Урок по русскому языку в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дзавкаева Л.П.
МКОУ СОШ №1
Урок по русскому языку в 11 Б классе по теме:
«Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях».
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.
Цель урока:
- Обобщение знаний учащихся, связанных с написанием Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях;
- Формировать умение выбирать Н и НН при написании полных отымённых и отглагольных прилагательных, полных причастий;
- Отрабатывать умение использовать правило написания Н и НН в отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях;
- Совершенствование навыков аналитического разбора.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- повторить и обобщить с учащимися правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях;
- проверить знания учащихся по русскому языку при выполнении разноплановых заданий;
- отработать умение строить доказательную цепочку при написании Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях, использовать при этом таблицы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- прививать интерес к языку; воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников;
- воспитывать чувство гордости за свой родной язык;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в творческой группе.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать творческое мышление при выполнении заданий;
- развивать навыки работы в творческих группах;
- развивать внимание, память при выполнении поисковых заданий.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ:
- соблюдать правила и нормы при работе на компьютере, на интерактивной доске, выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз.
НАГЛЯДНОСТЬ: возле доски лежат учебники 8 класса по географии, по химии, по геометрии.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, обычная доска, ПК, на столах у учащихся индивидуальная папка с таблицами.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос (повторение и обобщение пройденного материала).
- Повторение изученного материала, работа с содержанием таблиц.
- Закрепление изученного материала: объяснительный диктант, выборочно - распределительный диктант, проверка карточек.
- Решение заданий из ЕГЭ.
- Рубрика «Как много в мире интересного». РР.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
Ход урока.
- Организационный момент
- Определение цели урока (Беседа с учащимися):
- Ребята, на доске слова, скажите, слова каких частей речи представлены здесь?
-Можно ли без объяснений, без знания правил написать в данных словах Н и НН?
- Что нам нужно повторить, чтобы эти слова правильно написать?
(учащиеся сами формулируют цель урока)
- Фронтальный опрос (Русский язык в таблицах. )
- Ребята, давайте напомним друг другу, что же такое имя прилагательное как часть речи?
-Догадайтесь, в теме урока звучит словосочетание: отымённое прилагательное? О каких прилагательных идёт речь?
-Что же такое причастие?
- Что такое причастный оборот? Тренажёр «Ученик», упр3,(прав.прич.)
- Как отличить главное и зависимое слово при причастии?
- От слова какой части речи образуются отглагольные прилагательные и причастия?
4. Работа по повторению и обобщению материала (Тесты, тренажёр…):
- Ребята, давайте рассмотрим первую таблицу и скажем, когда же в отымённых прилагательных пишется Н, а когда пишется НН?
- Давайте рассмотрим вторую таблицу. Скажите, что общего между полным отглагольным прилагательным и полным причастием? Как же отличить полное отглагольное прилагательное от полного причастия?
Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях
Сначала необходимо понять, в какой форме стоит прилагательное:
полной | или | краткой |
Две буквы в окончании (красивая) | Одна буква в окончании (красива, красив) |
Затем нужно выяснить, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола.
Полная форма | |||
I. Прилагательные от существительных | II. Прилагательные от глаголов ( причастия) | ||
-Н- | -НН- | -Н- | -НН- |
-ан, -ян, -ин | 1. -онн, -енн | 1. без приставки | 1. с приставкой |
Краткая форма | |||
1. Значение действия (что сделаны?) - "Н" | 2. Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой. |
Рекомендации к теме
Для того, чтобы понять, когда в слове пишется одна, а когда две буквы "н", необходимо знать, от какой части речи образовано это слово.
Так, если слово образовано от существительного, то мы обращаем внимание на суффиксы и основу.
Если слово образовано от глагола, то мы обращаем внимание на приставку, зависимое слово, вид глагола, от которого образовано слово и на суффиксы -ова,-ева, -ирова.
Если речь идет о правописании "н" и "нн" в прилагательных и причастиях, необходимо учитывать форму слова - полную или краткую.
Вывод делают сами учащиеся
Итак, при выборе написания Н и НН в слове необходимо:
- узнать, от какого слова произошло данное слово;
- доказать, к какой части речи относится данное слово;
- сделать выбор в написании Н и НН.
5. Закрепление изученного материала:
Задание 1. От существительных образуйте прилагательные, выделите суф. и объясните их написание..Тренажёр«Ученик».(Прав.прил.Упр.20)
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условие выбора изученной орфограммы. Тренажёр «Ученик», упр.2,40(правопис. прич.)
Или
Карточки №1,2 (Проверить устно)
Задание 3. Диск «Русский язык. 6 класс» Упр.2. (прав. прич.) Выборочно -распределительный диктант: выпишите слова с Н и НН в суффиксах, объясните написание, заполните таблицу данными примерами.
Отымённое прилагательное | Причастие | Отглагольное прилагательное |
Задание 4. А сейчас, ребята, мы побудем в роли учителей.
Цифровой диктант
Прочтите предложения и запишите цифры: 1 - -Н-, 2- -НН-.
1) Но я открыть упорно не хотела зажмуре…_ых от мыльной пены глаз. 2) Из тьмы выступали груже…_ые углем платформы. 3) Узенькая степная тропа влилась в мягкую пыль наезжее…_ой дороги. 4) Блестели отшлифова…_ые росой рельсы. 5) Улицы были завале…_ы обломками кирпича. 6) Тяжело груже…_ые составы шли в Москву с Урала, из Сибири. 7) Он вспоминал беше…_ый грохот копыт по улицам Ростова. 8) Тусклый свет едва пробивался сквозь полузашторе…_ые окна. 9) Дорога пролегала между двумя живыми изгородями стриже…_ого кустарника. 10) Дальше шла дорога, кое-где пересыпа…_ая щебнем. 11) Они уселись вокруг полирова…_ого стола. 12) Босые ноги чуть покалывает свежескоше…_ая трава.
Ключ: 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2 2 2
- Сверьте свои записи с ключом (слайд №9).
5. Решение заданий из ЕГЭ - А 13 ( Тесты Яндекс)
А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ?
Хрупкий точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особенно выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.
1) 1 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 3
А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН ?
Почему коньки, сдела (1 )ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и совершенно не скользят по гладкому каме(3)ому полу?
1) 1 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3
А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ?
Любимыми блюдами Петра 1 были жаре(1)ое мясо, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
1) 1 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3
6.Рубрика « Как много в мире интересного».
Творческое задание. Видео «Природа и человек»
- Ваша задача – составить и записать текст (5-7 предложений) по видеокартине. И в ваших миниатюрах должны быть непременно причастия и прилагательные с –Н- и –НН-.
- Чтение 2-3 работ. Оценка товарищами.
7. Разъяснение домашнего задания (упражнения 319,письменно.Или тесты- Гущин, А13)
8.Подведение итогов урока:
- Что за тему мы сегодня повторяли на уроке?
- Что вспомнили и повторили?
- Что научились делать?
9.Выставление оценок за работу на уроке.
10.Урок окончен. До свидания.
Карточка №2
Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невестино прида_ое; пече_ая тыква.
Приложение 2.
Тест «-Н- и –НН- в прилагательных и причастиях»
1. В словах какого ряда пишется Е?
А) выкач_нный воздух, ставни затвор_ны
Б) продемонстриров_нный, разгорож_нный
В) сказ_нное, взлеле_нный
Г) брош_нный, вывороч_нный
2. В словах какого ряда пишется А?
А) узн_нный, заброш_нный
Б) асфальтиров_нный, призн_нный
В) прикле_нный, связ_нный
Г) постриж_нный,, выкач_нное колесо
3. В словах какого ряда пишется–Н-?
А) повторё_ый, жаре_ый
Б) ужале_ый, призна_ый
В) связа_а крючком, варё_ый картофель
Г) посея_ый горох, писа_ая маслом
Карточка № 1.
Выбери и объясни Н – НН в прилагательных:
Традицио__ое воспитание, кожа__ый ремень, лимо__ый сок, осли__ая походка, карти__ая галерея, тополи__ый пух, вере__ая погода, общи__ый взнос, были__ый герой, змеи__ая голова, стекля__ая веранда, шерстя__ые вещи, звери__ый рёв, безветре__ые дни, торфя__ые болота, исти__ая правда, глуби__ая бомба, дореволюцио__я школа, комиссио__ый сбор, време__ый успех, травя__ая мелоч, бритве__ый прибор, чугу__ая сковорода.
Выбери и объясни Н – НН в причастиях:
Рассыпа_ые пуговицы, лишё__ая наследства, гружё__ая баржа, ремонтирова__ая мебель, обрубле__ый канат, жаре__пирожки, непрожёва__ый кусок, сушё__ая рыба, рубахи выстира_ы, сея__ые в холодную землю, кова_ое железо, перчё__ое блюдо, отломле__а невестой, варё__ые раки, скруче__ая проволока, обреч__ая стать известной, мороже__ые продукты, погруж__ый товар, фарширова__ая рыба, краде__ые часы, иконы отреставрирова__ы, белё__ые стены, неощипа__ая курица, прокруче__а через мясорубку, заштопа__ые носки, рва__ый рукав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/07/picture-61112-1362675673.jpg)
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/25/picture-355300-1508945226.jpg)
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-903332-1489204342.jpg)
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956645-1507632192.jpg)
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956645-1507632192.jpg)
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-209075-1369291227.jpg)
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...