Конспект ФГОС «Текст как речевое произведение. Тема текста»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Жукова Валентина Валентиновна

Урок построен на приёмах технологии критического мышления и методике развития читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_5_kl_tekst_kak_rech._proizved.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС «Текст  как речевое произведение. Тема текста»

Технология критического мышления

Цель деятельности учителя

Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста

Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию

Развивающая:развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятия «текст», «тема» текста,"основная мысль текста"(идея), применять полученные знания и умения в речевой практике

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Оборудование

ПК, проектор

УМК

Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2011г.

Наглядно-демонстративный материал

 карточки ,учебник

Основные требования к ЗУН обучающихся

Знать: что такое текст, его отличительные особенности, Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Промежуточный контроль

1) Организационный этап.

 Дети, вам тепло? (Да)

-- В классе светло? (Да)

-- Прозвенел уже звонок? (Да)

-- Уже закончился урок? (Нет)

-- Только начался урок? (Да)

-- Хотите учиться? (Да)

-- Значит, можно всем садиться!

Приветствует обучающихся.

Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.

1 обучающийся выразительно читает ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Наблюдение

        

2) Актуализация знаний.

Беседа с классом

- Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

- Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

- Вы обладаете такими качествами?

И конечно же не забываем и соблюдаем правила общения.

Сегодня у нас урок развития речи.

Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке должен уметь выражать свои мысли грамотно.

Учитель: Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.

На доске: словосочетание - слово – звук – предложение.

Дети: звук – слово – словосочетание - предложение – ?

Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка?

Дети: звук, - фонетика, слово – лексикология, словосочетание, предложение – синтаксис.

Создание проблемной ситуации. Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке?

Дети: В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка.

Учитель: Давайте найдем ее на схеме. (Слайд 2) Отличается ли она от других единиц? А какая наука о языке изучает текст?

Дети: Да, своими признаками, особенностями. Науку о языке мы не знаем (или предположение, варианты).

Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?

Дети: тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука изучает текст.

  1. Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока. (Слайд 3)

Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу.

Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.

Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать). (Слайд 3)

Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.

Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.

Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это понимаете? (Слайд 3)

Давайте вспомним отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино», где родители получают письмо дяди Федора.

- Почему родители не поняли послания сына?

Отвечают на вопросы

Приходят к выводу, что текст должен создаваться по определенным правилам

Вывод: текст не получился

Устные ответы

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А какими же признаками обладает текст? Именно об этом мы сегодня на уроке и поговорим

Слово ТЕКСТ заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает «ткань, единство»(т.е. словесное единство).

- А на каких уроках  помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом?

-Тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое  текст? Каковы признаки текста? Как определить тему текста?)

- Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

Запись темы, даты

Отвечают на вопросы

Вывод об актуальности знаний

Научиться самим создавать тексты.

Устные ответы

4) Первичное усвоение новых знаний.

Задание 1: Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.

С.10определение ТЕКСТ

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Работа с учебником

Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.

- Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится?Что именно?)

- Какой заголовок подходит нашему тексту?

В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.

Читают учебник

Записывают опорную схему

Устные ответы

5) Первичная проверка понимания

Упр.12

Справочная  информация

Алексе́йПетро́вичМаре́сьев - лётчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время ВОВ ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Рассказ о летчике.

Текст

Мотор осёкся и замолчал.

Самолёт, стремительно понёсся вниз.

Падая, самолёт задел верхушки сосен.

Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части.

Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб.

Это спасло ему жизнь.

Доклад обучающегося

Выполняют задания.

Работа в парах.

Письменная работа

6) Динамичес

кая пауза

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и отвечать        

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,                      

Отдохнули мы слегка.

7) Первичное закрепление.

Упражнение13

Итак, мы с вами обозначили основные признаки текста:

1.  Предложения должны быть связаны темой(по смыслу)

ТЕМА определяем, когда задаем вопрос О ЧЕМ?

- Определите тему текста упр.69

2.  Предложения  должны быть связаны грамматически(последовательность)

Существуют средства связи предложений в тексте.

- Найдите в тексте упр.13 такие средства

Запись

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Работают по тексту упражнения.

Устные ответы

8) Информация о домашнем задании

Сочинение "Осень"

Поясняет задание

Записывают задание

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, давайте подведем итог нашим исследованиям текста

- Назовите признаки текста

- Какой вопрос поможет определить тему текста?

- Где пригодятся полученные знания?

- Все ли получилось на уроке?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке

Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по теме: Текст

Познакомить учащихся со строением текста; развивать речь, мышление, тренировать в умении находить предложения, слова в предложениях....

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

Управление процессом порождения речевого произведения на основе текста

Говорение на основе текста - это предпосылка для качественного осуществления ситуативного (неподготовленного) говорения.На старшем этапе взаимосвязанное обучение чтению и говорению представляется...

Рабочая тетрадь для элективного курса "Текст как речевое произведение" 8-9 класс

Рабочая тетрадь элективного курса помоет при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе.Это практический материал....

ОГЭ: задание 2 (Текст как речевое произведение)

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (Задание 2 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста)...

КОНСПЕКТ интегрированного физкультурно-речевого занятия ТЕМА: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» для детей подготовительной группы

Занятие разработано для развития и совершенствования речи и двигательной активности дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие....

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Зимние забавы» Группа ОНР (средняя)

Развивать речевые навыки детей через игры и упражнения на тему зимы и зимних забав....