Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Чако Светлана Иосифовна

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 класса.

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика.

Пояснительная записка

 Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика» предназначена для обучающихся 9 классов, разработана в соответствии с ФГОС ООО, на основе примерной программы по русскому языку ФГОС ООО, программы «Русский язык. 9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» / авт.-сост. Л. А. Кобзарева. - Волгоград: Учитель, 2008. г.

Цели курса:

теоретические:

•        освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;

развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;

практические:

•        совершенствование коммуникативных умений;

•овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
  • воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
  • воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки. 

Задачи курса:

 - научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

 - подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

 - оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;        

 - способствовать интеллектуальному развитию ученика;

воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Планируемые результаты освоения курса.

Предметные результаты.

Чтение

Ученик  научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик  получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Письмо

Ученик  научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо);

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Текст

Ученик  научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик  получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Ученик  научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик  получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить сочинение-рассуждение в публицистическом стиле.

Личностные результаты.

- знание общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей;

- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

-позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

-  потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально – исторических, политических и экономических условий;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции  познавательного мотива;

- готовность к выбору профильного образования.

Ученик  получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию;

- адекватной позитивной самооценки и Я – концепции;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД

Ученик  научится:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно – следственные связи;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей;

работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Ученик  получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование в целях проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

РегулятивныеУУД

Ученик  научится:

-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров при работе с новым учебным материалом;

-планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль  на уровне произвольного внимания;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик  получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить учебные цели и задачи;

- строить жизненные планы во временной перспективе;

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства достижения;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий, направленных на решение учебных и познавательных задач;

- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные УУД

Ученик  научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик  получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Формы проведения занятий:

лекции, беседы, дискуссии, игры, индивидуальные консультации, теоретические практикумы, практическая и исследовательская работа в группах и индивидуально, дистанционное обучение.

Содержание курса.

Основные требования к творческой работе (1 ч.).  Инструкция к творческой работе по русскому языку. Критерии оценивания сочинения как основа написания работы.

Основные аспекты анализа текста (3 ч.). Понятие лингвистического анализа текста. Пути анализа текста. Уровни анализа (лексический, синтаксический, фонетический, морфологический и т.д.) Схемы анализа текста.

Композиция сочинения (2 ч.). Структурные (композиционные)  части сочинения. Виды вступления. Построение основной части. Виды заключения. Абзац и его признаки. Речевые клише вступления, заключения, перехода от одной части к другой.

 Сочинение по тексту художественного стиля (3 ч.).  Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Рецензирование и редактирование творческих работ (2 ч)     Рецензия. Литературное редактирование. Виды правки. Логические основы редактирования текста. Основные ошибки при написании текстов.

Тексты публицистического стиля. Рецензирование и редактирование творческих работ. (3 ч)  Особенности текстов публицистического стиля. Способы выражения авторской позиции.

Самостоятельная творческая работа над текстами (3 ч)  Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Основные требования к творческой работе.

1 ч

Основные аспекты анализа текста.

3 ч

Композиция сочинения.

2 ч

Сочинение по тексту художественного стиля.

3 ч

Рецензирование и редактирование творческих работ.

2 ч

Тексты публицистического стиля. Рецензирование и редактирование творческих работ.

3 ч

Самостоятельная творческая работа над текстами.

3 ч

                                                                          Итого

17 ч

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы занятия

Характеристика видов деятельности учащихся

1

Основные требования к творческой работе.

Изучение инструкции по выполнению творческой работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

Лингвистический анализ текста.

Анализ  текстов по плану. Составление таблиц терминов (литературоведческих,   обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений, в которых есть  термины. Знакомство с образцами анализа.

3.

Тема текста. Микротемы в тексте.

Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста.

Работа с текстом, определение границ микротем исходного текста.

4

Проблематика текста. Авторская позиция. Аргументация собственного мнения.

Определение проблем, поставленных в тексте. Вычленение авторской позиции. Подбор примеров-аргументов в тексте, подтверждающих позицию автора

5

Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть сочинения.

Слушание лекции  учителя  и  ее  запись: составление плана, опорной таблицы.

6

Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Деление текста на смысловые части, осуществление информационной переработки текста, употребление речевых клише.

7

Тема текста, проблема, авторская позиция в сочинении по тексту художественного стиля.

Определение темы, проблемы, авторской позиции текста художественного стиля.

8

Изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.

Подбор аргументов в сочинении. Создание и редактирование собственного текста с учетом требований к построению связного текста.

9

Создание связного текста

Создание и редактирование собственного текста различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста.

10

Критерии и нормативы оценки при рецензировании творческих работ.

Знакомство с типичными ошибками: фактическими, речевыми, грамматическими. Понятие о стилистике сочинения.

11

Исправление недочетов при редактировании творческих работ.

Проверка текстов сочинений, коррекция. Работа с инструкцией.

12

Особенности текстов публицистического стиля.

Определение темы, проблемы, авторской позиции текста публицистического стиля.

13

Оформление работы на основе публицистического стиля.

Подбор аргументов в сочинении. Создание и редактирование собственного текста с учётом требований к построению связного текста.

14

Исправление недочетов при редактировании творческих работ.

Проверка текстов сочинений, коррекция. Работа с инструкцией.

15

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Создание собственного сочинения-рассуждения на основе текстов художественного и публицистического стиля.

16

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Создание собственного сочинения-рассуждения на основе текстов художественного и публицистического стиля.

17

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Создание собственного сочинения-рассуждения на основе текстов художественного и публицистического стиля.

Методическое обеспечение.

Список литературы

  1. ОГЭ. Русский язык. Математика. В таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ.

Текучева Ирина Викторовна, Слонимский Лев Иосифович, Слонимская Ирина Семеновна

АСТ: Подготовка к основному государственному экзамену, 2020

  1. ОГЭ 2022 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. Цыбулько Ирина Петровна, Малышева Т. Н., Швецова Е. В. Национальное образование: ОГЭ. ФИПИ – школе, 2021
  2. ОГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. -

Симакова Елена Святославовна, АСТ, 2021

  1. ОГЭ 2022 Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации. - Драбкина Светлана ВладмировнаСубботин Дмитрий Игоревич. Интеллект-Центр: Государственная итоговая аттестация, 2021
  2. Степанова, Л.С. Русский язык. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному. ОГЭ / Л.С. Степанова. - М.: АСТ, 2012. - 66 c.
  3.  Текучева, И.В. ОГЭ. Русский язык в таблицах и схемах. 5-9 классы / И.В. Текучева. - М.: АСТ, 2018. - 128 c.
  4. Текучева, И.В. Русский язык. Краткий справочник в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ / И.В. Текучева. - М.: АСТ, 2019. - 272 c.
  5. Черкасова, Л.Н. ОГЭ-2019. Русский язык. Сочинение-рассуждение и изложение / Л.Н. Черкасова. - М.: Эксмо, 2018. - 640 c.

Интернет-ресурсы

  1. http://4ege.ru/ 
  2. http://philology.ru/ 
  3. http://slovo.dn.ua/ 
  4. http://pycckoeslovo.ru/ 
  5. http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html 
  6. http://russkiiyazik2010.blogspot.com/
  7.  http://ege-legko.livejournal.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов

  Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...