Программа по внеурочной деятельности
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  • Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 125.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Грамотность»                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Направление: Общеинтеллектуальное

Возраст/класс  учащихся:  13-14 лет  (8класс)

Срок  реализации:      1 год   (34 часа)

Программу составил: Огнёва Т.А., учитель русского языка и литературы,

                                         первая квалификационная  категория

Нижневартовск

2022

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  • Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительство Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»  для учащихся 8-х классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной  подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний  и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение  для формирования коммуникативной личности; на  помощь учащимся разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний  по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

        Направление развития личности, в рамках которого разработана программа – – общеинтеллектуальное.

        На изучение данного курса отводится 1 час в неделю,   34 часа в год.

Общий объем программы:  34 часа.

Срок освоения программы: 1 год обучения.

   

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Главным результатом является готовность учащихся к участию в экзамене. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении

учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами

и сверстниками.

Предметные: знать/понимать/уметь

Знать трудные случаи правописания.

Понимать их роль в общекультурном развитии человека.

Объяснять языковое явление.

Уметь применять знания при тестировании.

Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала.

Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами:

активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

работать над расширением словарного запаса;

опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); 

четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

выполнять различные типы тестовых заданий;

самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

правильно отмечать в бланке вариант ответа;

вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • принципы русской орфографии и пунктуации;
  • основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
  • алгоритм написания сжатого изложения.

    По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового  оформления;

  • использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
  • применять теоретические знания  по разделам «Орфография», применять алгоритм написания сжатого изложения;
  • уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
  • грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;

владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой.

Содержание курса внеурочной деятельности «Грамотность»

Раздел 1 Введение. (2 часа)

 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел 2.  Построение сжатого изложения. (12 часов)

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

•        основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

•        точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

•        адекватно воспринимать авторский замысел;

•        вычленять главное в информации;

•        сокращать текст различными способами;

•        правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

•        находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Раздел 3. Орфография. (20 часов)

Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.        Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

•        орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

•        использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, тестовые задания в форме ОГЭ.

Тематическое планирование  курса внеурочной деятельности «Грамотность»:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.

1

1

текущий

2

Тренировочные задания по оформлению бланков

1

1

текущий

3

Построение сжатого изложения. «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования».

1

1

текущий

4

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования

1

1

текущий

5

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

текущий

6

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

1

текущий

7

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

1

текущий

8

Главная и второстепенная информация в тексте.

1

1

текущий

9

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

1

1

текущий

10

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

1

текущий

11

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

1

текущий

12

Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения»

1

1

итоговый

13

Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения»

1

1

итоговый

14

Анализ работ учащихся.

1

1

текущий

15

Орфография Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма).

1

1

текущий

16

 Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения.

1

1

текущий

17

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне

1

1

текущий

18

Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после    шипящих в корне.

1

1

текущий

19

Чередующиеся гласные.

1

1

текущий

20

Орфограммы в корнях слов.

 Практическая работа № 2

1

итоговый

21

Правописание приставок

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки.      

1

1

текущий

22

Написание приставок, зависящее от значения

1

1

текущий

23

Написание приставок, зависящее от значения Практическая работа № 3

1

1

итоговый

24

Правописание Н, НН в разных частях речи.

1

1

текущий

25

Правописание Н, НН в разных частях речи

1

1

текущий

26

Правописание Н, НН в разных частях речи. Практическая работа № 4

1

1

итоговый

27

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

1

текущий

28

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

1

текущий

29

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Практическая работа № 5

1

1

итоговый

30

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.        

1

1

текущий

31

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.

1

1

текущий

32

Правописание производных предлогов

1

1

текущий

33

Правописание производных предлогов

1

1

текущий

34

Правописание союзов        

1

1

текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...