Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Урок изучения нового материала
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Разработка урока по теме "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени". Материал содержит презентацию, технологическую карту и дополнительный материал к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Учитель:  Роднянская Елена Алексеевна

Тема: «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени»

Цели: формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени ( -ем-, -им-).

Задачи:

Обучающие:  - формировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.

Коррекционно-развивающие:- создать условия для развития умственной деятельности через использование элементов технологии исследовательских методов в обучении

Воспитательные: - стимулировать мотивацию достижения через положительный опыт учащихся школы и свой личный опыт

Оборудование: презентация, распечатка притчи для каждого ученика, карточки с предложением, карточки с целями урока.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный

Слайд 1

Закрывают глаза, настраиваются на урок

Чистописание

- На что похожа эта фигура?

- С чем ассоциируется у вас слово мишень?

            -  Мишень

- Со стрельбой из лука

Работа со словарными словами

- Что нужно делать, чтобы добиться успеха в стрельбе из лука?

- Как нужно тренироваться?

- Кто помогает спортсменам?

- Спортсмены говорят, что мишень надо…

- И тогда можно стать…

Слайд 2

- Написание каких букв нужно запомнить?

Записывают в тетрадь:

тренироваться,

старательно,

тренер,

поразить

чемпион

- Е, И

Работа с предложением

Составьте предложение с новым словарным словом.

- Кого вы видите на фотографиях?

- Найдите словарные слова

- Какие буквы нужно запомнить?

Чтобы стать чемпионом, надо старательно тренироваться (примерно)

- Иру Баранову и Гришу Митрофанова

- Чемпионка, чемпионат

- Е, И

Работа с текстом

- Я вам прочитаю притчу. Что такое притча?

- В чём смысл этой притчи?

(прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль притчи.)

Слайд 3

- Что значит «мучимый сомнением»?

- В чём он сомневается?

- Он не побоялся высказать своё мнение и оказался прав.

- А на этой фотографии вы кого-нибудь узнали?.

- Он добился своей цели?

- Как можно назвать человека, который добивается своей цели?

Слайд 4

- Что же такое цель?

- Это конечный результат какого-либо процесса. Любого процесса. Все мы, делая что-то, приходим к цели. И важно правильно её поставить. Так и каждый урок имеет свою цель.

- Это небольшой рассказ, заключающий в себе нравоучение

- Нужно чётко видеть цель

- Сомневающийся, неуверенный

- в правильности своего ответа

- Веретенников Алёша и Елена Александровна учитель ЛФК

- да

- целеустремлённый, успешный

- то чего хотят добиться (примерно)

Сообщение темы урока, определение цели.

Посмотрите на тему нашего урока, запишите её в тетрадь и подумайте какова цель нашего урока.

Слайд 5

- Моя цель помочь вам в этом.

- Выберите, чему бы вы хотели научиться на уроке.

Запись в тетради

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

- научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

Карточка с целями. Дети обводят в кружок свою цель.

Постановка задач

- Как мы можем добиться поставленной цели?

- понаблюдать над словами, сделать вывод, составить алгоритм.

Работа по теме

- Найдите в тексте необходимые нам слова, выпишите их в столбик.

- Какие слова мы будем искать?

- С помощью каких суффиксов образованы эти слова.

- Докажите

- Что нам нужно понять?

- У вас есть предположения?

Страдательные причастия настоящего времени

Предлагаемое - предлагать

Освещаемую - освещать

Мучимый - мучить

- ем, -им

Образованы от основ глаголов (записывают напротив)

Когда пишется –ем, а когда –им.

Нет

- Вспомним правило правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени.

- Найдите в тексте действительное причастие

- От какого глагола оно образовано?

- С помощью какого суффикса? Почему?

Посмотрите на глаголы,  от которых образованы причастия, которые мы записали. Сделайте вывод.

- Видящий

- видеть

- ящ, так как глагол II спряжения, исключение

- от глаголов 1-го спряжения – ем

от глаголов 2-го спряжения - им

Да, есть

- Проверим наше предположение в учебнике. Откройте страницу 53 и проверьте правильно ли вы предположили.

- Когда же пишется -им?

- Когда –ем?

- Зависит от глаголов, от которых они образованы

- В причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения

- В причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения

Составление алгоритма

Слайд 6

физкультминутка

Стрельба из лука

Упражнение в написании суффиксов страдательных причастий настоящего времени

Упр. 118 с объяснением

- Объясните написание пропущенных букв

Выполняем задание по алгоритму

Слайд 6

Запись причастий в тетради.

Подразумеваемый, слышимый, погружаемый, сверяемый, поддерживаемый, вычисляемый, привозимый, пересылаемый, объявляемый, оберегаемый.

Самостоятельная работа с последующей проверкой

- Вставьте пропущенные буквы на карточках. Графически объясните написание пропущенных букв.

Слайд 7

Проверьте себя

Запись предложения (если успеем)

«Была бы цель поставлена - а ц…почка проб и ошибок сама пр…ведет к жела…мому результату…» Харуки Мураками

Подведение итогов

- Подведём итог урока. Выберите себе мишень

Слайд 8

- Поздравляю вы успешно поразили цель. Молодцы

-Мы достигли цели нашего урока?

- А вы решили поставленные перед собой задачи?

- В суффиксах причастий, образованных от глаголов 2 спряжения, пишется -им

- В суффиксах причастий, образованных от глаголов 1 спряжения, пишется –ем

Обсуждение достигнутых целей

Домашнее задание

- Как мы с вами уже говорили, необходимо старательно тренироваться, поэтому на дом Упр. 105

Прочитайте задание. Есть ли вопросы?

Если есть вопросы, разбираем их.

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, цели достигли и урок я хочу закончить словами Л. Н. Толстого

Слайд 9

«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.»



Предварительный просмотр:

«Была бы цель п…ставлена – а ц…почка проб и ошибок сама

пр…ведет к жела…мому результату…»

Харуки Мураками

Была бы цель п…ставлена – а ц…почка проб и ошибок сама

пр…ведет к жела…мому результату…»

Харуки Мураками

1.        Научиться составлять алгоритм

2.        Научиться писать суффиксы страдательных причастий  

          настоящего времени

3.        Научиться определять залог причастий

4.        Научиться объяснять правописание слов по алгоритму

1.        Научиться составлять алгоритм

2.        Научиться писать суффиксы страдательных причастий  

          настоящего времени

3.        Научиться определять залог причастий

4.        Научиться объяснять правописание слов по алгоритму

Притча

Дрона был великим мастером стрельбы из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит. Предлагаемое задание показалось ученикам очень лёгким.

Один ответил:

- Я вижу дерево и мишень на нем.

Другой сказал:

- Я вижу ствол дерева, листву, освещаемую солнцем, птиц на небе…

Остальные отвечали примерно то же самое.

Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:

- А ты что видишь?

Мучимый сомнением тот ответил:

- Я не могу видеть ничего, кроме мишени.

Дрона повернулся к остальным ученикам и сказал:

- Только видящий цель человек может попасть в неё.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ирина Баранова – чемпионка России среди юниоров по адаптивной стрельбе из лука Григорий Митрофанов – призёр Кубка России и победитель чемпионата России по адаптивной стрельбе из лука Ч мп он е и

Слайд 4

Веретенников Алексей – чемпион России среди юниоров по паралимпийскому виду спорта - бочча

Слайд 5

Суффиксы Страдательных причастий Настоящего времени

Слайд 6

Алгоритм глагол спряжение I II ем им

Слайд 7

Была бы цель п ставлена - а ц почка проб и ошибок сама пр ведёт к жела мому результату… Харуки Мураками о е и е

Слайд 8

им ем В страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения В страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I I спряжения

Слайд 9

Лев Николаевич Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  Урок в 7 классе. Страдательные причастия настоящего времени.      Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...

Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» (7 класс)

Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-)...

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...