Звуки речи и буквы
методическая разработка по русскому языку

Звуки речи и буквы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _6_zvuki_rechi_i_bukvy.docx76.01 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки речи и буквы

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные.

Гласных букв 10:

A

Е

Ё

И

О

У

Ы

Э

Ю

Я

 

Согласных букв 21:

Б

В

Г

Д

Ж

З

Й

К

Л

М

Н

П

Р

С

Т

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

 

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука – 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

Русский алфавит

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (милый).

[ы] – ы (мыло).

[а] – а (май) и я (моя).

[о] – о (мой) и ё (ёлка).

[э] – э (это) и е (мeл).

[у] – у (куст) и ю (юла).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
1) 
а, о, э, у;

 2) я, ё, е, ю.

 

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю – это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и яо и ёэ и е обозначают соответственно: а и я – звук [а]; о и ё – звук [о], э и е – [э] – только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

  • после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

Сяду [с’а́ду], сел [с’э́л], сёл [с’о́л], сюда [с’уда́];

  • после гласных букв, в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный:

Я – [jа], е – [jэ], ё – [jо], ю – [jу].

Например:

1. после гласных: жуёт [жуjо́т], бреют [бр’э́т];

2. в начале слова: ел [jэ́л], як [jа́к];

3. после разделительных ъ и ьсъел [сjэ́л], вьюн [в’jу́н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы].

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ. Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

  • после гласных и на конце слова – буквой й;

Май [ма́j].

  • в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

Ел [jэ́л], як [jа́к].

  • на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.

Съел [сjэ́л], вьюн [в’jу́н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

Мягкий знак

  • Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ].
  • Неразделительный ь:

1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

Мель [м’э́л’];

2) выполняет грамматическую функцию.

Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Фонетика. Звуки речи и буквы"

Вступительный урок по "Фонетике" в пятом классе с элементами проблемного обучения, ИКТ (знакомство учащихся со смыслоразличительной функцией звуков речи, развитие речевого слуха, активизирование позна...

Сценарий урока русского языка на тему: "Звуки речи и буквы"

Урок русского языка по теме: «Звуки речи и буквы» разработан в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.Данный урок проводится по программе В.В. Баба...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".

Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"

Цели урока:1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2.     развитие умений различать звук речи и бук...

Техкарта урока русского языка в 5 классе "Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.

На уроке используются технология критического мышления и методика развития читательской грамотности....