Урок "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Суслова Ольга Николаевна

Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому существительное - самая древняя часть речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Части речи"29.98 КБ
Файл urok_chasti_rechi.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Части речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, местоимении, глаголе).

Задачи:

  1. Продолжить обучать учащихся различать части речи, учить школьников применять теоретический материал на практике.
  2. Продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь.
  3. Воспитывать интерес к различным видам спорта, здоровому образу жизни.

Оборудование: мультимедийная презентация; опорные карточки для правил; индивидуальные карточки «Части речи»; карточки  с текстами.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Древняя пословица права.

Да, язык – великое богатство.

Только надо записать слова,

А не то бесследно разлетятся.

II. Экспресс – опрос (карточки «да», «нет»):

  1. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение – части речи.
  2. Не с глаголами пишется слитно.
  3. Корень, суффикс, приставка, окончание – части слова.
  4. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и существительное, с которым оно согласуется.
  5. Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.
  6. В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
  7. Спорт, спортивный, спортсмен  – родственные слова.

III. Словарная работа:

трен..ер

трен..ровать

- Что объединяет эти слова? (однокоренные, родственные слова).

- В чём разница? (разные части речи – существительное и глагол).

- Какой части речи не хватает? (прилагательное и местоимение).

- Придумайте имя прилагательное (тренировочный)

- Замените существительное местоимением (он).

IV. Работа по теме урока:

- Тема нашего урока «ЧАСТИ РЕЧИ». Сегодня мы повторим все, что мы знаем о частях речи.

- Скажите, как отличить одну часть речи от другой? (Надо поставить вопрос и определить, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие предмета).

- Какие части речи мы знаем?

- Сейчас мы заполним карточки о частях речи.

Часть речи

Значение

Вопросы

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Часть речи

Значение

Вопросы

Имя существительное

Называет предмет

кто? что?

Имя прилагательное

Называет признак предмета

какой? какая? какое? какие?

Глагол

Называет действие предмета

что делать?

что сделать?

Местоимение

Указывает на предмет

кто? что?

Имя существительное

Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому существительное - самая древняя часть речи.

- Выпиши из предложений все имена существительные:

Индия, Китай, Вьетнам – это страны, в которых основным транспортным средством является велосипед. У него много поклонников и в России. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья.

Индия, Китай, Вьетнам, страны, средство,  велосипед, поклонники,  Россия, укрепление, здоровье.

- Назовите одушевлённое имя существительное.

- Назовите собственные имена существительные.

- Назовите имя существительное, которое стоит во мн.ч.

- Определите род и склонение имён существительных.

Имя прилагательное

Ученикам раздаются карточки. Задание: вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, выделить окончания прилагательных.

Плавание – вид спорта очень __________ и ___________ . К тому же это __________  и одновременно __________ вид спорта.

Слова для справок: красивый,  увлекательный, полезный, приятный.

Плавание – вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это полезный и одновременно приятный вид спорта.

- С чем согласуется имя прилагательное в речи? (с сущ. в роде, числе, падеже)

- В каком роде стоят данные прилагательные? Поставьте данные прилагательные в ж.р., ср.р.

Глагол 

Задание: в тексте найти и подчеркнуть подлежащие и сказуемые.

В современном мире люди всё меньше и меньше двигаются. Организм не получает достаточную нагрузку, становится менее подвижным и покрывается жиром. Быстро приходит усталость.

- Какой частью речи являются сказуемые? (глаголы)

- Как пишется частица не с глаголами? Найдите пример в тексте, приведите свои примеры.

- Объясните правописание глаголов с -тся.

Местоимение

Местоимение работает за имя существительное.

- Замените в тексте часто повторяющиеся слова на личные местоимения.

Особенно важен спорт для ребёнка. Спорт помогает развитию всего организма. Если дети  находятся в хорошей физической форме, то дети не устают на уроках, реже болеют.

(Особенно важен спорт для ребёнка. Он помогает развитию всего организма. Если дети  находятся в хорошей физической форме, то они не устают на уроках, реже болеют).

- В каком лице и числе стоят местоимения в тексте?

- Как бы вы озаглавили этот текст?

- Определите и докажите, к какой части речи относятся выделенные в предложениях слова:

        1) На то и печь, чтобы хлеб в ней печь.

        2) Снежное покрывало все поле покрывало.

        3) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

        4) В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал: «Не плачь».

        5) Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

- Посмотрите, какой интересный русский язык! Одно и то же слово имеет разное значение.

V. Итог урока:

 - Итак, давайте обобщим свои знания о частях речи. А поможет нам в этом блиц – турнир.

1. Имя существительное – это…

2. Имя прилагательное – это…

3. Глагол – это…

4. Местоимение – указывает на предмет, но не называет его.

 

 VI. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Части речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, местоимении, глаголе).

Задачи:

  1. Продолжить обучать учащихся различать части речи, учить школьников применять теоретический материал на практике.
  2. Продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь.
  3. Воспитывать интерес к различным видам спорта, здоровому образу жизни.

Оборудование: мультимедийная презентация; опорные карточки для правил; индивидуальные карточки «Части речи»; карточки  с текстами.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Древняя пословица права.

Да, язык – великое богатство.

Только надо записать слова,

А не то бесследно разлетятся.

II. Экспресс – опрос (карточки «да», «нет»):

  1. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение – части речи.
  2. Не с глаголами пишется слитно.
  3. Корень, суффикс, приставка, окончание – части слова.
  4. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и существительное, с которым оно согласуется.
  5. Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.
  6. В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
  7. Спорт, спортивный, спортсмен  – родственные слова.

III. Словарная работа:

трен..ер

трен..ровать

- Что объединяет эти слова? (однокоренные, родственные слова).

- В чём разница? (разные части речи – существительное и глагол).

- Какой части речи не хватает? (прилагательное и местоимение).

- Придумайте имя прилагательное (тренировочный)

- Замените существительное местоимением (он).

IV. Работа по теме урока:

- Тема нашего урока «ЧАСТИ РЕЧИ». Сегодня мы повторим все, что мы знаем о частях речи.

- Скажите, как отличить одну часть речи от другой? (Надо поставить вопрос и определить, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие предмета).

- Какие части речи мы знаем?

- Сейчас мы заполним карточки о частях речи.

Часть речи

Значение

Вопросы

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Часть речи

Значение

Вопросы

Имя существительное

Называет предмет

кто? что?

Имя прилагательное

Называет признак предмета

какой? какая? какое? какие?

Глагол

Называет действие предмета

что делать?

что сделать?

Местоимение

Указывает на предмет

кто? что?

Имя существительное

Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому существительное - самая древняя часть речи.

- Выпиши из предложений все имена существительные:

Индия, Китай, Вьетнам – это страны, в которых основным транспортным средством является велосипед. У него много поклонников и в России. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья.

Индия, Китай, Вьетнам, страны, средство,  велосипед, поклонники,  Россия, укрепление, здоровье.

- Назовите одушевлённое имя существительное.

- Назовите собственные имена существительные.

- Назовите имя существительное, которое стоит во мн.ч.

- Определите род и склонение имён существительных.

Имя прилагательное

Ученикам раздаются карточки. Задание: вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, выделить окончания прилагательных.

Плавание – вид спорта очень __________ и ___________ . К тому же это __________  и одновременно __________ вид спорта.

Слова для справок: красивый,  увлекательный, полезный, приятный.

Плавание – вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это полезный и одновременно приятный вид спорта.

- С чем согласуется имя прилагательное в речи? (с сущ. в роде, числе, падеже)

- В каком роде стоят данные прилагательные? Поставьте данные прилагательные в ж.р., ср.р.

Глагол 

Задание: в тексте найти и подчеркнуть подлежащие и сказуемые.

В современном мире люди всё меньше и меньше двигаются. Организм не получает достаточную нагрузку, становится менее подвижным и покрывается жиром. Быстро приходит усталость.

- Какой частью речи являются сказуемые? (глаголы)

- Как пишется частица не с глаголами? Найдите пример в тексте, приведите свои примеры.

- Объясните правописание глаголов с -тся.

Местоимение

Местоимение работает за имя существительное.

- Замените в тексте часто повторяющиеся слова на личные местоимения.

Особенно важен спорт для ребёнка. Спорт помогает развитию всего организма. Если дети  находятся в хорошей физической форме, то дети не устают на уроках, реже болеют.

(Особенно важен спорт для ребёнка. Он помогает развитию всего организма. Если дети  находятся в хорошей физической форме, то они не устают на уроках, реже болеют).

- В каком лице и числе стоят местоимения в тексте?

- Как бы вы озаглавили этот текст?

- Определите и докажите, к какой части речи относятся выделенные в предложениях слова:

        1) На то и печь, чтобы хлеб в ней печь.

        2) Снежное покрывало все поле покрывало.

        3) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

        4) В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал: «Не плачь».

        5) Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

- Посмотрите, какой интересный русский язык! Одно и то же слово имеет разное значение.

V. Итог урока:

 - Итак, давайте обобщим свои знания о частях речи. А поможет нам в этом блиц – турнир.

1. Имя существительное – это…

2. Имя прилагательное – это…

3. Глагол – это…

4. Местоимение – указывает на предмет, но не называет его.

 

 VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...