Презентация "Функциональная грамотность"
презентация к уроку по русскому языку

Демчук Екатерина Юрьевна

Презентация "Функциональная грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_na_urokah_russkogo_yazyka.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка Демчук Е.Ю., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений; готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможность решать различные учебные и жизненные задачи; способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни на основе прикладных знаний и умений.

Слайд 4

Банк заданий: Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

Слайд 6

Для развития ФГ на уроках можно использовать различные приёмы: Отсроченная отгадка Проблемная ситуация Кластер Корзины идей Лови ошибку Своя опора Шаг за шагом Яркое пятно Ромашка Блума

Слайд 7

Эталонные задания Фрагмент урока русского языка в 5 классе. «Что такое текст. Тема текста» Текст 1. Волшебные поступки (Рассказ Сережи и Нади) Наш папа замечательный. Но всё-таки нередко он ведёт себя странно. Когда он приходит куда-нибудь вместе с мамой, он не идёт в дверь первым, а пропускает маму. Почему? Непонятно. Если папа хочет куда-то войти, а в дверях ему встречается женщина, папа ждёт, пока она выйдет, а потом уже сам проходит. Ему бы надо поскорее проскочить в дверь, а он зачем-то ждёт… Зато, выходя из автобуса или трамвая, папа поступает наоборот. Сначала сам выйдет, а потом уже мама. Но ещё удивительнее вот что. Папа выходит и тут же очень пугается. Мама ещё с подножки не сошла, а он её уже за руку берёт, как маленький. Может, на него улица многолюдная так действует… Бывает, выйдет папа из автобуса и сразу протягивает руку какой-нибудь старушке. Как будто старушка смелее его… И за эти странные поступки окружающие почему-то благодарят папу. Получается, что эти поступки волшебные - они делают окружающих приветливее и добрее.

Слайд 8

Текст 2. Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек!? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает вещи, приходит во время в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок - верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. Живи так, чтобы люди говорили о тебе: «Это порядочный человек». (По Ю. Яковлеву)

Слайд 9

Задание 1: Давайте ответим на вопросы: Папа ведет себя странно? (да/нет) Уступает первой пройти маме? (да/нет) Окружающие благодарят папу? (да/нет) Порядочный – это человек, который наводит порядок? (да/нет) Корень слова «порядок»? (да/нет) Это простой порядок или устройство жизни (да/нет) Быть порядочным хорошо или плохо? (да/нет)

Слайд 10

Задание 2: Давайте прочитаем еще один небольшой текст «Я думала, эта схема мошенничества уже давно "канула в Лету". Но, не тут-то было. Моя мама попросила меня выложить объявление о продаже домашней консервации. Выложила ВК в несколько групп , оставила мамин номер телефона. Мама моя на пенсии, летом трудится в огороде и делает осенью заготовки на зиму, собственно, этим иногда и подрабатывает, продавая свои «закрутки ». В общем, позвонили маме с номера, сказали, что хотят купить пару банок компота, едут с Агаповки, в общем, придумали какую-то историю, что нужно скинуть деньги на карту, естественно, попросили код, который пришёл на телефон маме. Мама позвонила мне, чтобы узнать, можно ли сказать этот код, но я, к огромному сожалению, не смогла взять трубку. Мама назвала им код, и моментально все деньги, что были на карте, перевелись мошенникам». Можно ли таких людей считать порядочными?

Слайд 11

Задание 3: Используя прочитанные тексты, сформулируйте определение, какого человека можно считать порядочным? (заполняют в рабочих листах) Порядочный человек – это ___________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4: Встречались ли Вам в жизни порядочные люди? (ответы)

Слайд 12

Задание 5: Используя наши с вами наработки, попробуем составить ПАМЯТКУ «Как стать порядочным человеком?» 1. 2. 3. 4.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...