Урок по русскому языку в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Урок по русскому языку в 11 Б  классе по теме:
«Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях».
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.
Цель урока: 
1. Обобщение знаний учащихся, связанных с написанием Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях;
2. Формировать умение выбирать Н и НН  при написании полных отымённых и отглагольных прилагательных,  полных причастий;
3. Отрабатывать умение использовать правило написания Н и НН в отымённых  и отглагольных прилагательных, в полных  причастиях;
4. Совершенствование навыков аналитического разбора.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -n-_i_-nn-_v_prich._pril._i_pril.10_klasse_po_teme.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дзавкаева Л.П.  

МКОУ СОШ №1

Урок по русскому языку в 11 Б  классе по теме:

«Правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях».

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.

Цель урока:

  1. Обобщение знаний учащихся, связанных с написанием Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях;
  2. Формировать умение выбирать Н и НН  при написании полных отымённых и отглагольных прилагательных,  полных причастий;
  3. Отрабатывать умение использовать правило написания Н и НН в отымённых  и отглагольных прилагательных, в полных  причастиях;
  4. Совершенствование навыков аналитического разбора.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-  повторить  и обобщить с учащимися  правописание Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях;

- проверить знания учащихся по русскому языку при выполнении разноплановых  заданий;

- отработать умение строить доказательную цепочку при написании Н и НН в полных отымённых и отглагольных прилагательных, в полных причастиях, использовать при этом таблицы.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- прививать интерес к языку; воспитывать любовь к прекрасному,  уважение к творческому наследию соотечественников;

- воспитывать чувство гордости  за свой родной язык;

- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в творческой группе.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать творческое мышление при выполнении заданий;

- развивать навыки работы в творческих группах;

- развивать внимание, память при выполнении поисковых заданий.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ:

- соблюдать правила и нормы при работе на компьютере, на интерактивной доске, выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз.

НАГЛЯДНОСТЬ: возле доски лежат учебники 8 класса по географии, по химии, по геометрии.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, обычная доска, ПК, на столах у учащихся индивидуальная папка с таблицами.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос (повторение и обобщение пройденного материала).
  3. Повторение изученного  материала, работа с содержанием таблиц.
  4. Закрепление  изученного материала: объяснительный диктант, выборочно - распределительный диктант, проверка карточек.
  5. Решение заданий из ЕГЭ.
  6. Рубрика «Как много в мире интересного». РР.
  7. Домашнее задание.
  8.  Подведение итогов. Выставление оценок.

                             

  Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Определение цели урока (Беседа с учащимися):

- Ребята, на доске слова, скажите, слова каких частей речи представлены здесь?

-Можно ли без объяснений, без знания правил написать в данных словах  Н и НН?

- Что нам нужно повторить, чтобы эти слова правильно написать?

(учащиеся сами формулируют цель урока)

  1. Фронтальный опрос (Русский язык в таблицах. )

- Ребята,  давайте напомним друг другу, что  же такое  имя прилагательное как часть речи?

-Догадайтесь, в теме урока звучит словосочетание: отымённое прилагательное? О каких прилагательных идёт речь?

-Что же такое причастие?

- Что такое причастный оборот? Тренажёр «Ученик», упр3,(прав.прич.)

- Как отличить главное и зависимое слово при причастии?

- От слова какой части речи образуются отглагольные прилагательные и причастия?

4. Работа по повторению и обобщению материала (Тесты, тренажёр…):

- Ребята, давайте рассмотрим первую таблицу и скажем, когда же в отымённых прилагательных пишется Н, а когда  пишется НН?

- Давайте рассмотрим вторую таблицу. Скажите, что общего между полным отглагольным прилагательным и полным причастием? Как же отличить полное отглагольное прилагательное от полного причастия?

Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях

Сначала необходимо понять, в какой форме стоит прилагательное:

полной

или

краткой

Две буквы в окончании (красивая)

Одна буква в окончании (красива, красив)



Затем нужно выяснить, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола.

Полная форма

I. Прилагательные от существительных

II. Прилагательные от глаголов ( причастия)

-Н-

-НН-

-Н-

-НН-

-ан, -ян, -ин

лев - львиный
соль - соляной
кожа - кожаный

! Стеклянный
  оловянный
  деревянный

1. -онн, -енн

революция - революционный
листва - лиственный

! Ветреный
Но - безветренный


2. Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румяный,
свиной, пряный,
пьяный, поганый,
зелёный, синий.

К первообразным также относятся слова: единый, фазаний, вороний, бараний, сазаний, тюлений, павлиний, багряный, рьяный, буланый.


3. МЯ = енн

временный (время)

1. без приставки

мороженый сом (от морозить)

2. 
не, полу... не считать!

немороженый
полумороженый

1. с приставкой

замороженный сом

2. 
зависимое слово

мороженный 
мамой сом

3. суф. 
ова, ева, ирова

маринованный
асфальтированный

! кованый, жёваный, клёваный

! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный

Краткая форма

1. Значение действия (что сделаны?) - "Н"
воспитаны отцом, взволнованы бурей

2. Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой.
Они воспита
нны и образованны (воспитанные и образованные).

Рекомендации к теме

Для того, чтобы понять, когда в слове пишется одна, а когда две буквы "н", необходимо знать, от какой части речи образовано это слово. 

Так, если слово образовано от существительного, то мы обращаем внимание на суффиксы и основу.

Если слово образовано от глагола, то мы обращаем внимание на приставку, зависимое слово, вид глагола, от которого образовано слово и на суффиксы -ова,-ева, -ирова. 

Если речь идет о правописании "н" и "нн" в прилагательных и причастиях, необходимо учитывать форму слова - полную или краткую.

           Вывод делают сами учащиеся

Итак, при выборе  написания Н и НН в слове  необходимо:

  1. узнать, от какого слова произошло данное слово;
  2. доказать, к какой части речи относится данное слово;
  3. сделать выбор в написании Н и НН.

  5. Закрепление изученного материала:  

Задание 1.  От существительных образуйте прилагательные, выделите суф. и объясните их написание..Тренажёр«Ученик».(Прав.прил.Упр.20)

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условие выбора изученной орфограммы. Тренажёр «Ученик», упр.2,40(правопис. прич.)

Или      

           Карточки №1,2    (Проверить устно)

Задание 3. Диск «Русский язык. 6 класс» Упр.2.  (прав. прич.)  Выборочно -распределительный диктант: выпишите слова с Н и НН в суффиксах, объясните написание, заполните таблицу данными примерами.

Отымённое прилагательное

Причастие

Отглагольное прилагательное

Задание 4. А сейчас, ребята, мы побудем в роли учителей.

       Цифровой диктант 

   Прочтите  предложения и запишите цифры: 1 -  -Н-, 2-  -НН-.

1) Но я открыть упорно не хотела зажмуре…_ых от мыльной пены глаз. 2) Из тьмы выступали груже…_ые углем платформы. 3) Узенькая степная тропа влилась в мягкую пыль наезжее…_ой дороги. 4) Блестели отшлифова…_ые росой рельсы. 5) Улицы были завале…_ы обломками кирпича. 6) Тяжело груже…_ые составы шли в Москву с Урала, из Сибири. 7) Он вспоминал беше…_ый грохот копыт по улицам Ростова. 8) Тусклый свет едва пробивался сквозь полузашторе…_ые окна. 9) Дорога пролегала между двумя живыми изгородями стриже…_ого кустарника. 10) Дальше шла дорога, кое-где пересыпа…_ая щебнем. 11) Они уселись вокруг полирова…_ого стола. 12) Босые ноги чуть покалывает свежескоше…_ая трава.

Ключ: 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2 2 2 

- Сверьте свои записи с ключом (слайд №9).

5. Решение заданий из ЕГЭ  - А 13 ( Тесты Яндекс)

А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ?

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особенно выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

1) 1                           2) 2, 3                      3) 1, 2, 3                     4) 1, 3

А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН ?

Почему коньки, сдела (1 )ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и совершенно не скользят по гладкому каме(3)ому полу?

1) 1                           2) 1, 3                      3) 1, 2, 3                     4) 2, 3

А 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ?

Любимыми блюдами Петра 1 были жаре(1)ое мясо, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

1) 1                           2) 1, 2, 3, 4                      3) 1, 3                     4) 2, 3

 6.Рубрика « Как много в мире интересного».

 Творческое задание. Видео «Природа и человек»

 - Ваша задача – составить и записать текст (5-7 предложений) по видеокартине. И в ваших миниатюрах должны быть непременно причастия и прилагательные с –Н- и –НН-.

-  Чтение 2-3 работ. Оценка товарищами.

7. Разъяснение домашнего задания (упражнения 319,письменно.Или тесты- Гущин, А13)

8.Подведение итогов урока:

  • Что за тему мы сегодня повторяли  на уроке?
  • Что вспомнили и повторили?
  • Что научились делать?

9.Выставление оценок за работу на уроке.

10.Урок окончен. До свидания.

Карточка №2

Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невестино прида_ое; пече_ая тыква.

 

Приложение 2.

Тест «-Н- и –НН- в прилагательных и причастиях»

1.      В словах какого ряда пишется Е?

А) выкач_нный воздух, ставни затвор_ны

Б) продемонстриров_нный, разгорож_нный

В) сказ_нное, взлеле_нный

Г) брош_нный, вывороч_нный

 

2.      В словах какого ряда пишется А?

  А) узн_нный, заброш_нный

        Б) асфальтиров_нный, призн_нный

        В) прикле_нный, связ_нный

        Г) постриж_нный,, выкач_нное колесо

 

3.      В словах какого ряда пишется–Н-?

 А) повторё_ый, жаре_ый

        Б) ужале_ый, призна_ый

        В) связа_а крючком, варё_ый картофель

        Г) посея_ый горох, писа_ая маслом

 

Карточка № 1.

Выбери и объясни Н – НН в прилагательных:

         Традицио__ое воспитание, кожа__ый ремень, лимо__ый сок, осли__ая походка, карти__ая галерея, тополи__ый пух, вере__ая погода, общи__ый взнос, были__ый герой, змеи__ая голова, стекля__ая веранда, шерстя__ые вещи, звери__ый рёв, безветре__ые дни, торфя__ые болота, исти__ая правда, глуби__ая бомба, дореволюцио__я школа, комиссио__ый сбор, време__ый успех, травя__ая мелоч, бритве__ый прибор, чугу__ая сковорода.                                                                                  

        

Выбери и объясни Н – НН в причастиях:

Рассыпа_ые пуговицы, лишё__ая наследства, гружё__ая баржа, ремонтирова__ая мебель, обрубле__ый канат, жаре__пирожки, непрожёва__ый кусок, сушё__ая рыба, рубахи выстира_ы, сея__ые в холодную землю, кова_ое железо, перчё__ое блюдо, отломле__а невестой, варё__ые раки, скруче__ая проволока, обреч__ая стать известной, мороже__ые продукты, погруж__ый товар, фарширова__ая рыба, краде__ые часы, иконы отреставрирова__ы, белё__ые стены, неощипа__ая курица, прокруче__а через мясорубку, заштопа__ые носки, рва__ый рукав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...