Из опыта работы
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы22.42 КБ

Предварительный просмотр:

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. БЕЛОЯРСКИЙ  НОВОБУРАССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ

                                 ОБЛАСТИ ИМЕНИ БАБУШКИНА А.М.»

 

                         

«Из опыта работы. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 6 классе».

                                         

                               

                                       

                                                     Медведева Таисия Геннадьевна,                          

                                  учитель русского языка и литературы высшей          

                                       квалификационной квалификации МОУ «СОШ  

                                       п. Белоярский имени Бабушкина А.М.»

          Учителя русского языка и литературы  ведут  работу по формированию трех компетенций: языковой, читательской грамотности и развития креативного мышления.

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек?

Эти индикаторы должны формироваться у учащихся именно на уроках русского языка и литературы. В учебнике русского языка 6 класса (автор М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) в упражнениях представлены задания, цель которых научить писать заявление, заполнять какие-либо анкеты, бланки, находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; использовать информацию из СМИ, газет, журналов, радио, телевидения, пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотеки.

Например, по теме «Имя числительное как часть речи» представлено упражнение 397. Задание: составить и написать расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в спортивной школе.

Чтобы выполнить эту учебную задачу, обучающиеся анализируют образец расписки, стиль текста, определяют разряд числительных. Далее самостоятельно составляют текст расписки.

Этот прием способствует развитию не только общей грамотности, но и языковой, поскольку обучающиеся должны не ошибиться в склонении числительных.

Языковая грамотность – совокупность особенностей речевого поведения. Предполагает навык грамотного письма, способность создавать письменные тексты разных типов, владение диалогической устной речью и монологической речью.

Например, при изучении лексики по теме «Фразеологизмы» предлагаю следующее задание.

Объясните значение фразеологизма «водить за нос», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Подобную учебную задачу мы встречаем в задании ВПР по русскому языку.

Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Развитию читательской грамотности способствуют задания 9-13 ВПР по русскому языку.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-13.

Текст 2

(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей на помощь.

(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.

(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.

9. Определите и запишите основную мысль текста.

(Животные нуждаются в нашей любви, нужно относиться к ним бережно, как делал это Дуров).

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Примерный план.

1) Собака в беде.

2) Встреча с Дуровым.

3) История чеховской Каштанки.

11. Почему судья оставил собаку Дурову? (Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке, поэтому оставил собаку Дурову).

12. Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Колебаться – ...

13. Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Поманил – ...

(Слово «поманил» может употребляться в разговорном и художественных стилях.

Поманил – позвал, подозвал).

Креативное мышление – это способность неординарно воспринимать окружающий мир. Другими словами, развитие креативного мышления – это процесс отклонения от традиционных или принятых схем, который приводит к построению новых путей достижения целей и нестандартному решению задач.

Прием «Случайные связи».

Работа с воображением. Откройте первую книгу, которая попалась вам в руки. На развороте выберите наугад два любых слова. Скорее всего, по смыслу взаимосвязаны они не будут. Ваша задача – сопоставить их и придумать одну общую для них историю, пусть и нереальную на самом деле.

Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.

Фрагмент урока:

Я хочу вам предложить составить текст, который имеет заголовок «Предновогодняя встреча».

– Какие вопросы вызывает заголовок? Что непонятно?

– Подберите определения к заголовку.

– Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриговывает).

– Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?

– Спрогнозируйте сюжетную канву текста.

– Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов 1-й части текста.

Предновогодний вечер – суета – оживленные лица – девочка – мальчик – мужчина – женщина – спешат – мандарины-яблоки – свертки – недоступно – желанно – запахи – головокружительный – вкусным – забытым.

В рамках конкурса «Война. Победа. Память», приуроченному к празднованию Дня Победы, можно  провести  урок развития речи, где будет  реализован прием «Сочинение по готовому началу от 1 лица», то есть от лица участника событий.

 В курсе русского языка тему финансовой грамотности можно коснуться следующими способами: словарный диктант, диктант, работа с текстом, эссе, сочинения.

Примеры работы с текстом.  

        

1.   «Прочитайте текст, обратив внимание на  выделенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Дайте определение имени существительному. Поставьте род и склонение над выделенными словами».

        Разные народы на определенных этапах истории в качестве денег использовали различные продукты. В Мексике это были какао-бобы, в Боливии и Перу расплачивались одним из видов перца, на Филлипинских островах платили рисом, а на Руси — пушниной и скотом.

       

 2.  «В таблице представлен список пяти востребованных профессий 2015 года. По рейтингу запишите их в тетрадь, начиная с самой мало оплачиваемой. Рядом с названиями профессий указан падеж, запишите слова в нужном падеже.»

№ пп

Профессия

Вакансии (кол-во)

Средняя зарплата (рубли)

1

Актер (П.п.)

216

40 000

2

Журналист (Р.п.)

529

32 000

3

Фотограф (Т.п.)

608

28 000

4

Разработчик сайтов (Д.п.)

305

65 000

5

Дизайнер  (В.п.)

306

44 000

        

3. «Запишите под диктовку пословицы. Подчеркните в них имена существительные как члены предложения»

Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.

Кто долго спит, тот денег не скопит.

        

4. «Напишем лексический диктант. Ваша задача угадать слово из прочитанных строчек и записать его»

Из какого автомата выдается нам зарплата?

Он финансовый факир, в банк к себе нас ждет?

Половинку от зарплаты называют как, ребята?

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет?

И врачу, и акробату выдают за труд?

«Составьте простое предложение, используя одно из этих слов.»

       

 5. «Подумайте и запишите 5 слов из мира финансов, дайте лексическое значение каждому. Составьте простое предложение, используя  выписанные слова. В предложении над существительными укажите все постоянные признаки этой части речи».

        

6. Темы для сочинений и эссе: мой семейный бюджет, для чего придумали банки, как размножаются деньги, сколько счастья в деньгах.

        

          В мировой литературе есть множество произведений, на примере которых есть возможность разобрать финансовые ситуации, научить детей мыслить. На уроке можно поработать с текстом произведения: прочитать выразительно, почитать по ролям, обсудить, отвечать на вопросы, и даже  придумать другой сюжет, который помог бы герою не совершать финансовых ошибок.

       

           Самым простым произведением является «Золотой ключик». Буратино доверяется мошенникам и совершает финансовую ошибку.  Тема «легких» денег актуальна и сейчас.

        

             В русской классике также немало примеров. А. С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде» жадность попа и несоблюдение договора приводят к наказанию.  Сказка учит не только соблюдению условий со стороны работодателя, но умению постоять за себя, свой заработок.

        Также А. С. Пушкин затрагивает тему азартных игр в повести «Пиковая дама». Желание быстрого обогащения погубило Германа.  Его алчность и страсть к деньгам привела к тяжелой болезни и абсолютному разочарованию.  Зависимость от азартных игр тяжела, человек теряет контроль над собой, своими действиями.

        В рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» поднята тема наивности и беззаветного желания помочь другому, не подумав о себе. Этим качеством мошенники с удовольствием пользуются, давя на жалость выбранной жертвы. Здесь же можно обсудить, как правильно давать в долг, составлять долговую расписку, заверять договор у юриста. А  чтобы не жалеть ни о чем и не переживать из-за данной в долг сумме, то давать в долг можно ровно столько денег человеку, сколько не жалко было бы ему подарить.

        Также с позиции финансового образования можно разобрать такие произведения, как «Скупой рыцарь»,  «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Мертвые души» и «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Уроки Французского» В.Г.Распутина , «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Хозяйка медной горы» П.Бажова, «Челкаш»  М.Горького, «Американская трагедия» Т.Драйзера, «Гобсек» О.де Бальзака, «Дары волхвов» О. Генри, «Любовь к жизни» Д.Лондона.

        Во многих произведениях алчность и жадность противопоставлены доброте и честности. Финансовая неграмотность привела героев к затруднительной ситуации.

        Таким образом, на уроках русского языка и литературы возможно воспитывать финансовую и социальную грамотность в течение длительного периода, переходя «от простого к сложному». Ребенок начинает больше ценить деньги, учится копить копеечку, знает больше о финансах, умеет принимать финансовые решения в повседневной жизни. В целом развиваются процессы самопознания, самовыражения и самореализации учеников.

       Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...