Урок по русскому языку в 5 классе «Три склонения существительных. Существительные на -ия, -ий, -ие »
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Светлана Геннадьевна Ермакова

Цели:

Обучающие:

1. Ознакомить учащихся с тремя типами склонений имен существительных и с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий

2. Научить определять тип склонения существительных.

3. Правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с типами склонения имен существительных. 

Развивающие:

1. Развивать мыслительные операции учащихся (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения).

2. Обогащать словарный запас учащихся.

3. Развивать устную и письменную речь учащихся, улучшить навык грамотно использовать различные рода имен существительных в устной и письменной речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

2. Воспитывать чувство любви и уважения к русскому языку как ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 5 классе

«Три склонения существительных. Существительные на -ия, -ий, -ие »

Цель:

Обучающие:

1. Ознакомить учащихся с тремя типами склонений имен существительных и с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий

2. Научить определять тип склонения существительных.

3. Правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с типами склонения имен существительных. 

Развивающие:

1. Развивать мыслительные операции учащихся (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения).

2. Обогащать словарный запас учащихся.

3. Развивать устную и письменную речь учащихся, улучшить навык грамотно использовать различные рода имен существительных в устной и письменной речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

2. Воспитывать чувство любви и уважения к русскому языку как ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка.

Планируемые метапредметные результаты в ходе урока:

Регулятивные УУД:

• ставить и адекватно формулировать цель деятельности (целеполагание);

• планировать последовательность действий и при необходимости изменять её (планирование);

• осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, рефлексию и др. (оценивание, коррекция, саморегуляция)

Познавательные УУД:

• осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).

Коммуникативные УУД:

• владеть всеми видами речевой деятельности;

• адекватно воспринимать устную и письменную речь.

Дидактические средства: 

1) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [T. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2012. -62-63 с.

2) Доска, таблицы.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: общедидактические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный.

Методы обучения русскому языку по классификации М. Т. Баранова: 

познавательные: слово учителя;

практические: ответы на вопросы учителя, работа с учебником, выполнение упражнений.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация изученного (повторение) – 5 мин.

3. Изучение нового материала – 20 мин.

4. Закрепление нового материала – 15 мин.

5. Подведение итогов – 2 мин.

6. Домашнее задание – 1 мин.

7. Оценка работы учеников – 1 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке на парте.

Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Актуализация изученного 

Учитель: а) блиц-опрос

– Морфология. Что изучает этот раздел русского языка? (Части речи).

- О какой части речи мы начали более подробный разговор? ( Об имени существительном).

- Что такое имя существительное?

- Что нового вы узнали об этой части речи?

Б) практическое задание: (после первого пункта блиц-опроса)

Называю слова, если имя существительное хлопаем в ладоши.

Радость, улыбаюсь, весёлый, смех, жизнь, быстрая, они, говорят, лебеди, молодёжный, я.

III. Изучение нового материала.

Учитель: - Кто самый близкий и родной человек? (Мама)

- Кем вам доводится брат мамы? (Дядя)

Это существительные 1 склонения. Они муж. и жен. рода и имеют окончания -а, -я.

- Как называется земля, которую сеют, на которой пашут?(Поле)

- Что сеют в поле?(Зерно)

- На ком пахали поле до появления трактора?(Конь)

Это существительные 2 склонения.

 

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площадь, ель.

Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.

Пример: ночь, брошь, рожь.

Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.

Например:

Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения.

Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения.

Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения.

Учитель: В русском языке есть так же существительные на -ия, -ий, -ие. Например, станция, здание, санаторий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению. Существительные на –ие и –ий относятся ко второму склонению.

Знаем ли мы, ребята, как склоняются эти существительные ? (нет). Можем мы с вами узнать как склоняются эти существительные ? (Да) .

Учитель: Давайте попробуем просклонять существительные станция, санаторий, здание.

И.п. станци-я санаторий здани-е

Р.п. станци-и санатори-я здани-я

Д.п. станци-и санатори-ю здани-ю

В.п. станци-ю санаторий здани-е

Т.п. станци-ей санатори-ем здани-ем

П.п. о станци-и о санатори-и о здани-и

Выделим окончание. С какими трудностями столкнулись? (Не подчиняются правилу ) (Проблема)

Ребята, запомните, что -ия, -ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое .

Для написания падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий есть своё правило. Давайте заполним опорную-схему и вы сможете сформулировать правило.

(Заполнение схемы )

Склонение существительных на –ия, -ий,-ие

Падеж

-ия

-ий

-ие

Пример

Р.п.

лекции

планетария

состязания

Д.п.

лекции

планетарию

состязанию

Т.п.

-ей (ею)

-ем

-ем

лекцией

планетарием

состязанием

П.п.

(о) лекции

(о) планетарии

(о ) состязании

Примечание. Существительные м.р. на –ий в Им. п. имеют нулевое окончание: планетарий 

Учитель: Что нам нужно знать для верного написания падежного окончания данных существительных?

Верно. Для существительных на -ия, -ие, -ий можно не определять склонение, достаточно только их опознать.

Давайте приступим к повторению изученного.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Ребята, сейчас мы будем работать по учебнику (с. 63) и выполним несколько упражнений, чтобы закрепить изученное. Давайте прочитаем задание к упр. 519 на с. 63.

 Упражнение 519.

Просклоняйте устно в единственном числе существительные БЕРЁЗА, ВЕЧЕР, ОТТЕПЕЛЬ. Различаются ли их падежные окончания? Определите склонение каждого из них.

Учитель: Проверим, что у вас получилось.

Им. п. Береза Вечер Оттепель

Род. п. Березы Вечера Оттепели

Д. п. Березе Вечеру Оттепели

В. п. Березу Вечер Оттепель

Т. п. Березой Вечером Оттепелью

П. п. О Березе О Вечере Об Оттепели

 

Береза - 1-ое скл.

Вечер - 2 -ое скл.

Оттепель - 3 -ое скл.

Учитель: Молодцы! А теперь перейдём к упражнение 520 на с. 63. Работа у доски.

Упражнение 520

К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы это определили?

Ветка-ветвь; яблоко-яблоня; заяц-зайчишка; соловей- соловушка; площадь- площадка; сетка- сеть.

ветка ( А, ж.р. → 1 скл.) - ветвь (на Ь; ж.р. → 3 скл.)

яблоко ( О, с.р. → 2 скл.) - яблоня ( Я, ж.р. → 1 скл.)

заяц (нулевое окончание, м.р. → 2 скл.) - зайчишка ( А, м.р. → 1 скл.)

соловей (нулевое окончание, м.р. → 2 скл.)  - соловушка ( А, м.р. → 1 скл.)

площадь (на Ь; ж.р. → 3 скл.) - площадка ( А, ж.р. → 1 скл.)

сетка ( А, ж.р. → 1 скл.)а - сеть (на Ь; ж.р. → 3 скл.)

 - окончание

        Учитель: Молодцы, ребята!

V. Подведение итогов

Учитель: Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Мы узнали, какие существуют типы склонений, научились их определять. Так же познакомились с  существительными на -ия, -ий, -ие. Надеюсь, что этот материал был усвоен.

VI. Домашнее задание 

Учитель: Ребята, к следующему уроку следует прочитать §95 , выполнить упр. 521.

VII. Оценка работы учеников 

Учитель: Я благодарю Вас за урок. Всем спасибо. Оценки получают…

Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Презентация по русском языку 5 кл "Три склонения имен существительных"

Презентация для урока русского языка в 5 классе....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" 5 класс

Презентация к уроку  по русскому языку  в 5 классе. Тема"Три склонения имен существительных"...

конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственн...