Урок русского языка в 6 классе "Написание сложных имен прилагательных"
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Власова Елена Андреевна

Урок "Написание сложных имен прилагательных" направлен на формирование  навыков слитного и дефисного написания имен прилагательных, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_napisanie_slozhnyh_imen_prilagatelnyh_6_kl.docx53.22 КБ

Предварительный просмотр:

Константиновская общеобразовательная школа

Симферопольской районной государственной администрации

Республики Крым

Учитель русского языка и литературы

Чувакова Елена Андреевна,

специалист II категории

 

Тема. Правописание сложных имен прилагательных.

  Цель: сформировать навыки слитного и дефисного написания имен прилагательных, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышление.

Оборудование: учебник по русскому языку для 6 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загорская, А.Г. Нарушевич. – 3-е изд. – М., 2014 г.), рабочие тетради, раздаточный материал, стихотворение А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка…», снеговик.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель, обращаясь к учащимся, говорит о том, что на этом уроке им предстоит углубить и расширить знания о правописании имен прилагательных. Предлагает школьникам вспомнить ранее изученные орфограммы.

  1. Вопросно-ответная беседа.
  • Как пишутся не с именами прилагательными? (Не с прилагательными пишется слитно и раздельно. Если имена прилагательные не употребляются без не или не является префиксом и образует новые слова, которые можно заменить синонимом без не, то такие прилагательные пишутся слитно (например, небрежный, неуклюжий; небольшой – маленький). Не пишется раздельно, если после прилагательного есть слово с противоположным значением (например, не глубокий, а мелкий) или слова: вовсе, отнюдь, совсем (вовсе не грустный, совсем высокий).  
  •  Что вы знаете о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Одна буква Н пишется в суффиксах -ан-, -ян-, -ин- (например, кожаный, серебряный, звериный. Слова-исключения: оловянный, стеклянный, деревянный). НН пишется: в суффиксах -онн-, -енн- (например, станционный, хозяйственный); в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на н (например, лимон – лимонный, картина – картинный); в кратких прилагательных, если в полной форме пишется –нн- (например, дорога пустынна (пустынная). В приставочных прилагательных от слова ветер (безветренный, подветренный).
  • В каких случаях в именах прилагательных пишется суффикс -к-, а в каких –    -ск-? Суффикс -к- пишется в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (низкий – низок) и в относительных прилагательных после основ на к,ч,ц (к,ч//ц). Например, рыбак – рыбацкий, ткач – ткацкий.  Суффикс -ск- в относительных прилагательных, которые не имеют краткой формы (Кавказ – кавказский, солдат-солдатский).

Учитель предлагает школьникам с помощью игры «Четвертый лишний» закрепить знания о правописании имен прилагательных.  

Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и определите, какое слово (словосочетание) в каждой строке является лишним. Свой выбор обоснуйте. С помощью лишних слов сделайте солнышко (слова напечатаны на листочках).

  1. Бурла(ц, ск)ий, январ..ский, тунгу(с,сс)кий, француз..ий.  
  2. Румя…ый, , пламе..ный, оловя..ный, лимо…ный.
  3. Вовсе (не)сложная композиция, (не)строгий человек, (не) медленная, а быстрая река.
  4. (Не)погода, (не)нависть, (не)аккуратный, (не)лепость.

В ходе работы получается следующее:

Учитель напоминает о том, что на уроке будут рассматривать не менее интересную и не менее сложную тему о правописании имен прилагательных. Учащиеся записывают в рабочие тетради число, а для темы оставляют две строчки.

Чтение учителем стихотворения Афанасия Фета (текст на каждой парте).

Мама! глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять!"

Беседа с учащимися.

–   Какими чувствами наполнено стихотворение?

– С помощью каких художественно-изобразительных средств удалось поэту создать такое настроение?

- Во второй строфе найдите имена прилагательные и назовите их.  

– Выпишите выделенное слово. Что оно обозначает? (Оттенок цвета)

–  Почему оно является сложным?

– Что необычного в написании этого слова? (Пишется через дефис).

– Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

  1. Объявление темы и целей урока.
  2. Работа над темой урока.

  1. Ознакомление  с теоретическим материалом по  учебнику (с. 27).

Учитель предлагает прочитать правило вслух и сказать, в каком случае имена прилагательные пишутся слитно, а в каких – через дефис:

  • Имена прилагательные пишутся слитно, если образованы на основе словосочетания (например, Новый год – новогодний) и слияния словосочетания в слово (трудно доступный – труднодоступный);
  • Через дефис имена прилагательные пишутся, если образованы сложением слов, между которыми можно поставить И (учебный и воспитательный – учебно-воспитательный); и от существительных, которые пишутся через дефис (юго-восток – юго-восточный). Если обозначают вкус или оттенок цвета (темно-синий, светло-голубой).

  1. Закрепление полученных знаний, формирование умений и навыков по теме урока.

Учитель предлагает выполнить задание по учебнику, упражнение 355. Школьники записывают имена прилагательные группами, раскрывая скобки и подчеркивая соединительные гласные. С 2-3 сложными прилагательными составляют предложения. Например:

Учителя русского языка и литературы подготовили литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина. Папа купил автомобиль серебристо-зеленого цвета.

Выполнение упражнения 356. Обучающие от сочетаний слов образуют сложные прилагательные и записывают с ними словосочетания, объясняя правописание прилагательных.

  • Игра «Трансформеры». Работа с раздаточным материалом.

 В сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.

Бумага, чувствительная к свету;  здание в двенадцать этажей;  плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна; мужчина с широкими плечами; осенний и зимний сезон; девушка в семнадцать лет; южный и западный ветер.

Учитывая возрастные особенности учащихся, учитель предлагает школьникам снять утомление, повысить эмоциональный настрой с помощью филологической физкультминутки, которая заключается в следующем:  

Если ребята слышат сложное прилагательное, которое пишется слитно, то поднимают руки вверх, через дефис – приседают.

Для проведения  физкультминутки можно взять такие слова:

Физико-математический, двухкомнатный, фабрично-заводской, зеленовато-серый, хлопчатобумажный, кисло-соленый, машинописный.

Далее учитель предлагает выполнить следующее задание. На доске записаны имена прилагательные, от которых нужно образовать всевозможные сложные прилагательные. С 3-5 сложными прилагательными составляют предложения.  

Жёлтый, зелёный, белый, синий, светлый, фиолетовый, тёмный, голубой, бледный, синий, яркий, розовый, каштановый.

После выполнения задания учащиеся приходят к выводу, что сложные прилагательные обозначающие оттенки цвета пишутся через дефис.  

  • Спишите, раскрыв скобки, объясните правописание сложных имен прилагательных. Расставьте пропущенные знаки препинания.
  1. Вся поверхность земли представлялась (зелено) золотым океаном.        2)  За деревьями виднелись обычные (дальне)восточные сопки. 3) Как белые облачка, птицы плыли над (маслянисто) темной полосой камыша. 4) Вечером туман (молочно) серый дымный (не)приятный. 5) Она любила блеклые тона зеленовато (серый) бледно (сиреневый) серо (голубой).

  • Распределите слова на две группы:
  1. Сложные имена прилагательные, которые пишутся слитно;
  2. Имена прилагательные, которые пишутся через дефис.

На доске нарисован снеговик, на снежном коме записано: правописание прилагательных слитно и через дефис. Во второй ком приклеить сложные прилагательные, которые пишутся слитно, в третий – через дефис.  (Слова напечатаны на цветной бумаге, расположены по краю доски).

Железно(дорожный), черно(белый), древне(греческий), лето(писный), фруктово(овощной), русско(украинский), мало(населенный), северо(западный), вагоно(ремонтный), пунцово(крассный).

В результате работы (учащиеся по очереди выходят к доске, выбирают слова и распределяют их) получается приблизительно так:

 

 

Учитель предлагает составить сочинение-миниатюру «В зимнем лесу» с использованием сложных имен прилагательных.

Образец сочинения:

Как красив зимний лес! Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Деревья покрыты белоснежными кружевами, они как будто спят. Высокие вершины елей украшены гирляндами из темно-зеленых шишек, которыми кормятся птицы. На поляне красуются крохотные серебристо-белые елочки. Как хороши они теперь! Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки.

Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, ярко-пестрый дятел. Забавная белка теребит у вершины ели спелую шишку. Бесшумно пролетели у края леса светло-голубые сойки. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых снегирей.

Хорош лес в зимнем уборе! (Булгакова Ольга)

  1. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Что нового вы узнали о правописании имен прилагательных?

- Какие имена прилагательные пишутся через дефис? Приведите примеры.

- Зачем необходимо изучать данную тему?

  1. Домашнее задание.

Параграф 48, упражнение 360; индивидуальное задание: составить распределительный диктант.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка "Правописание НЕ с именами прилагательными"

В этом учебном году  в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного  проекта Министерства образования и нау...

Открытый урок русского языка по теме "Разряды имен прилагательных"

Цель урока: расширить представления учащихся  о разрядах имен прилагательных по значению,  отрабатывать умение распознавать разряды прилагательных, совершенствовать орфографические  и п...

Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"

Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели:     1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...

Урок русского языка по теме: Употребление имен прилагательных в речи

Урок развития устной и письменной речи. Использование презентации обязательно...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Разряды имен прилагательных"

Урок разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект индивидуального урока русского языка Тема: «Степени сравнения имен прилагательных»

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....

Урок русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи"

Урок русского языка по теме роль имен прилагательных в речи...