Открытый урок на конкурс "Учитель года 2022" Тема урока: Придаточные обстоятельственные места
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Догадина Вероника Юрьевна

Данный материал представляет собой разработку урока по курсу "Синтаксис сложного предложения" для обучющихся 9 класса. Тема "Придаточные в сложном предложении" довольна сложна в восприятии. Эта работа - один из элементов, помогающих раскрыть тему в полном объеме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 7» Догадина Вероника Юрьевна учитель первой квалификационной категории

Слайд 2

Тема урока: Придаточные обстоятельственные места

Слайд 3

Повторение. Чередующиеся гласные. - гласная О - гласная А

Слайд 4

К_сательная К А сательная Предл_жить Предл О жить Выр_сли Выр О сли Ср_внить Ср А внить З_рянка З О рянка Ур_внение Ур А внение Вым_кнуть Вым О кнуть Отр_слевой Отр А слевой Зар_внять Зар О внять Подг_рать Подг О рать

Слайд 5

ДА-НЕТКА - Согласны с утверждением - Не согласны с утверждением

Слайд 6

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается значение слова? 2. Выделяют 2 группы сложных предложений

Слайд 7

3. В сложноподчинённом предложении придаточное присоединяется к главному только при помощи союзов? 4 . Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей? 5 . Придаточные изъяснительные поясняют сказуемое в главном предложении?

Слайд 8

Тема урока: Придаточные обстоятельственные места

Слайд 9

Придаточные обстоятельственные: Там, (где?) где спускалось солнце за лес, собрались тяжелые свинцовые тучи. Замещают позицию обстоятельств Отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств О бозначают то же, что и обстоятельства , бывают тех же видов, что и обстоятельства.

Слайд 10

Одно слово Словосочета-ние Все предложение Поясняют придаточные : М еста Образа действия Меры и степени времени цели причины уступки следствия условные сравнительные

Слайд 11

Сложное предложение с придаточным места: Указывает на место или направление движения отвечает на вопросы где? куда? откуда? Относится к одному слову в главном предложении — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием : туда, оттуда, нигде, везде, всюду

Слайд 12

Вдруг там , прибой швыряет белые фонтаны, поднялся орёл . Куда река пошла там и русло будет . река пошла , там и русло будет . где Куда

Слайд 13

Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда : И Таня входит в дом пустой, где (в котором) жил недавно наш герой. придаточное определительное.

Слайд 14

Крестики–нолики: работа в группе Задание: определить тип придаточного предложения, расставить недостающие знаки препинания . Если придаточное определительное или изъяснительное, ставим О , если обстоятельственное, ставим Х

Слайд 15

Я стал припоминать куда ходил в течение дня. Он отправился именно туда где впервые увидел её. Дайте дело такое чтобы сердце горело и не знало покоя. Смотри как роща зеленеет палящим солнцем облита. Где тонко там и рвется. Я стал дожидаться скоро ли солнышко встает. Дом который стоял на берегу был виден издалека. Я оттуда приехал где люди тверды, как гранит. Познаём друзей и близких в час когда грозит беда.

Слайд 16

О 1 Х 2 О 3 О 4 Х 5 О 6 О 7 Х 8 О 9

Слайд 17

Задание на соотнесение: Соотнеси схему и предложение

Слайд 18

Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала. ,( чтобы)

Слайд 19

Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. , ( как )

Слайд 20

Юность — весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни. , ( в которое )

Слайд 21

То, что тихо я тебе рассказываю, так на спящие дали похоже. , ( что ) ,

Слайд 22

Творческое задание: лингвистическое лото. Работа с фразеологизмами : Собери карту: фразеологизм, изображение, значение.

Слайд 23

Вертится на языке То, что знакомо, хорошо известно, но забыто в данный момент.

Слайд 24

Потерять г олову Приходить в состояние смятения, растерянности, оказавшись в тяжёлом положении; не знать, что делать

Слайд 25

Вилами на воде писано В ситуации, о которой идет речь, отсутствует ясность, она сомнительна и маловероятна.

Слайд 26

Водить за нос Намеренно вводить в заблуждение, обманывать; отвлекать от сути разговора

Слайд 27

Творческое задание: Составь СПП с придаточным места, используя получившийся фразеологизм.

Слайд 28

Ахиллесова пята Там, где я допускаю ошибки, я становлюсь особенно бдительным, потому что считаю невнимательность своей ахиллесовой пятой.

Слайд 29

Домашнее задание 2 уровня сложности: 1 уровень Репродуктивный 2 уровень Творческий

Слайд 30

1 уровень Ответить на вопросы: Как отличить придаточное места от придаточного изъяснительного и определительного? Чем прикрепляются придаточные места к главному предложению? От каких предложений нужно отличать придаточные места? Задание 1 . Определите, какое из предложений может стать частью СПП с придаточным места. Составьте схему получившегося предложения. Запишите его в тетрадь. 200 млн. лет назад громадный океан шумел там блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри. откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров. они изящно ползают по склонам Ай-Петри. Задание 2. Продолжите сложноподчиненные предложения. Укажите вид придаточного предложения . Когда последний урок закончился, … Мы возвратились туда, …

Слайд 31

Рефлексия. Продолжите фразу: Я повторил … Я узнал… Я научился … Я закрепил …

Слайд 32

Какую цель мы ставили в начале урока ? Мы ее достигли ? Какие задачи перед нами стояли ? Мы их выполнили ? Оцените свою работу на уроке.

Слайд 33

Спасибо за урок!