Конспект урока в 5 классе по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Волчкова Мария Андреевна

Название: План-конспект урока-игры по русскому языку в 5 классе на тему: «Имя существительное».

Цель: Повторить и обобщить изученный материал по разделу «Имя существительное», развивая коммуникативные способности при помощи использования лингвистических игр.

Класс: 5

Структура урока:

I. Орг. момент

II. Постановка цели и задач урока

III. Актуализация знаний учащихся

IV. Рефлексия

V. Домашнее задание.

Метод обучения: использование лингвистических игр.

Новизна заключается в том, что на каждом этапе урока учащиеся являются активными участниками общения: с учителем и друг с другом. Игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать возникающие проблемы и трудности общения, не заостряя на них внимания. Кроме того, игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной непринужденной обстановки, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг с другом, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваивается прочнее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: Волчкова М. А. учитель русского языка и литературы

План-конспект урока-игры по русскому языку в 5 классе на тему:

«Имя существительное»

По учебнику: Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч.  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 2012 г.

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Цели урока:

Образовательные: сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной речи; сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас; обеспечить усвоение учащимися норм литературного языка; развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

Развивающие: развивать мышление; развивать умение сравнивать, классифицировать; развивать устную речь; развивать образное и логическое мышление; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру поведения; развивать коммуникативные способности; формировать навыки сотрудничества; заботиться о профилактике утомляемости школьников на уроке.

Все перечисленные цели становятся легко достигаемыми при использовании дидактических игр на уроке. Так как игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать возникающие проблемы и трудности общения, не заостряя на них внимания. Кроме того, игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной непринужденной обстановки, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг с другом, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваивается прочнее.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: вторичное осмысление учащимися уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
  2. Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  3. Метапредметные результаты: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование: мяч, карточки с номерами вопросов, карточки с вопросами, проектор, компьютер.

Ход урока:

I. Орг. момент

II. Постановка цели и задач урока

1. Детям предлагается отгадать загадку.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

(Имя существительное)

Задаются целеполагающие вопросы:

1. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

2. Какие цели и задачи перед собой поставим?

III. Актуализация знаний учащихся

2. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну, где живет существительное. На доске записаны слова, из данных слов составьте и запишите 3-4 предложения на тему: «Путешествие», подчеркните имена существительные. 

Проверяем, используя устный опрос.

(Данное задание помогает настроиться на дальнейшую работу на уроке)

3. Проверка знаний об имени существительном. Игра «Интервью». Вызываются 5 добровольцев, которые вытягивают карточку с номером. Еще 5 учащихся из «зала» получают вопросы, которые им предстоит задать тому ученику у доски, который вытянул номер их вопроса. Тот, кто задает вопрос, должен встать, задавая вопрос, а затем еще и оценить правильность ответа.

  1. Назовите самостоятельную часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что? (Имя существительное)
  2. Назовите имена существительные, называющие живой предмет и отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые)
  3. Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного. (Падеж, число)
  4. Скажите, как называется изменение имени существительного по падежам? (Склонение)
  5. Скажите, каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? (Подлежащим)

(Использование данной игры на уроке позволяет развивать речевую активность и быстроту мышления, сообразительность и находчивость. Формирует умение использовать знания в соответствии с обстоятельствами.)

4. Лингвистическая разминка «Новый словарь». Суть игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам. Учитель бросает мячик кому-то из учащихся и называет слово, ученик возвращает мяч и называет новое значение слова.

Например: ухажёр – любитель ухи

Слова для игры: изверг, успех, климат, здоровье, тропинка, художник и т. д.

(Использование данной игры позволяет расширять словарный запас, развивать грамматический строй связной речи, позволяет развивать внимание, быстроту реакции и ловкость. Кроме того, снимает психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности.)

5. Один из учащихся выходит к доске, учитель загадывает ему слово, которое тот должен объяснить остальным, но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных).

Например: слово «дом» придется объяснять: «построил – проживаю» и т. д.

Тот, кто угадает слово, должен сделать его морфологический разбор и тогда сам приступает к объяснению нового слова. Если никто не угадывает слово на протяжении долгого времени, то сам объясняющий выполняет разбор.

Слова для игры: осень, зима, дом, телевизор, компьютер, президент, шкаф, заяц, книга, курица, огонь. 

(Использование данной игры позволяет закрепить и обобщить знания в области языка, развивать интерес к учебному предмету, вырабатывать речевые умения и навыки в необычной ситуации. Воспитывает уважение к одноклассникам, умение слышать и слушать друг друга)

IV. Рефлексия

- Понравилось ли вам наше увлекательное путешествие во дворец имени существительного?

- Что нового узнали на уроке?

- Все ли было понятно?

- Что было трудным, сложным?

- Как бы вы оценили свою работу?

V. Домашнее задание

Составить карточку и ключ для соседа по парте на тему «Имя существительное». Не менее 15 слов на выбранное правило. Оценивается и карточка с заданием, и ключ к ней. Варианты: поставить данные в скобках имена существительные в нужный падеж, определить склонения у данных имен существительных, вставить в имена существительные пропущенные безударные окончания и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План-конспект урока-игры по русскому языку в 5 классе на тему: «Имя существительное» По учебнику: Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 2012 г. Выполнила: учитель русского языка и литературы Волчкова М. А.

Слайд 2

Тип урока: урок повторения изученного материала. Цели урока: Образовательные: сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной речи; сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас; обеспечить усвоение учащимися норм литературного языка; развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания. Развивающие: развивать мышление; развивать умение сравнивать, классифицировать; развивать устную речь; развивать образное и логическое мышление; развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, культуру поведения; развивать коммуникативные способности; формировать навыки сотрудничества; заботиться о профилактике утомляемости школьников на уроке.

Слайд 3

Планируемые результаты: Предметные: вторичное осмысление учащимися уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Метапредметные результаты: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Оборудование: мяч, карточки с номерами вопросов, карточки с вопросами, проектор, компьютер.

Слайд 4

Ход урока: I . Орг. момент II . Постановка цели и задач урока III . Актуализация знаний учащихся IV . Рефлексия V . Домашнее задание

Слайд 5

Орг. Момент II . Постановка цели и задач урока 1. Детям предлагается отгадать загадку. Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. (Имя существительное) Задаются целеполагающие вопросы: 1 ) Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? 2) Какие цели и задачи перед собой поставим?

Слайд 6

III . Актуализация знаний учащихся 2. Из слов, записанных на слайде, детям предлагается составить предложения и записать их, затем подчеркнуть существительные. Проверяем, используя устный опрос. (Данное задание помогает настроиться на дальнейшую работу на уроке)

Слайд 7

3. Проверка знаний об имени существительном. Игра «Интервью». Вызываются 5 добровольцев, которые вытягивают карточку с номером. Еще 5 учащихся из «зала» получают вопросы, которые им предстоит задать тому ученику у доски, который вытянул номер их вопроса. Тот, кто задает вопрос, должен встать, задавая вопрос, а затем еще и оценить правильность ответа. Назовите самостоятельную часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что? (Имя существительное) Назовите имена существительные, называющие живой предмет и отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые) Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного. (Падеж, число) Скажите, как называется изменение имени существительного по падежам? (Склонение) Скажите, каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? (Подлежащим) (Использование данной игры на уроке позволяет развивать речевую активность и быстроту мышления, сообразительность и находчивость. Формирует умение использовать знания в соответствии с обстоятельствами.)

Слайд 8

4. Лингвистическая разминка «Новый словарь». Суть игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам. Учитель бросает мячик кому-то из учащихся и называет слово, ученик возвращает мяч и называет новое значение слова. Например: ухажёр – любитель ухи Слова для игры: изверг, успех, климат, здоровье, тропинка, художник и т. д. (Использование данной игры позволяет расширять словарный запас, развивать грамматический строй связной речи, позволяет развивать внимание, быстроту реакции и ловкость. Кроме того, снимает психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности.)

Слайд 9

5. Игра на объяснение слов. Один из учащихся выходит к доске, учитель загадывает ему слово, которое тот должен объяснить остальным, но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных). Например: слово «дом» придется объяснять: «построил – проживаю» и т. д. Тот, кто угадает слово, должен сделать его морфологический разбор и тогда сам приступает к объяснению нового слова. Если никто не угадывает слово на протяжении долгого времени, то сам объясняющий выполняет разбор. Слова для игры: осень, зима, дом, телевизор, компьютер, президент, шкаф, заяц, книга, курица, огонь. (Использование данной игры позволяет закрепить и обобщить знания в области языка, развивать интерес к учебному предмету, вырабатывать речевые умения и навыки в необычной ситуации. Воспитывает уважение к одноклассникам, умение слышать и слушать друг друга)

Слайд 10

IV . Рефлексия - Понравилось ли вам наше увлекательное путешествие во дворец имени существительного? Что нового узнали на уроке? Все ли было понятно ? Что было трудным, сложным ? Как бы вы оценили свою работу? V . Домашнее задание Составить карточку и ключ для соседа по парте на тему «Имя существительное». Не менее 15 слов на выбранное правило. Оценивается и карточка с заданием, и ключ к ней. Варианты: поставить данные в скобках имена существительные в нужный падеж, определить склонения у данных имен существительных, вставить в имена существительные пропущенные безударные окончания и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Конспект урока 5 класс "морфологический разбот имени существительного"

Конспект и презентация к уроку русского языка 5 классс по теме "Морфологический разбор имени существительного"...

План - конспект урока по теме: "Не с существительными" с использованием ЭОР ( 6 класс)

Цель урока: обобщение изученного по теме "НЕ с существительными"Задачи:закрепить навык применения правила о правописании НЕ с именами существительными;развивать орфографическую зоркость, умение анлизи...

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ИХ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ план-конспект урока 6 класс

План-конспект урока по русскому языку для учащихся 6-го класса по учебнику М.М. Разумовской с УУД...

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

План-конспект урока (5 класс коррекционной школы) "Род имён существительных)

Цель: 1. Дать понятие о роде имён существительных.            2. Развивать и коррегировать речь, мышление на основе различных упражнений....