Дополнительная общеразвивающая программа "Грамотей" МДО 6
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Мамонова Евгения Анатольевна

Программа для педагогов дополнительного образования для детей 11-12 лет по русскому языку на 34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotey.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Нижегородской области «Детский санаторий «Городец»

«Согласовано»                                                              «Утверждаю»        

Заведующая учебной частью                                        И.о. главного врача

___________Н.Н. Яковлева                                           ________Тихомиров И.А. «___»_________2022 год                                               «___»________2022 год

Дополнительная общеразвивающая программа

«ГРАМОТЕЙ»

Направленность программы – социально - педагогическая

Возрастной состав – 11-12 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель: Мамонова Евгения Анатольевна,

                                                  педагог дополнительного образования

г. Городец

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотей» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей в возрасте 11-12 лет. Данный курс позволит обучающимся восполнить пропущенный или забытый материал, расширить и систематизировать имеющиеся теоретические сведения, закрепить практические умения и навыки, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию итоговых работ. На занятиях  уделяется большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации – 1 год.

Цель курса: формирование орфографической зоркости учащихся.

Задачи:

  • ликвидировать  пробелы  у учащихся в обучении   русскому  языку;
  • создать условия  для успешного индивидуального развития ребенка;
  • формировать  ответственное  отношение  учащихся к учебной деятельности.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

 Основные методы и приёмы работы:

  •  лекция;
  • беседа;
  • объяснение учителя;
  • создание проблемной ситуации;
  • анализ текстов различных стилей и типов;
  • работа с тестами;
  • различные виды грамматического разбора;
  • работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
  • создание таблиц, схем, алгоритмов;
  • обсуждение, диалог;
  • написание и редактирование орфографических диктантов;
  • самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий;
  • лингвистический эксперимент.

Для проведения занятий могут быть использованы такие игровые формы, как КВН, конкурс, турнир, «Русское лото», путешествие, марафон, викторина и др. Кроме того, для проведения занятий используются компьютерные технологии, метод проектов. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, предполагается создание одним обучающимся или группой мультимедийной презентации, сопровождающей прохождение темы курса.

Педагогические технологии:

  • информационно-коммуникативные технологии,
  •  технология проблемного обучения,
  •  технология дифференцированного обучения,
  •  технологии личностно - ориентированного образования (игровые технологии, метод проектов и др.) 

Результаты освоения курса

Предметные: по окончании курса обучающиеся должны знать теоретическое содержание основных разделов, установленных учебной программой по русскому языку для  шестых классов, а также практически применять полученные знания.

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к учению;

формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные:

умение самостоятельно формулировать и ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Контроль уровня сформированности знаний  осуществляется путем выявления коэффициента успешности выполнения заданий на каждом занятии, в форме тестового контроля и творческой работы.

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы

 на 2019-2020 год обучения 
"Грамотей"

№ МДО

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В МЕСЯЦ

Кол-во

часов в год

Кол-во недель
в год

Сентябрь

октябрь

       ноябрь

декабрь

     Январь

февраль

     Март

апрель

май

июнь-август

МДО 6

4

4

каникулы

3

4

Каникулы

3

4

4

каникулы

4

4

каникулы

34

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс рассчитан на учащихся 11-12 лет, поэтому темы занятий и их последовательность соотносятся с программой по русскому языку для 6 класса. Однако соответствие тем занятий дополнительной программы не предполагает повторения и дублирования материала, изучаемого школьниками. На занятиях происходит углубление, расширение имеющихся знаний по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксиса за счет использования дополнительного материала. Поэтому занятия предполагают комбинированный характер: включают в себя теоретическую и практическую часть, находящиеся в соотношении 2:7.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Тема, раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Давай знакомиться!

2

2

1

Беседа о богатстве русского языка. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

1

1

2

Игра «Лингвистическая регата».

1

1

Фразеология

6

2

4

3

Тайны рождения фразеологизмов

1

1

4

Фразеологизмы-соратники, фразеологизмы-близнецы, фразеологизмы-противники

1

1

5

Путешествие по стране Фразеологии

1

1

6-7

Сбор материала к презентации «Фразеологизмы». Оформление презентации, творческих работ

2

2

8

Фразеологический марафон

1

1

Синтаксис

3

1

2

9-10

Занимательно о пунктуации

2

1

1

11

Лингвистический карнавал «Члены предложения»

1

1

Словообразование

6

3

3

12

Разноликие морфемы

1

1

13

В мастерской словотворчества

1

1

14

Загадки происхождения слов

1

1

15

Исторические родственники

1

1

16-17

Сбор материала и выпуск тематического лингвистического бюллетеня «История происхождения слов»

1

2

Морфология

10

7

3

18

Имя существительное – ведущая часть речи

1

1

19

Самая изобразительная часть речи (имя прилагательное)

1

1

20

Самая подвижная част речи (глагол)

1

1

21

Запасные игроки (местоимение)

1

1

22

Помощники глагола (наречие)

1

1

23

Слова, называющие числа

1

1

24

Другие «жители» Морфологии (служебные части речи, междометие)

1

1

25

Конкурс смекалистых (олимпиадные задания)

1

1

26-27

Сбор материала и создание презентации, творческих работ «Это интересно» по разделу «Морфология»

1

2

Фонетика

3

2

1

28

Какие они разные – гласные-согласные

1

1

29

«Хитрый звук» (двойная роль гласных е, е, ю, я)

1

1

30

Фонетические каверзы. Фонетический турнир

1

1

Обобщаем все, что знаем!

4

4

31

Конкурс «Грамматическое кольцо»

1

1

32-33

Сбор материала и создание лингвистического бюллетеня, творческих работ «Секреты русского языка»

1

2

34

Интеллектуальное шоу «Своя игра»

1

2

Итого

34

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оборудование: кабинет, доска, столы письменные с комплектом стульев, учительский стол с тумбой, шкафы для хранения литературы, методических пособий, дидактических материалов.

Печатные пособия: литература по курсу, раздаточный материал, иллюстрации, дидактические, таблицы, словари.

Учебно-практическое оборудование: школьные инструменты     (ручки, карандаши, тетради, бумага, альбомы).

   Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, флеш – накопитель, диски.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: книга для учителя / Г. А. Богданова. - М. : Просвещение, 2012
  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.- М.,1988
  3. Соловьева, Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012.
  4. Тростенцова, Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич, Н. В. Ладыженская. - М. : Просвещение, 2012
  5. Диктанты по русскому языку. 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс. В 2 ч.» / Г.Н.Потапова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
  6. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др.
  7. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1980
  8. Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. / Е.П.Черногрудова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
  9. Русский язык. Разноуровневые задания. 6 класс / Сост. Л.Н.Федосеева. – 2-ое изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013
  10. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс / Сост. Н.В. Егорова. – 2-ое изд., перераб. – М. : ВАКО, 2013

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru
  2. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/
  3. Сайт «Сеть творческих учителей»:http://it-n.ru
  4. Сайт «Интернетурок» http://interneturok.ru/ru
  5. Сайт «Грамота.Ру» http://www.gramota.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...