Разработка урока по теме "Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Гармаева Гелена Васильевна

Разработка урока по русскому языку по теме "Неопределенные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Ход урока  (при условии создания конспекта урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Ведущие УУД

Вхождение в урок (организационный момент)

Здравствуйте, ребята! Наш урок начнем мы сегодня с прослушивания песни. После  того, как прозвучит песня, вы мне ответьте на вопрос: «О чем эта песня?»

(звучит 1 куплет и припев песни «Когда мои друзья со мной»)

Музыка: Владимир Шаинский Слова: Михаил Танич (из к/ф «По секрету всему свету»)

 Если с другом вышел в путь,

 Если с другом вышел в путь -

 Веселей дорога!

 Без друзей меня - чуть-чуть,

 Без друзей меня - чуть-чуть,

 А с друзьями много!

 Припев:

 Что мне снег? Что мне зной?

 Что мне дождик проливной,

 Когда мои друзья со мной?

Включение в деловой ритм

Подготовка к уроку, настрой на работу

Регулятивные: саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Учитель: Итак, о чем эта песня?

Ученики: Эта песня о дружбе, о том, как она важна в нашей жизни.

  • Учитель: Действительно, дружба очень важна в нашей жизни. С другом можно поделиться своей радостью, своими победами, друга мы поддерживаем в трудную минуту.

Учитель: А теперь обратимся к  тексту 2-ого куплета песни. (слайд2+листочки на партах)

Там, где трудно одному,

Там, где трудно одному, -

 Справлюсь вместе с вами!

 Где чего(то) не пойму,

 Где чего(то) не пойму -

 Разберем с друзьями!

Учитель: Найдите здесь местоимения.

Ученики:  личное местоимение (с вами).

Учитель: На что указывают выделенные слова?

Ученики:  На что-то неопределенное.

Учитель: Как вы думаете, к какой части речи относится данное слово?

Ученики: К местоимению.

Учитель: Если отталкиваться от значения данного местоимения, то как бы вы назвали разряд, к которому оно относится?

Ученики: Неопределенное местоимение.

Учитель: Значение слова «неопределенный» по словарю С.И.Ожегова.

Неопределенный. 1)точно не установленный; 2)не вполне отчетливый.(слайд3)

Учитель: Какое значение слова неопределенные мы будем использовать на уроке?

Ученики: 1)точно не установленный.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученики: Тема урока «Неопределенные местоимения»

Учитель: Записываем в тетради тему урока

  • Какие вопросы вы бы для себя поставили по этой теме? Вернуться в конце урока
  • Подумайте, какие задачи нам нужно решить на уроке. Назовите их. ( На что указывают местоимения, правописание неопределённых местоимений, чем являются в предложении, употребление в речи.)

Редактирование формулировок задач урока Стимулирование познавательной активности учащихся, консультация и контроль учителя  

Формулирование цели урока и задач урока.

Выполнение  задания поискового  характера, направленного на активизацию  мыслительных операций и учебных навыков. Определение задачи исследования, выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы

Познавательные: анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.

Коммуникативные:  умение слушать и слышать текст; умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; умение принимать чужую точку зрения


Выведение понятия (открытие нового знания)

Первичное усвоение новых знаний

Предлагаются три языковые задачи  (задания распределяются по рядам, ученики работают в парах):

А теперь ребята мы с вами поработаем с текстом.

1) Задача №1. Проводим языковой анализ. Готовим устное высказывание «общее значение неопределённых местоимений»

Прочитайте текст.

В каком-то городе, несколько лет назад родился некто. Через некоторое время нечто произошло с некто и некий кто-то обучился какой-то грамоте.

Однажды кое-кто увидел нечто, удивился и призадумался, почему кое-кто так быстро читает чьё-то кое-что. Оказалось, что некий некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать кое в чём какой-либо смысл. Вот и превратился некто в нечто.

  1. Прочитать текст
  2. О чем данный текст? Подумайте, почему непонятен  смысл текста?
  3. Озаглавить текст?
  4. Какие местоимения указывают нам в данном тексте на неопределенность? На неточность?
  5. Выпишите из текста все неопределённые местоимения,
  6. На 2 группы (22 мест в общем)
  7. По какому критерию вы разделили слова?
  8. Почему эти местоимения  получили такое название?

СЛАЙД 2 ГРУППЫ неопр мест

Давайте подумаем от каких же способом образованы данные местоимения?

Кто-то- кто (вопросительно-относительного местоимения при  помощи морфемы то)

Кое-кто- при помощи морфемы кое и вопросительно-относительного местоимения кто.

Какой-либо- при помощи какой + морфема либо

Что-нибудь- при помощи что+ морфема нибудь

Некоторый- при помощи морфемы не и местоимения который

То, кое, либо, нибудь-

Черточку не забудь. 

Отработать 2 орфограммы Вопросы??????

Слитно и через дефис

Давайте сравним наши выводы с тем, что написано у нас в учебнике. Неопредел. Местоимения

Стимулирование познавательной активности учащихся, консультация и контроль учителя.

Организация исследования учебной проблемы,

формирование новых понятий

Планирование деятельности,

поиск решения проблемы,

определение понятия,

проведение теоретического исследования

Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, самостоятельное формулирование познавательной цели, проблемы

Отработка понятия

Закрепление.

Работа по учебнику.460 упражнение

С. 78.

Организация работы с учебно-научным текстом

  Работа с учебно-научным текстом (поисковое чтение),

Сличение своей работы с образцом учебника.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска,

умение структурировать знание

Коммуникативные: эффекивное сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга

 Первичное закрепление понятия:

( включение нового понятия в систему  общих знаний)

Следующее задание «Цифровой диктант». Ребята, у вас на парте лежат карточки. Найдите в этих предложениях местоимения и зашифруйте его. На доске написан шифр.

1 – неопределенное

2 – возвратное

3 – относительное

4 – вопросительное

  1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
  2. Вишь, какая саранча!
  3. Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
  4. О себе дед рассказывать не любил.
  5. Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?

Код: 13124

 

Использование нового содержания совместно с ранее

изученным материалом при решении творческой задачи: создание собственного текста

Регулятивные: планирование и прогнозирование работы

Познавательные:

постановка и решение проблем творческого характера

Рефлексия

Вернёмся к задачам урока, которые мы перед собой поставили в начале урока. Что узнали, а что ещё предстоит узнать?

На что указывают местоимения, правописание неопределённых местоимений, чем являются в предложении, употребление в речи.

Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?

Загадки:

  1. Если ты дашь его кому-нибудь, все равно сам держать его должен (слово)
  2. Кто-то проплакал всю ночь на лугу, сколько слезинок я счесть не могу. (дождь)
  3. Некто взял книгу в которой нашел толкование кое-какого слова. Как называется книга? (словарь)
  4. Меня никто не видит, а всякий слышит (ветер, эхо)

Организация рефлексии Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.

Соотнесение результата с прогнозируемым

Регулятивные:

Выделение и осознание того, что усвоено и что еще предстоит усвоить, Личностные:

самооценивание и оценивание учебной деятельности сверстников

Домашнее задание

Упр. 461 параграф 80 все

Придумать 5 загадок с неопределенными местоимениями

Опережающее целеполагание

Регулятивные: планирование, целеполагание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Отличие союзов чтобы, зато,тоже, также от местоимений и наречий"

Разработка урока для учащихся 7 класса  где  даны примеры, после разбора которых учащиеся увидят отличие  союзов: чтобы, зато, тоже , также от местоимений и наречий....

Методическая разработка Урок ознакомления с новым материалом по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ» в 6 классе

Урок ознакомления с новым материалом  по теме«Возвратное местоимение СЕБЯ»в 6 классе Цели:Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимени...

Методическая разработка урока в 5 классе на тему: "Объектный падеж местоимений" (К.И.Кауфман)

План кнспект урока, содержащий все этапы. К нему прилагаеися презентация по этой же теме....

Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "

Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология)....

разработка урока по теме "Местоимение" в 6 классе

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение" с использованием ИКТ. Работа на уроке строится на основе анализа, самостоятельно сделанных выводах. На уроке проводится работа на разв...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...