          Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения, оценивать свои достижения на уроке

2. Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником, сравнивать и делать выводы

3. Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

          Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

I. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Я родилась 20 июня 1985 года. Работаю в школе с 2006 года. Мой кабинет находится на 2  этаже. Я считаю, что один в поле не воин, что только вместе можно добиться результатов. Верю в то, что за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Нужно ставить перед собой четкие цели и постепенно решать задачи. Я на седьмом небе от счастья, когда все 8 человек в 6  классе хорошо работают на уроке. Но для этого приходится работать до седьмого пота.

Проблемный вопрос: Вы догадались, какую тему нам сегодня предстоит повторить?

Я попрошу вас, ребята, ответить на несколько вопросов, не используя в ответных репликах числа (главное условие-отсутствие чисел в ответе)

  1. Сколько человек сегодня в классе?
  2. Сколько минут длится школьный урок?
  3. Какой по счёту месяц март?
  4. Сколько в классе мальчиков и сколько девочек?
  5. Сколько вам лет?
  6. Назовите домашний адрес?

-Да, интересного диалога у нас с вами не получилось. Причина? (не называя чисел, сложно ответит на эти вопросы)

- Давайте вернёмся и ответим на мои вопросы снова

- Как вы думаете, зачем нам нужны числительные?

Актуализация знаний.

  1. Проверочная работа по теме «Числительное». Следует ответить ДА + или НЕТ -  Впишите соответствующие знаки.

1

Числительное - самостоятельная часть речи

2

Все имена числительные изменяются по родам, числам и падежам

3

Числительные 40, 90 и 100 имеют только две падежные формы

4

Собирательные числительные не сочетаются с существительными женского рода

5

Порядковые числительные изменяются по падежам

6

Количественные числительные отвечают на вопрос который?

7

Числительное один имеет форму множественного числа

8

В порядковых числительных при склонении изменяются все корни

9

По составу числительные бывают простые, сложные, составные

10

Числительное семидесятью стоит в форме творительного падежа

11

Числительное пятикилометровый – порядковое

Проверка по эталону

1

Числительное - самостоятельная часть речи

+

2

Все имена числительные изменяются по родам, числам и падежам

-

3

Числительные 40, 90 и 100 имеют только две падежные формы

+

4

Собирательные числительные не сочетаются с существительными женского рода

+

5

Порядковые числительные изменяются по падежам

+

6

Количественные числительные отвечают на вопрос который?

-

7

Числительное один имеет форму множественного числа

+

8

В порядковых числительных при склонении изменяются все корни

-

9

По составу числительные бывают простые, сложные, составные

+

10

Числительное семидесятью стоит в форме творительного падежа

-

11

Числительное пятикилометровый – порядковое

-

Оценивание

10-11 правильных ответов – «5»

8-9 правильных ответов – «4»

5-7 правильных ответов – «3»

0-4 правильных ответов  -  нужно повторить тему

  1. Проверка домашнего задания (рубрика “Проверяем себя)

  1. Обобщение полученных знаний.

  Выполнить математические примеры, записать примеры и их решение словами. Стр. 76 повторить правило.

34+49=83       43+22= 72              

87-25=62        98-35=63

  1. Угадайте пословицу, запишите ее. Найдите числительные. Укажите постоянные и непостоянные признаки этих числительных.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/02fe/00106a35-a2841221/img12.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/087f/0011a836-a2f33400/img12.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/077b/0019f81a-6a7c10ee/img4.jpg        http://900igr.net/up/datas/140314/036.jpg


1. Семеро одного не ждут. 2. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Одна голова хорошо, а две лучше.

  1.  …  одного не ждут. 2)  … раз отмерь, … раз отрежь. 3)  Не имей … рублей, а имей … друзей. 4) … голова хорошо, а … лучше.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Семь, восемь – лень отбросим.

  1. Укажите ошибочные написания. Исправьте ошибки.

  1. в тысяча девятсот девяносто шестом году -
  2. одинадцать часов три минуты -
  3. около шестиста семидесяти пяти страниц -
  4. триста сорок восемь человек +
  5. пять милионов детей -
  6. семьюстами пятьюдесятью пятью тетрадями +
  7. девяноста семи кустов +
  8. шестьдесят  миллиардов рублей +
  9. триста бригад +
  10. пятидесятью грушами -
  11. до тысяча семисот третьего года -
  12. в тысячу пятнадцатом году –

  1. Спишите, вставляя вместо точек числительное 745.

И. На пришкольном участке растет … деревьев.

Р. За несколько лет высажено более … деревьев.

Д. В этом году к … деревьям прибавилось еще 16.

В. На пришкольный участок привезли … деревьев.

Т. Ученики 6 класса шефствуют над … деревьями.

П. О … деревьях школьного участка заботятся все.

  1. Вставьте числительные оба, обе.

   1) По … сторонам дороги тянулся густой лес. 2) Малышка крепко держала куклу … руками. 3) … братьев приняли в спортивную школу. 4) Склоны … оврагов размыты дождями. 5) Мальчик вырезал звезды из … листов бумаги. 6) В … случаях ответ был неверным.

  1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением числительных.

  1. Четверо студенток получают повышенную стипендию.
  2. Договор подписан обоими сторонами.
  3. У меня есть двое попугаев.
  4. Нас семь в одной квартире – вот так и живем.
  5. Пришлось довольствоваться тысячей рублей.
  6. Продано пятьсот сорок трое саней.
  7. В книге около девяносто страниц.
  8. Около триста лет миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь.

  1. Тест  по теме «Числительное»

Ответьте на вопросы итогового теста по теме «Числительное».  Поставьте в тетради номер вопроса. Запишите нужную букву около номера вопроса.

  1. На какие смысловые вопросы отвечает имя числительное как часть речи?
  1. Кто? Что?

Б.   Какой? Чей?

В.   Который? Сколько?

Г.   Где? Когда? Куда?

  1. Укажите слово, не являющееся числительным.
  1. пять

Б. семилетний

  1. пятеро

Г. пятый

  1. Укажите строку, в которой каждое слово является именем числительным.
  1. двое, двойной, двенадцать

Б. тройник, третий, треугольник

В. впятером, пятизначный, пятнадцатый

Г. один, одиннадцать, первый

  1. Укажите строку, в которой представлены только составные числительные.
  1. девяносто (лет), две тысячи девятый (год)

Б. на шестнадцати (языках), девяносто (лет)

  1. до ста четырех (лет), на двенадцати (языках)

Г. до ста четырех (лет), две тысячи девятый (год)

  1. Укажи разряд числительного в предложении: «В семье выдающегося хирурга было четверо детей».

      А. собирательное числительное

Б. числительное, обозначающее целое число

В. дробное числительное

Г. порядковое  числительное

  1. Укажи строку с верным написанием числительного.
  1. более шесть миллионов

Б.    около трехсот пятидесяти тысяч жителей

  1. около трехсот пятидесяти тысячей жителей

Г.    около трехста пятидесяти жителей

  1. Пишется ли Ь в числительных пят_надцать, сем_десят?
  1. в слове 15 пишется, в слове 70 не пишется

       Б.    в слове 15 не пишется, в слове 70 пишется

  1. в обоих словах ь пишется

Г.    в обоих словах ь не пишется

  1. Укажите ошибку в образовании формы слова.
  1. книга с восьмьюдесятью иллюстрациями

Б.   к полутора километрам

В.   шестеро мотоциклистов

Г.   не менее пятиста лет

 

  1. Найдите предложение без грамматических ошибок.
  1. Двое учениц вышли отвечать к доске.

Б.   В праздничном концерте приняли участие около двухсот школьников.

  1. В двух тысяча десятом году мне исполнилось тринадцать лет.

Г.   На уроке учитель опросил двадцать четыре учеников.

  1. Каким членом предложения является числительное в предложении: «Шесть тысяч восемьсот россиян перешагнули столетний рубеж»?
  1. подлежащее

Б.    сказуемое

  1. дополнение

Г.    определение

 Ответы :       1-В,   2- Б,    3 – Г,   4-Г,   5- А,   6 – Б,   7 – Б,    8 – Г,   9- Б,   10- А

1 балл за ответ.        

9-10  б. – 5                         7-8 б. – 4                       5-6 б. – 3                  Менее 5 – 2

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что повторили на уроке?

- Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке: (нарисуйте соответствующий смайлик или напишите соответствующую букву)

  1. я все понял, могу этот материал объяснить другому;
  2. для полного понимания мне нужно повторить тему;

Г.    я ничего не понял.

XI. Домашнее задание: Составить небольшой рассказ о себе (10-15 предложений) с использованием числительных в каждом предложении.

Дополнительные задания.

1. Спишите, заменив числа словами.

1) Первый чай в России появился в 1638 году, когда монгольский хан прислал русскому царю подарок – 60 килограммов чая в обмен на 100 соболиных шкур. 2) Первые коллекции марок в России появились в 1884 году. 3)  С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоявших из 139 марок.

2. Спишите, заменив числа словами.

К 867 прибавить 46; от 657 отнять 56; к 472 прибавить 257; от 468 отнять 46; 657 сложить с 256; к 3,8 прибавить 5,875.

3. Репортаж о спортивном соревновании: особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики.  ВОПРОС: Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?

4. Из истории

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (т.е. мешок) вкладывали четыре десятка соболиных или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале примитивный мешок с разрезами для головы и рук.

. «Тринадцать». Всем известен панический страх перед числом тринадцать (чертовой дюжиной). Истоки этого поверья относятся к древним временам, когда у некоторых народов основанием системы счисления было число двенадцать. Оно замыкало для них натуральный ряд, поэтому за числом 12 шло неизвестное, непостижимое, зловещее, значит, и опасное число. По их представлению, оно могло приносить только несчастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:"Имя числительное"(повторение) 6 класс

Урок систематизации и обощения знаний уч-ся 6 класса по теме: "Имя числительное" с использованием местного материала, ИКТ...

Урок по теме:"Имя числительное"(повторение) 6 класс

Урок систематизации и обощения знаний уч-ся 6 класса по теме: "Имя числительное" с использованием местного материала, ИКТ...

интегрированный урок русского языка и краеведения в 6 классе по теме "Имя числительное"

Урок-обобщение по теме "Имя числительное" (Работа учащихся в группах). Форма урока- урок-экскурсия....

Урок-презентация по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное"

Обобщающий урок, который  позволяет закрепить общеучебные знания и ключевые компетенции по теме "Имя числительное". В презентации использованы материалы по занимательной грамматике, знанию послов...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя числительное как часть речи. Повторение".

Данный урок апробирован, представлен в качестве конкурсного материала на муниципальном этапе конкурса "Педагог года-2017". Задания включают в себя разнообразные формы и методы повторения материала по ...

Учебно-методический материал по русскому языку. Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя числительное»

Тексты, в которых необходимо вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и записать числительные словами. Можно использовать в качестве диктанта....

Конспект интегрированного урока математики и английского языка в 6-м классе по теме: «Деление дробей», «Повторение количественных и порядковых числительных»

Планируемое занятие направлено на повышение уровня познавательной активности детей, способствует развитию самостоятельности в организации своей деятельности, целеполагании и самооценке своих достижени...