ЕГЭ. Русский язык. Сочинение - рассуждение по статье Д.С. Лихачёва "Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества..."
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс)

Антонова Надежда Николаевна

Образец сочинения - рассуждения  по статье Д.С. Лихачева "Сейчас много говорят о "бездуховности" нашего общества..." (с учётом изменившихся требований) написан для учащихся 10-11 классов. Он может быть представлен им как примерный образец для первичного ознакомления с таким типом сочинений, наглядно показывающий особенности содержания и композиции. В тексте сочинения выделены цитаты, пояснения к ним, смысловая связь между ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.

      Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством — страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.

    Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности — спокойно противопоставить ей духовность, культуру. Агрессивность происходит от потребности в деятельности. Это деятельность в чистом виде, без содержания. Жажда деятельности — естественное свойство человека. Ее нужно вооружить полноценным содержанием. Именно культура дает достойное, высокое содержание этой жажде активности. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы — полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную но своей природе культуру. Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку.

      Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое явление, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!

           Возьмем только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание — «классическая культура» или даже проще: «классика» — и остановимся на классических произведениях. Классические произведения — это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.

          Классика — это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное — она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается ей. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.

     Культурный человек — это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.

      Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, — это и есть люди культуры, интеллигенты. Интеллигенты — это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».                                      

                                                                                                           (Д.С. Лихачёв)

Сочинение

 В своей статье известный советский и российский филолог Д.С. Лихачёв поднимает важную для современного общества нравственную проблему бездуховности.

     Рассуждая о том, что такое бездуховность, автор указывает её причины и подчёркивает, что с «агрессивностью»  такого явления необходимо бороться. Он отмечает, что «жажда деятельности – естественное свойство человека», и именно «благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы – полезные и для общества в целом, и для отдельной личности, <…> культура вечна и даёт выход жаждущему деятельности человеку». Приведённая цитата позволяет понять, насколько важна не деятельная активность сама по себе, а её содержание, осмысленный и бережный подход  ко всему, что делает человек, понимающий, что такое истинная культура, которая неразрывно связана с духовной жизнью каждого в отдельности. 

          Лихачёв, определяя понятие «культура», подробно объясняет читателю, что такое «классика» и какое влияние она оказывает на духовное развитие каждой личности. Он пишет, что «культурный человек – это не тот, кто много читал  классических произведений, много слушал классическую музыку и т.д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Поэтому приобрёл уважение к другим народам, к их культуре, верованиям». Данный пример показывает, насколько важно не количество услышанного, увиденного и прочитанного, а качество восприятия, показывает отличие культурного человека от того, кто не способен осмысленно воспринимать прекрасное, оценивать накопленный опыт предшествующих поколений, не способен в полной мере осознать значимость ценностей других народов. Именно бездуховность порождает непонимание и вражду. Подводя итог сказанному, автор замечает, что только культурного человека в этом понимании слова можно назвать интеллигентным.

Приведённые примеры, тесно связанные между собой, дополняют друг друга: полезная активность – следствие культурных интересов, при этом важно осмыслить и понять прекрасное  наследие предшествующих поколений.

           Авторская позиция очевидна: бездуховность – явление растущее и агрессивное, приносящее вред обществу. С ней необходимо бороться каждому, развивая в себе стремление к постижению всего лучшего, что создано человечеством. 

           Невозможно не согласиться с мнением Д.С. Лихачёва. От человеческой бездуховности происходят на земле малые и великие беды. Русская классическая литература преподносила читателю важные нравственные уроки, показывая самых разных героев, в том числе неразвитых духовно, ограниченных. Один из них – Чичиков, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Человек деятельный и активный, но никому не делающий добра, он думал только о том, как разбогатеть любыми способами. Не книги он берёт в руки, а афиши: одну из них он срывает в губернском  городе и уносит с собой, чтобы почитать на досуге и хранить потом в своём ларчике. Страшно представить общество, в котором таких людей большинство!

       Именно духовность отличает человека как  разумное существо от других живых существ на земле. Нельзя никому об этом забывать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА 2013 по русскому языку Сочинение-рассуждение

Материалы из презентации. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русско...

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту

Данная работа   содержит рекомендации для учащихся 10-11 классов по написанию сочинения (части С)....

Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.

Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....

Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс

Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле". Урок сопровождается презентацией....

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-рассуждение.

Как научить слабого ученика работать над частью С?  Все этапы работы представлены в этом конспекте....

Рабочая программа по учебному модулю: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение"

Курс разработан с целью дополнительной внешкольной интенсивной практической подготовки учащихся к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку в новом формате....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе  выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на  две группы. За од...