Конспект урока русского языка в 8 классе "Характеристика человека"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Мельничук Екатерина Михайловна

Конспект урока русского языка в 8 классе "Характеристика человека", получивший высокую оценку методиста-эксперта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе «Характеристика человека»

  1. Объявляется тема, записывается на доске.

- Запишите тему урока в тетради эпохи. Сегодня разберём, что такое характеристика человека, на что стоит обращать внимание при чтении/написании характеристики человека. Затем вы напишете собственные тексты-характеристики.

- Для того, чтобы глубже проникнуть в смысл слова, понятия, бывает полезно выполнить его морфемный разбор. Давайте разберём оба слова темы:

- Ещё одна полезное задание: подберите однокоренные слова к слову «Характеристика». Можно работать в паре. Даю 2 минуты, затем проверяем, что получилось.

Бесхарактерный, охарактеризовать, характеризоваться, характерный.

Хара́ктер (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

- Теперь давайте посмотрим, какой материал по этой теме нам предлагают авторы учебника – текст упражнения № 162 на странице 94. Прошу вас прочитать его (вслух) и составить план (3,5 минуты).

- Проверяем, что получилось, теперь запишем вместе план таким образом, чтобы он выглядел как более-менее универсальный план статьи об известном человеке для энциклопедии.

  1. Сфера деятельности известного человека, его имя в ряду других известных имён.
  2. Профессиональная биография (др.-греч. βίος «жизнь» + γράφω «пишу»; букв. «жизнеописание») — описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим (автобиография) этого известного человека, его принципы (лат. Principium- первейшее - начало, правило, лежащее в основе поведения человека, теории или закона)
  3. Его вклад в науку, центральный труд (труды).

- Определите стиль этого текста.

Научный, это найчно-популярный текст.

- Можно ли представить характеристику человека в тексте другого стиля?

- Средства выражения для характеристики человека в текстах разных стилей будут одинаковыми или разными?

- Теперь давайте прочитаем и разберём текст из упраднения № 164. Сначала читаем вслух

- Теперь давайте нарисуем и заполним такую таблицу (ребята выходят к доске для записи определений, обстоятельств, качеств, выводов):

Серёжа Ивин

О чём?

Определения

Обстоятельства

Внешность→красота, здоровье

Об оттенке кожи

Смуглый

О волосах

Курчавый

О губах

Свежими, красивыми

Резко полностью

О зубах

Верхний, белых

О глазах

Тёмно-голубыми, прекрасными

О выражении лица

Бойким

Необыкновенно

 Характер→яркий, сильный

Об отсутствии улыбки

Никогда

О взгляде

Совершенно серьёзно

О смехе

Своим звонким, отчётливым и увлекательным

От души,

чрезвычайно

- Почему автор повести «Детство» даёт столь подробную, с большим количеством деталей, характеристику Серёжи Ивина? Вспомните, как Николенька был очарован этим красивым мальчиком с ярким характером. В какой момент он начинает испытывать разочарование в Серёже?

Когда Николенька видит, как Серёжа издевается над Иленькой Грапом.

- Итак, с какими вариантами характеристики человека мы сегодня работали?

С текстами научного и художественного стилей.

- Какие стороны человека в центре внимания в первом и во втором случае?

Научные труды, принципы, вклад в науку в статье и внешность, характер во втором.

- Домашнее задание. Прочитайте текст задания из упражнения № 165.

- Я хочу предложить вам немного изменённый вариант это задания.

Напишите, пожалуйста, дома сочинение о вашем однокласснике, имя которого выпало вам во время жеребьёвки, как о человеке, который может нравиться. Постарайтесь сосредоточить своё внимание на его положительных качествах, достоинствах. Поможет вам памятка «Как написать характеристику человека». Помните о необходимости сохранять тайну, чтобы игра в ангелов или гномиков не потеряла своего очарования.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Изобразите в тетрадях таблицу:

Разговорный

Публицистический

Официльно-деловой

Сфера применения

Диалог, беседа

Заметка, статья в газете, журнале

Характеристика от школы, с места работы

         

  1. - Василиса Егоровна прехрабрая дама, — заметил важно Швабрин. — Иван Кузмич может это засвидетельствовать.

— Да, слышь ты, — сказал Иван Кузмич, — баба-то не робкого десятка.

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

  1. -…я уверена, что не вы зачинщик ссоры. Верно, виноват Алексей Иваныч».

— А почему же вы так думаете, Марья Ивановна?

— Да так... он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх.

  1. На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась, и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (…)  Я догадался, что это был офицер, выписанный из гвардии за поединок. Мы тотчас познакомились. Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Изложение “Характеристика человека”» (учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой)

Данный урок знакомит учащихся с биографией известного лингвиста А.М. Пешковского, готовит восьмиклассников к написанию экзаменационного изложения в следующем году, помогает им учиться работать с текст...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...