Орфографические правила и исключения написания Н и НН в именах прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Хисамутдинова Гульнара Салимзяновна

Орфографические правила и исключения написания Н и НН в именах прилагательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Орфографические правила и исключения написания Н и НН в именах прилагательных.

Цель: 1. Познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

2. Сформировать умения верного определения условий, регулирующих выбор одной или двух н в суффиксах прилагательных.

3. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

4. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

                                                                     Ход урока.

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению


Работа с текстом.

. Карточки с текстом у каждого ученика).

Серебряная сказка.

Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами.

В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями.

Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками...

Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

Вопросы:

  • Вам понравилась «Серебряная сказка»?
  • Определите стиль текста, докажите свое мнение. (Художественный стиль, автор передает свое отношение к окружающему, рисует словами картину, использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворение).
  • К какому типу речи относится данный текст? (Описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Пейзаж.)
  • Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной, эмоциональной? (Наличие большого числа прилагательных).
  • Какова роль прилагательных в тексте? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, привлекательной).
  • В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их.
  • Почему в одних словах в суффиксах пишется одна буква н, а в других – две?
  • А почему вы испытали затруднения в данных словах? (Данную тему не изучали)
  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

III. Объявление темы и цели урока

Тема урока: «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных»

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему.

(Цель урока учащиеся формулируют сами).

Цель урока: познакомиться с прилагательными с н-нн в суффиксах и научиться правильно их писать.

IV. Изучение нового материала.

1. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

  • От каких частей речи образуются прилагательные? (От существительных, глаголов, наречий)

Мы сегодня будем говорить о прилагательных, которые образуются от существительных.

  • Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть (Слова написаны на доске. Ученики произносят слово. Учитель записывает на доске, учащиеся – в конспектах, выделяют суффиксы.)

Утка -

утиный

Сон -

сонный

Песок -

песчаный

Станция -

станционный

Нефть -

нефтяной

Солома -

соломенный

Обратите внимание на морфемный состав слов. Назовите суффиксы.

Попробуйте сформулировать условия правописания н-нн в суффиксах прилагательных.

(Ребята пытаются сформулировать правило написания н-нн в суффиксах прилагательных).

2. Правило правописания н-нн

в прилагательных

Одно н пишется: 1) в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-: кожа - кожаный, глина -глиняный, гусь – гусиный.

Два н (нн) пишется: 1) в прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на н: сон сонный, весна - весенний; 2) в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-: солома - соломенный, станция - станционный;

н

нн

Суффиксы: -ин- , -ан- (-ян-)

Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный

Суффикс -н- после основы на н

Суффиксы -онн-, -енн-

Искл.: ветреный

В кратких прилагательных ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна




  • Посмотрите внимательно. Какие новые сведения для себя вы увидели в таблице?

1) исключения- стеклянный, оловянный, деревянный; исключение- ветреный (безветренный – пишется по правилу);

2) в кратких прилагательных, ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна.

3. Есть в русском языке группа слов, которая не подчиняется данному правилу.

Их называют непроизводными или первообрАзными.

Правописание этих слов нужно запомнить.

В первообрАзных в КОРЕНЬ зри,

ненужной буквы не бери.

ЕДИНый, ЮНый, ПЬЯНый, РЬЯНый,

БУЛАНый, РДЯНый и РУМЯНый,

ПОГАНый, ПРЯНый и СВИНой,

Мы пишем с буквой Н одной!

- Лексическое значение всех слов вам понятно?

Рьяный – очень усердный

Буланый –светло-желтый с черным хвостом и гривой (о масти лошадей)

Рдяный – отливающий красным цветом, краснеющий

Поганый – очень плохой, отвратительный

Пряный – острый и ароматный по вкусу, запаху

- Обратите внимание на морфемный состав слов. Чего в них нет? (Они не имеют суффикса).

В ваших карточках даны и другие слова, которые не подчиняется данному правилу. В этих словах Н входит в состав корня. Прочитайте их.

Синий, зеленый, павлиний, бараний, тюлений, фазаний.

V. Первичное закрепление материала.

1). Работа с алгоритмом. Чтобы правильно написать суффикс прилагательногго, нужно действовать по алгоритму.

Алгоритм

1.Определить, от какой части речи образовано слово.

2.Если образовано от существительного:

а) с помощью суф. -ан, -ян, -ин: пиши -н-

(кроме - оловянный, стеклянный, деревянный);

б) с основой на -н-: пиши -нн-

в) с помощью суф. -онн-. -енн- : пиши -нн-

(кроме -ветреный-).

2). Работа с текстом.

  • Теперь, когда мы знаем правило, алгоритм, вы можете объяснить, почему в суффиксах прилагательных из сказки пишется н или нн?
  • Читаем слово, пользуясь алгоритмом, объясняем условия написания н и нн.

Образец анализа слов.

Серебряная (сказка) – прилагательное образовано от существительного серебро, к основе серебр- прибавляется суффикс –ян, пишем н.

звериными тропами – прил., обр. от сущ. зверь, суфф. ин, пишем н

лунный (свет) – прил. образовано от сущ. луна, к основе лун- прибавляется суффикс н, пишем нн.

торжественным – прил., обр. от сущ. торжество с помощью суфф. енн, пишем нн

стеклянные цветы – исключение

VI. Закрепление изученного материала.

1). Работа с учебником упр.367 (разобрать по 5 слов в 1 и 2 части) – проверка «по цепочке».

2). Распределите слова в два столбика (два ученика у доски и два проверяют):

-Н- -НН- Комариный укус, ураганный ветер,

земляной пол, государственный флаг

орлиный крик, стеклянная трубка,

журавлиная стая, беспричинный смех

тополиный пух таинственный шорох

ржаной хлеб экзаменационная отметка

4). Определите (устно), одним или разными способами и средствами образованы прилагательные батальонный и дивизионный (для сильных)

(Слова батальонный и дивизионный образованы одним способом - суффиксальным, но разными средствами: батальонный образовано от батальон с помощью суффикса -н-, дивизионный образовано от дивизия (производящая основа дивизи-) с помощью суффикса -онн-).

5). Игра «Корректор». Разберись по алгоритму в написании слов, исправьте ошибки. (самостоятельная работа в парах)

Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, безжизненый, величественный, юное лицо.

7). Выпишите из текста предложение для синтаксического разбора.

Величественные ели тянутся к бездонному небу снежными вершинами.

VII. Рефлексия.

От каких частей речи образуются имена прилагательные? Приведите примеры (От существительных).

Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных)

- Когда в именах прилагательных пишется одна буква Н? (Если они образованы от существительных с помощью суффиксов  -ИН-, -АН-, -ЯН- и в слове-исключении ВЕТРЕНЫЙ)

- Когда в именах прилагательных пишется две буквы Н? (Если они образованы от существительных с основой на –Н, а также с помощью суффиксов  -ОНН-, -ЕНН- и  в словах-исключениях ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ)

VIII. Итог урока.

IX. Домашнее задание.

Выучить правило и алгоритм правописания н-нн в прилагательных §64. Задание по выбору. упр. 369, 370.



Предварительный просмотр:

ТЕОРИЯ. Формулировка задания 5 ОГЭ 2020:

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 
 
 1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
 2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной
 форме этого прилагательного.
 3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
 4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
 5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Ответ:15

Объяснение:
Во 2 варианте дано неверное объяснение, поскольку слово ПОДВЕДЕНЫ является страдательным причастием, в котором всегда будет Н.
В 3 варианте корень СТЕЛ/СТИЛ чередующийся, но его написание зависит от последующего суффикса А.
В 4 варианте дано неверное объяснение:1) задача - это существительное 1 склонения.



Все правила   орфографии можно условно разделить на 2 группы:

  1. Написание зависит от части речи слова, которое необходимо написать правильно.
  2. Написание зависит от части слова, в которой находится орфограмма.


Алгоритм выполнения задания 5 ОГЭ

  1. Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.
  2. Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)
  3. Внимательно читаем правило, данное после слова.
  4. Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова. 
  5. Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании. 
  6. Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать. 


Правила, которые необходимо знать для решения задания 5 ОГЭ по русскому языку.

 Гласные после шипящих и Ц

 Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

  • После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в разных морфемах, как правило, пишутся буквы И, А, У.

Исключения: например, брошюра, жюльен, парашют, жюри и т.д.

  • После Ц, как правило пишутся А, О (под ударением), Е/И (без ударения), У.

Исключения: скерцо и т.д. некоторые заимствованные имена собственные :Цюрих, Друцэ,  Цявловский и др.

  • Написание Ы/И после Ц зависит от морфемы: в корнях пишется И, а в суффиксах и окончаниях Ы, кроме слов, оканчивающихся на -ЦИЯ, -ЦИОННЫЙ.

Исключения: цыпленок, цыкнул, цыц, на цыпочках, цыган (Ы в корне) и некоторые имена собственные; слова на -ЦИЯ, ЦИОННЫЙ: нация, революция и т.д.

 Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц 

Написание О/Ё после шипящих зависит от морфемы (от того, где находится О/Ё) и от части речи.

  • В корнях существительных и прилагательных пишется Ё, если можно подобрать проверочное слово.

Примеры: чёрный – чернеть, но слово "шорох" – нельзя проверить.

  • В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных пишется Оесли эта буква под ударением, за исключением суффиксов ЁР 

Примеры: врачом, алычовый, но дирижёр.

  • В глаголах и отглагольных словах в любой части слова с большинстве случаев пишется Ё.

Примеры: бережёшь, включённый, тушёнка – от глагола тушить.

 Употребление мягкого и твердого знаков

Ь знак употребляется для обозначения мягкости, Ъ  - для обозначения твердости. Также и Ь, и Ъ бывают разделительными.

Мягкий знак пишется:

  • для обозначения мягкости согласного звука, после шипящих в существительных 3 склонения, 
  • после шипящих в глаголах 2 лица, после шипящих в глаголах повелительного наклонения 
  • и после шипящих в наречиях (кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ), 
  • а также внутри слова (не после приставки) перед Е,Ё,И,Ю,Я, в том числе в иноязычных словах (медальон, почтальон и т.д.)

Примеры: конь, ночь, бережешь, отрежь, вскачь, воробьи, подьячий, вьюга.


Твердый знак пишется:

  • для обозначения твердости согласной после приставок на согласную (в том числе иноязычных) перед буквами Е,Ё,Ю,Я, 
  • а также в сложных словах с первой частью двух, трех, четырех перед Е,Ё,Ю,Я.

Примеры: подъезд, съемка, адъютант, субъект, двухъярусный.

 Правописание корней 

Правописание гласных в корнях можно разделить на три правила: проверяемые гласные в корне, непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне


 Проверяемая гласная в корне

В части слов гласная в корне проверяется путем подбора однокоренного слова, в котором эта гласная находится под ударением.
Также существуют корни-омонимы, при написании которых в зависимости от значения применяются разные правила.

Сравните:
Косить траву   - кОсит (проверяемая гласная в корне)
Прикоснуться – чередующийся корень КАС/КОС. Пишем О, так как после корня нет суффикса.

Пример: молодой – мОлод, гористый - гОры и др.

 Непроверяемая гласная в корне

Правописание непроверяемых гласных в корне проверяется по орфографическому словарю. 

 Чередующиеся гласные в корне


КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕ А//О: 
гар/гор, зар/зор, клан/клон, твар/твор, плав/плов, лаг/лож, кас/кос, скак/скоч, раст/рос/ращ, равн/ровн, мак/мок

  • Гар/гор, клан/клон, твар/твор – без ударения пишем О.
  • Зар/зор, плав/плов – без ударения пишем А
  • Кас/кос, лаг/лож  – написание зависит от суффикса А: если есть суффикс А, то пишем А.
  • Раст/рос/ращ, скак/скоч – написание зависит от конечных согласных в корне.
  • Равн/ровн, мак/мок – написание зависит от значения.

МАК – в значении «погружать в жидкость», МОК – «пропускать жидкость».
РАВН – в значении одинаковый, РОВН - «ровный, гладкий».


КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е//И: 
бер/бир, блест/блист, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, жег/жиг, стел/стил, чет/чит, им/ин//А(Я)

  • Все корни с чередованием Е//И, кроме ИМ/ИН, зависят от последующего суффикса: если есть суффикс А после корня, то пишем И.


Исключения: пригарь, выгарки, утварь, полог, пловец, пловчиха, ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль, подростковый, сочетать, сочетание, равнина, ровесник, поровну, уровень и другие.

 Правописание приставок

 Правописание неизменяемых приставок

Неизменяемые приставки "под, над, об, с, от, пере, про, пра, за, о, у, до, по, на, в, вы, пред, поза и др." пишутся всегда одинаково в любых словах.

 Правописание приставок на ..З и ..С

  • Написание приставок, оканчивающихся на ...З и ...С (без/бес, воз/вос, вз/вс, из/ис, низ/нис, раз/рас, через/черес и др.) зависит от глухости/звонкости последующего согласного: если после приставки следует звонкий звук, пишем З, если глухой – пишем С.

Примеры: Бездарный, беспечный.

!!!Обратите внимание

  • приставка С не чередуется (сделать)
  • приставка ПРА пишется в словах со значением "предок" (праязык)
  • ВЗ/ВС не делится на две приставки, а зависит от глухости/звонкости последующей согласной (взбежать, вскрикнуть)


 Правописание приставок ПРЕ и ПРИ

Написание приставок ПРЕ/ПРИ зависит от значения.
ПРЕ пишется 

  • в значении «Очень» (премудрый)
  • в значении приставки «ПЕРЕ» (пресечь)

ПРИ пишется в значении:

  • приближение, присоединение, прибавление (пришить, прибавить)
  • неполнота действия (приоткрыть)
  • близость (пригородный)
  • и другие. (приучить, приручить)

Слова с ПРЕ/ПРИ, которые надо запомнить: приоритет, преамбула, президент, премьера, прерогатива, претендент и много других слов.

 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Правописание суффиксов зависит от части речи слова.
У существительных и прилагательных есть суффиксы , которые пишутся всегда одинаково.
Например, тор, ник, тель, чик, щик, изн, еств, чив, лив и др.

Есть суффиксы, написание которых подчиняется правилам

 Правописание суффиксов существительных

ЕК/ИК (ЕК пишется в существительных, если при изменении по падежам Е выпадает: горшочек- горшочка, ИК – если при изменении по падежам гласная сохраняется: ключик – ключика)

Сочетание ИНК/ЕНК (ИНК пишется в существительных, образованных от сущ. на -ИНА: горошинка – горошина, ЕНК- в существительных, образованных от сущ., заканчивающихся на -НА, -НЯ (башенка – башня)

ЕЦ/ИЦ (ЕЦ пишется в сущ. мужского рода и в существительных среднего рода с ударением на гласную после суффикса: боец, пальтецО. ИЦ пишется в существительных ж.р. и в сущ. ср.р с ударением на гласную перед суффиксом: гусеница, платьице)

 Правописание суффиксов прилагательных

ИВ/ЕВ:  ИВ пишется под ударением, без ударения – ЕВ (красИвый, форелевый)
ЧИВ/ЛИВ всегда пишется одинаково с И.
К/СК (если прилагательное образовано от сущ. с основой на К,Ц,Ч или имеет краткую форму, то пишем суффикс К, в остальных случаях пишем – СК) (немецкий – немец, флотский – флот)

 Правописание суффиксов глаголов:

ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА:
ОВА/ЕВА пишется в глаголах, форма 1 лица ед.ч. этого глагола заканчивается на -УЮ/ЮЮ, 
ЫВА/ИВА пишется, если в форме 1 лица ед.ч. ничего не меняется: ЫВА/ИВА сохраняется.
Примеры: заведовать – заведую, отчитывать – отчитываю.

 Правописание суффиксов наречий:

Суффикс А пишется, если в наречии приставка ИЗ/ДО/С (издавна)
Суффикс О пишется, если в наречии приставки В/НА/ЗА (влево)

 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правописание Н/НН зависит от того, к каой части речи принадлежит слово и от какой части речи оно образовалось. 

 Н/НН в прилагательных (от имени существительного)

В прилагательных, образованных от существительных,

НН пишется:

  • В суффиксах ЕНН/ОНН (искусственный, лекционный)
  • В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н (сон-сонный)

Н пишется:

  • В суффиксах ИН, АН, ЯН (лебединый, глиняный, кожаный)

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, безветренный.

 Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

В причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

НН пишется:
Если есть приставка (кроме НЕ) (сделанный, но некрашеный пол)
и/или есть зависимое слово (раненный в бою солдат)
и/или образовано от глагола совершенного вида
и/или заканчивается на -ОВАННЫЙ, ЁВАННЫЙ: балованный

Н пишется:   
если нет приставки
и/или нет зависимого слова
и/или слово образовано от глагола несовершенного вида: крашеная лавка, копченая рыба.

Исключения: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, долгожданный, недреманный, окаянный, желанный, жеманный, священный, медленный.
Приданое невесты, названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок, конченый человек, прощеное воскресенье, писаная красавица.

 Н/НН в кратких прилагательных/причастиях

  • В кратких причастиях пишется всегда Н, а в кратких прилагательных столько Н, сколько в полном (задача решена, погода безветренна)


 Правописание падежных и родовых окончаний

Написание окончаний существительных зависит от склонения (1,2,3)
Написание окончаний прилагательных зависит от ударения/вопросительного слова/ а также от существительного, к которому относится прилагательное.

 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

 Правописание личных окончаний глаголов

Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола

  • Глаголы I спряжения имеют окончания: у,ю, ешь, ем, ет, ете, ут, ют.
  • Глаголы II спряжения имеют окончания: у,ю, ишь, им, ит, ите, ат, ят.

Исключения: 
брить, стелить имеют окончания I спряжения,
Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть  имеют окончания II спряжения.

 Правописание суффиксов причастий

  • Правописание суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого это причастие образовано.

Если причастие образовано от глагола I спряжения, то в причастии пишутся суффиксы: УЩ, ЮЩ, ОМ, ЕМ.
Если причастие образовано от глагола II cпряжения, то в причастии пишутся суффиксы: АЩ, ЯЩ, ИМ.

  • В суффиксах причастий прошедшего времени пишется буква, которая стояла в инфинитиве перед -ТЬ: строивший – строИть

В страдательных причастиях прошедшего времени
пишется Е перед НН, если оно образовано от глаголов на ИТЬ/ЕТЬ (скрученный - скрутить)
пишется А/Я перед НН если причастие образовано от глаголов на АТЬ/ЯТЬ (сделанный – сделать)

 Слитное и раздельно правописание НЕ с частями речи

Правописание частицы НЕ зависит от части речи слова.

  • НЕ с глаголами и деепричастиями частица НЕ в большинстве случаев пишется РАЗДЕЛЬНО (кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется или когда есть приставка НЕДО в значении «недостаточноть действия»: ненавидеть, жил бедно, часто недоедал) не любить, не делая.
  • НЕ с причастиями пишется РАЗДЕЛЬНО, если есть зависимые слова (кроме слов меры и степени) или противопоставление с союзом А. (не решенная вовремя задача, не решенная, а списанная задача)
  • НЕ с краткими причастиями также пишется РАЗДЕЛЬНО (задача не решена). В остальных случаях пишется СЛИТНО (нерешенная задача, абсолютно нерешенная задача (слово меры и степени))
  • НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е пишется СЛИТНО, если можно заменить синонимом без НЕ и если слово не употребляется без НЕ: нехороший =плохой, нехорошо=плохо, недруг = враг, неуч =не употребляется без не.
  • НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е пишется РАЗДЕЛЬНО, если есть противопоставление с союзом А, если есть слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ и если нельзя заменить синонимом без НЕ и др.: не хорошо, а плохо, далеко не глупый человек, стол не деревянный.
  • НЕ с предлогами (кроме НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА и др,) союзами, частицами, числительными, местоимениями (кроме отрицательных и неопределенных) пишется РАЗДЕЛЬНО  (не пять, не ты, не с кем, НО: никто, нечто, некоторый и др.)
  • НЕ с отрицательными и неопределенными словами пишется СЛИТНО (некто, некоторый, никто, несколько, некогда, никогда, незачем и другие)

 Правописание НЕ и НИ

  • Частица НЕ пишется в значении «отрицания» (не говорил), используется в устойчивых сочетаниях (не в радость,не к добру), входит в состав сложных союзов: не то…, не то, не только…, но и, не то чтобы…,а, пока….не и др)  
  • Частица НИ пишется при   «усилении» отрицания (при наличии слов НЕТ, НЕЛЬЗЯ, в придаточных уступительных, в повторяющемся союзе НИ…НИ (равно И..., И), перед словами ОДИН, ЕДИНЫЙ

Следует различать:
никто иной – не кто иной, как
Ни один (никто) – не один (много кто)
Ни разу (никогда)– не раз (много раз)

 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи  

Следует различать предлоги, союзы и частицы. Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж, соединяют слова в предложении. Союзы не меняют соседние слова и соединяют однородные члены или предложения в составе сложного. Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного, условного наклонения, будущего времени глаголов.

  • Cлова ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ), ТАК(ЖЕ), ЗА(ТО) имеют как слитное, так и раздельное написание. Если это союз и его можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), то пиши слитно. 

Примеры: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим. 

  • Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ  пишутся РАЗДЕЛЬНО
  • Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС

!!!Частицы можно убрать, без изменения смысла, но если это части союзов и др. частей речи, то убрать их не получится.
Пример: Что (бы) мне почитать? =Что мне почитать?
Я вернулся, чтобы забрать документы.(нельзя убрать "БЫ")

  • Союз ТО ЕСТЬ пишется РАЗДЕЛЬНО 
  • Предлоги В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а сочетание предлога с существительным) В ЦЕЛЯХ, В СИЛУ, В МЕРУ, В ОБЛАСТИ, НА ПРОТЯЖЕНИИ, В ОТНОШЕНИИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ЗА СЧЕТ, НЕ СЧИТАЯ пишутся всегда РАЗДЕЛЬНО. (В течение суток, в продолжение дня и др.)
  • Предлоги НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА пишутся в два слова, а если перед нами НЕ + деепричастие НЕ СМОТРЯ НА и НЕ ВЗИРАЯ НА, то пишем в три слова.  (Несмотря на обстоятельства (вопреки им). Не смотря себе под ноги. (не (что делая?) смотря)
  • Следует различать сочетания со словом "ВИД": ИМЕТЬ В ВИДУ (В+ существительное "вид"), ВВИДУ непогоды (предлог синонимичный "из-за"), В ВИДЕ (В+ существительное "вид": в виде исключения)
  •  Слова (В)ВИДУ, (В)МЕСТО, (В)РОДЕ, (В)СЛЕДСТВИЕ, (НА)ПОДОБИЕ, (НА)СЧЕТ, (С)ВЕРХ, (В)СЛЕД, (НА)ВСТРЕЧУ пишем СЛИТНО, если это предлоги (и их можно заменить другими предлогами). Если перед нами предлог + существительное, то пишем раздельно. 

Как проверить: попытайтесь вставить слово.
Примеры: Поговорить насчет работы= о работе. Положить деньги на (твой) счет.  Он вроде ушел. Изменяется в(женском) роде, числе и падеже.

  • Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД пишутся черед дефис. 
  • ПОЛ с существительными можно написать

СЛИТНО, если существительное начинается на согласную (полпомидора).
Через ДЕФИС, если существительное начинается на Л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза).
РАЗДЕЛЬНО, если между ПОЛ и существительным есть еще прилагательное (пол чайной ложки)
Исключение: поллитровка
 

  •  Большинство НАРЕЧИЙ пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО, В, ВО в сочетании с суффиксами ОМУ, ЕМУ, ЫХ, ИХ, И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в-третьих)

 Правописание словарных слов

Такие слова следует запомнить. См. список.



Предварительный просмотр:

Правописание окончаний имен существительных

- Если вы не знаете, какую гласную писать в окончании им.сущ., то:

1. Поставьте существительное в И.п.

2.Если слово на –ий, -ия, -ие, -мя, пиши И

3. Если слово не на –ий, -ия, -ие, -мя, определите склонение

- в словах 1 скл. – только в Р.п. окончание И

- в словах 2 скл. – только Е

- в словах 3 скл. – только И

Например: у дорог… (1 скл., у земли), на юбилее (2 скл.), у броши (3 скл.), о санатории (сущ. на -ий), без имени (сущ. на -мя).

1. Тестирование.

 1. Выпишите номера имен существительных, в окончании которых пишется Е:

1) у алле.. 2) о геро…3) в профилактори…4) в затишь…5) по оранжере…6) на лекци… 7) в госпитал… 8) без яблон... 9) у знамен… 10) в здании… 11) в пламен…12) в шинел…  13) о Натали… 14) о Наталь… 15) к Мари… 16) к Марь…

 

«Правописаний окончаний прилагательных, причастий»

Ты к признаку поставь вопрос, что слышишь, то пиши.

Запомни! В ед.ч.в И.п. муж.р. –ЫЙ, -ИЙ, в Р.п. муж.р. – ОГО, -ЕГО

Например: о улыбке (какой?) счастливой, березу (какую?) белую, поле (какое?) широкое, выход запасный (в м.р., Им.п.), класса дружного (в м.р., Род.п.)

2. Вставьте пропущенные буквы: 1) в син… даль, 2) думать о будущ…, 3) зимн.. путь, 4) возле нов… дома, 5) к летн… урожаю, 6) без весенн… цветов, 7) бушующ… море,

8) завтрашн… днем

«Правописание окончаний глаголов»

                         Спряжение глаголов

Запомни! В повелит. наклон.ед.ч. – пишется Ь, во мн.ч. – -ЬТЕ/ -ИТЕ: будь – будьте, отрежь – отрежьте, прикажи – прикажите, отнеси – отнесите.

Игра «четвертое лишнее». 1) к Мари…, о Валерии…, без Карели…, о Дарь… 2) ненавид…шь, стел…т, держ…т, дыш…м 3) в хорош… погоду, погож… денек, с чедесн… настроением, на широк… просторе



Предварительный просмотр:

Самостоятельная  работа по русскому языку на тему  «Имя прилагательное»

6 клас

  1.  На месте каких цифр в предложении пишется НН?

Это был огромный деревя(1)ый сундук с серебря(2)ыми замочками, стари(3)ой росписью и стра(4)ыми рисунками на крышке.

1) 1, 3 2) 2, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 3, 4

2.  В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?

1) лимо..ый, соч..ый, глиня..ый 2) ветре…ый, сви..ой, румя..ый

3)безветре..ый, ветря..ая (мельница) ю..ый 4) кухо..ый, пчели..ый, оловя..ый

3.  В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) лави..ая опасность, дли..ая дорога, льня..ая ткань, тума..ая даль

2) пламе..ая речь, пусты..ая улица, берестя..ой ковш, глуби..ые бомбы

3) царстве..ый жест, време..ая работа, бесце..ая рукопись, дикови…ый случай

4) овчи..ый тулуп, окраи..ый район, мыши..ый писк, серебря..ый кубок.

4. . В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) сельско(хозяйственный) техникум, ярко(зеленая) краска, северо(западный) циклон

2) железно(дорожная) станция, трудо(любивый) ученик, черно(морский) пляж

3) средне(русские) леса, юго(восточный) ветер, синие(пресиние)глаза

4) Испанско(русский) словарь, научно(фантастическая) повесть, красно(рубиновые) ягоды.

5.. Выберете правильное написание слова.

1) изсиня-черный 2) иссиня-черный 3) иссиня черный 4) иссине-черный

Прочитайте текст, выполните задания 1-6.

1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса, которая так заманчива.

2) Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

3) Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь.

4) Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса.

5) Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

6) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег.

7) Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси.

8) В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении.

9) Трудно искать пищу зимой!

10) Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

1. Из предложения 3 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (нулевая суффиксация).

2. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

3. Среди предложений 1-6 найдите простое неосложненное. Запишите его номер.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчиненное предложение. Запишите его номер.

5. Из предложения 2 выпишите все сложные прилагательные.

6. Из предложений 2-3 выпишите все относительные прилагательные.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». 6 класс.

Вариант 2.

1. Укажите относительные прилагательные:

1) злой 2) сказочный (герой) 3) уличный 4) апельсиновый (цвет)

5) солнечный (луч) 6) заячий (след) 7) маленький 8) кожаный

2. Укажите ошибочное суждение.

1) Прилагательное МОДНЫЙ является качественным.

2) Прилагательное ВОЛЧЬИ (лапы) является притяжательным.

3) Прилагательное МАМИН (костюм) является притяжательным.

4) Прилагательное СТРОГИЙ является относительным.

3. Укажите верное суждение.

1) ПРОЩЕ – прилагательное в форме простой сравнительной степени.

2) МЕНЕЕ ВАЖНЫЙ – прилагательное в форме составной превосходной степени.

3) БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЙ – относительное прилагательное в форме составной сравнительной степени.

4) НАИЛУЧШИЙ – относительное прилагательное в форме простой превосходной степени.

4. Выберете слово, которое образовано не приставочным способом.

1) придорожный 2) безымянный 3) неплохой 4) предолгий

5. В каком варианте ответа НЕ с прилагательными пишется слитно?

1) Далеко (не)важная информация звучала на собрании.

2) Эта книга (не)большая, а маленькая.

3) (Не)далёкое озеро притягивает в жаркую пору.

4) Мне показалось его замечание совсем (не)вежливым.

6. В каком варианте ответа НЕ со всеми словами пишется раздельно?

1) (Не)лепый вид его привел всех в (не)доумение.

2) Вовсе (не)красивый поступок ему(не)мог сойти с рук.

3) По этой (не)ровной дороге давно (не)ездят машины.

4) (Не)померная ширь озера ослепила (не)ожиданным блеском.

7. На месте каких цифр в предложении пишется НН?

Через форточку доносился моното(1)ый звук дождевых капель о жестя(2)ойподоко(3)ик и деревя(4)ый настил.

1) 2, 4 2) 1, 2, 4 3) 3, 4 4) 1, 3, 4

8. В каком ряду во всех словах пишется одна буква Н?

1)льви..ый, ржа..ой, торфя..ой 2) серебря..ый, стекля..ый, песча..ый

3)экра…ый, кури..ый, тополи…ый 4) берестя..ой, ветре..ый, искусстве..ый

9. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) бесчисле..ые стаи, масля..ые краски, тыкве..ый сок ,лимо..ый напиток

2) маши..ое масло, перочи..ый ножик, стекля..ый шар, ветре..ый день

3) мысле…ый взор, горта..ый звук, бли..ая мука, соломе..ая шляпка

4) голуби..ое семейство, карма..ый фонарик, урага..ый ветер, обеде..ый стол.

10. От какого слова НЕЛЬЗЯ образовать краткую форму?

1) простой 2) умный 3) эрудированный 4) солнечный

11. Какое слово образовано при помощи суффикса -СК-?

1) рез..ий 2) матрос…ий3) молоде..ий4) низ…ий

12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) англо(русский)словарь, кисло(сладкий)соус, научно(технический)прогресс

2) древне(русская) летопись, красновато(коричневый) лист, светло(волосая) девушка

3) западно(европейская)равнина, старо(славянская) письменность, бордово(алый) закат

4) научно(популярная) литература, сине(белый) флаг, глагольное слово(сочетание).

13. Выберете правильное написание слова.

1) исжелта-красный 2) изжелто-красный 3) изжелта-красный 4) изжолта-красный

14. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

1) пр..ступныйзамыслел, дом общественного пр..зрения

2) пр..зирать врага, пр..морский край

3) пр..делать ручку к двери, пр..кратить беседу

4) беспр..станно меняться, пр..клонный возраст

15. В каком варианте допущена ошибка в употреблении формы слова?

1) позже 2) позднее 3) более позднее 4) поздно

16. Укажите слово, написание которого определяется правилом: «Приставка ПРИ пишется в словах со значением неполного действия».

1) привинтить 2) приклонить 3) присвоить 4) приползти



Прочитайте текст, выполните задания 1-6.

1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса, которая так заманчива.

2) Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

3) Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь.

4) Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса.

5) Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

6) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег.

7) Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси.

8) В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении.

9) Трудно искать пищу зимой!

10) Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

1. Из предложения 7 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

2. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

3. Среди предложений 6-10 найдите простое односоставное. Запишите его номер.

4. Среди предложений 3-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Запишите его номер.

5. Из предложений 4-7 выпишите все сложные прилагательные.

6. Из предложений 5-7 выпишите относительное прилагательное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Написание сложных имен прилагательных"

Урок "Написание сложных имен прилагательных" направлен на формирование  навыков слитного и дефисного написания имен прилагательных, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышл...

Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных

Вы можете использоватьданное оформлениедля создания своих презентаций,но в своей презентации вы должны указатьисточник шаблона:...

урок русского языка в 6 классе "Слитное и дефисное написание имен прилагательных"

урок по программе М. Разумовской. Представлена технологическая карта урока....

Ученический проект "Мир моих увлечений" ( Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных)

   Данный проект разработан при изучении грамматической темы " Дефисное и слитное написание имен прилагательных" в 6-м классе . Учитель является организатором самостоятельно...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....