Конспект урока по теме "Алфавит"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Янина Татьяна Игоревна

Конспект урока для развития интереса к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit.docx244.21 КБ
Файл alfavit.pptx895.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Алфавит.

Цели:

1 повторить алфавит, названия букв; закрепить умение пользоваться алфавитом. Повторить правописание проверяемой гласной в корне  слова, написание гласной в личных окончаниях глагола; постановку тире между подлежащим и сказуемым. Повторить материал о стилях речи, вспомнить, что такое текст, его признаки.

2 Развивать интерес  к русскому языку.

3 Продолжить развитие навыков грамотного письма, связной речи, развивать логику мышления.

План урока.

1Фронтальный опрос. 

-Какое явление наблюдается в предложении?

Машины шинами шуршат. (С.Маршак)

 -Как  называется это  явление? (звукопись, аллитерация)

Мороз, ёжик, громко, печка, дорога, печаль.

-Выберите слово, в котором все согласные звуки звонкие.

-Все согласные звуки глухие.

-Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

-Назовите слово,  в котором звуков больше, чем букв.

-Назовите слова, которые заканчиваются на глухой согласный.

Алмаз, базар, запад,  канат, санитар, вокзал, гром, настежь.

-Как называется это явление в языке? (оглушение).

-А где можно увидеть все буквы одновременно? (В алфавите)

1. Вступительное слово учителя.  (Цели и задачи урока.)

- Сегодня мы поговорим об алфавите, его происхождении, выясним, какой раздел науки о языке изучает способы обозначения звуков, повторим пройденный материал.

Итак, тема урока: Алфавит.

- А как иначе называется алфавит?  (Азбука.)

C:\Users\Dascha\Desktop\kartinki-alfavit-7.jpg

C:\Users\Dascha\Desktop\171b041bbc927eead7a98556d3f5b26a61.jpg

- Это старославянская азбука. До 1918 года на них шло обучение в школах. Сейчас  эта азбука используется в церковном служении.

- Кто создал азбуку?  (Братья – философы Кирилл и Мефодий.)

    Славянская азбука еще очень молодая.  Ей немногим более тысячи  ста лет. Она была создана в середине 9 века выдающимися людьми своего времени – братьями Кириллом и Мефодием.

До 863 года азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, не существовало, хотя славяне пытались записывать свою речь при помощи греческих и латинских букв. Братья Константин и Мефодий родились и выросли в Византийском городе Фессолоники. Оба брата много читали, любили учиться. У них было два родных языка: греческий и славянский. Константин же вообще знал 22 языка и другие науки. За великую мудрость его прозвали философом.  Константина и пригласил моравский князь Ростислав создать азбуку для славян. В работе ему помогал старший брат  Мефодий,  хорошо владевший славянским языком.  Первая азбука, которую они составили, называлась глаголицей.  

   Глаголица – изобретение яркое и самобытное, её буквы не скопированы с другого алфавита, а созданы самостоятельно. Количество букв в глаголице близко количеству звуков старославянского языка. Начертания многих букв в глаголице имели в своей основе крест, треугольник, круг: с, т, в, л, о. Константину не суждено было вернуться на Родину. По дороге домой он тяжело заболел , в Риме принял монашество , получил имя Кирилл. Похоронен он в Риме.

   А ученики Кирилла и Мефодия  создали еще одну азбуку и в честь Кирилла назвали ее Кириллицей. Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы.

24 мая – День славянской письменности и культуры – единственный церковный и государственный праздник, установленный в память о первых просветителях.

Наш алфавит и кириллица.  

---Давайте сравним  древнерусскую кириллицу и наш современный алфавит. Что скажете? Как выглядят буквы? Похожи ли на наши?

---- Итак, ребята, раздел науки о языке, изучающий способы обозначения звуков речи на письме, или начертания букв называется «графика».

2.Закрепление материала.

Продолжите предложение по данному началу.

Алфавит – это…

В алфавитном порядке записываются…

В устной речи мы имеем дело…

На письме звуки обозначаются…

Что  вы знаете про гласные звуки

3.Работа с текстом.

П..сьмо  одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква  это фигурная линия,  рисунок. Рисунок произнести нельзя.

- Прочитайте, докажите, что это текст.

- Какова тема текста?  

 - Какого стиля этот текст?  

- Обратите внимание, что это текст научно – популярного стиля. Бывает так, что необходимо донести информацию научного характера широкому кругу людей. В этом случае и используется научно – популярный  стиль.

- Какова основная мысль этого текста?  

 - Чем же различаются звук и буква?  

 - Назовите буквы и звуки в выделенном слове.

4. Физкультминутка.  

5. Закрепление материала.

- Прочитайте алфавит, правильно произнося названия букв.

- А теперь мы попробуем применить знание алфавита в игре «Кто быстрее?»

 Расположите слова в алфавитном порядке.

(Азбука, алфавит, буква, гласные, графика, глухой, звонкий, мягкий, речь, согласные, твёрдый, фонетика.)

-Проверим.

Игра «По алфавиту». (Работа в парах)

Города Тульской области:   Тула,   Новомосковск,   Донской,   Алексин,   Щёкино,   Узловая,   Ефремов,   Богородицк,   Кимовск,   Киреевск,   Суворов,   Плавск,   Ясногорск,   Венёв,   Белёв

6. Обобщение. Подведение итогов урока.

 - Для чего надо хорошо знать алфавит?  (Знание алфавита помогает человеку в жизни. Зная алфавит, легко упорядочить записи, легко сориентироваться в словаре.)

- Выставление оценок.

7. Домашнее задание. (Расположите в алфавитном порядке)

Крупнейшие  реки  Тульской   области:  Дон,   Ока,   Упа,   Проня,   Красивая Меча,    Зуша,   Осётр,   Жиздра,   Чернь,   Плава,   Большая Смедова,   Снежедь,   Беспута,   Иста,   Вашана,   Птань,   Непрядва,   Мокрая Табола,   Уперта,   Гоголь,      Вязовка,   Крушма,   Скнига,   Солова,   Шат,   Мордвес,   Шиворонь,   Вырка,   Мизгея,   Сежа.

Игра «Я знаю…»

- я знаю 5 имён девочек (расположите по алфавиту)

- я знаю 5 названий городов…

-я знаю 5 животных…

- я знаю 5названий цветов…


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...