Использование принципов здоровьесбережения профессора В. Ф. Базарного на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Шаденкова Иоланта Ивановна

В 70-е годы ХХ столетия на Западе появились исследовательские работы, указывающие на то, что по своей нервно – психической и зрительной напряжённости труд современного школьника сравнялся с трудом взрослых.

К сходным выводам пришли и российские ученые, на что указывают тревожные заключения ведущих специалистов, проводивших исследования в этом направлении.

В это же время в Научно-исследовательском институте медицинских проблем Севера Сибирского Отделения Академии медицинских наук СССР группой исследователей под руководством доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного была создана научная теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения как основы гармоничного развития ребёнка.

В ходе проведённых исследований были установлены главные факторы и механизмы, блокирующие свободное здоровое развитие детей, а также подрывающие здоровье у взрослых, занятых сидячим зрительным трудом.

Результатом работы стала программа, которая включает сообразные природе ребёнка педагогические здоровьеразвивающие технологии и технические средства дидактики, защищённые патентами и авторскими свидетельствами. Данная программа в 1989 году была утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций и получила официальное название: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В 70-е годы ХХ столетия на Западе появились исследовательские работы, указывающие на то, что по своей нервно – психической и зрительной напряжённости труд современного школьника сравнялся с трудом взрослых.

К сходным выводам пришли и российские ученые, на что указывают тревожные заключения ведущих специалистов, проводивших исследования в этом направлении.

В это же время в Научно-исследовательском институте медицинских проблем Севера Сибирского Отделения Академии медицинских наук СССР группой исследователей под руководством доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного была создана научная теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения как основы гармоничного развития ребёнка.

В ходе проведённых исследований были установлены главные факторы и механизмы, блокирующие свободное здоровое развитие детей, а также подрывающие здоровье у взрослых, занятых сидячим зрительным трудом.

Результатом работы стала программа, которая включает сообразные природе ребёнка педагогические здоровьеразвивающие технологии и технические средства дидактики, защищённые патентами и авторскими свидетельствами. Данная программа в 1989 году была утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций и получила официальное название: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». 

Так что же такое, здоровьесберегающая, или как стали говорить в последнее время, указывая на то, что среда призвана не только сберечь, но и укрепить здоровье школьника, здоровьесозидающая среда? Это многогранное понятие, включающее медицинские осмотры, мониторинги состояния здоровья и физической подготовленности школьников, мероприятия на повышение валеологической культуры всех участников образовательных отношений и многое другое. Но сегодня нам хотелось бы остановиться на одном очень важном аспекте -  здоровьесозидающем потенциале урока и внеурочной деятельности.

Что же такое здоровьесозидающая среда урока или занятия? Это  специальная организация пространства и специально-организованная деятельность всех категорий школьников, в том числе и школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Как организовать пространство, в котором проходит учебная и внеучебная деятельность?

Первое, на что обращал внимание Базарнов - площадь учебного кабинета должна составлять более 2,5 квадратных метров на одного ученика. Поскольку мы сейчас говорим о работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, соблюдение данного принципа не вызвало у нас затруднений. Ведь в классах от 13 до 16 человек, а площадь учебных помещений составляет более 50 квадратных метров.

Инсоляция учебного помещения должна быть максимально естественной, поэтому мы давно отказались от традиционных штор и тюля на окнах. Уровень искусственного освещения, предназначенного для учеников на рабочей поверхности не должен быть менее 300-500 люкс. Температура искусственного света, чтобы быть ближе к солнечному свету должна быть в пределах 3000-3500, или как их называют производители лампы «теплые, белые».

Помещения оформляются в мягкой нейтральной цветовой гамме.

Используются все поверхности класса для размещения наглядности. Практически во всех кабинетах для детей с ограниченными возможностями здоровья мы вешаем доску как перед учениками, т. е. традиционно, так и на стене позади школьников. Таким образом в процессе урока у детей постоянно меняется угол зрения и расстояние до точки фокусировки взгляда.

Мебель должна быть ростомерная, с регулируемым наклоном столешницы; рабочая поверхность для режима письмо-чтение ставится на уровень 16 градусов.

К специальному оборудованию относятся: сенсорный дидактический крест, зрительный тренажер, инвентарь для стимулирования физической активности во время перемены.

 

 К сожалению, определенные материальные и организационные условия не позволяют оснастить кабинеты всем необходимым оборудованием. Но в этом случае мы можем организовать деятельность школьников таким образом, чтобы не только не нанести вред здоровью детей, но и по возможности укрепить его.

Специальная организация деятельности включает:

Перемещение учителя и  учеников по классу, смена рабочих поз  (стоя, сидя, в движении), поиск учебной информации, размещенной в нестандартных местах. Все это делается для соблюдения принципа двигательной активности.  

Разработан специальный комплекс упражнений для динамической паузы и зрительной гимнастики;

В план внеурочной деятельности включены занятия лечебной физической культурой.

В рекреациях школы стоят столы для настольного тенниса, дети во время перемены с удовольствием играют.

Отдельно хочется отметить постоянную работу воспитательной службы по организации деятельности детей во время перемены. Регулярно проводятся игры, конкурсы, направленные на стимулирование двигательной активности школьников. Например, неделя прыжков на скакалке, неделя резиночки. Был проведен конкурс на самый независимый класс. Имеется в виду независимый от гаджетов. В течение месяца детям предлагалось освоить определенные активные игры и продемонстрировать результат. Таким образом решалось несколько задач: сплочение классных коллективов, отказ детей от использования гаджетов, стимулирование двигательной активности.

Изначально принципы здоровьсозидания вводились в урок и внеурочную деятельность с одной лишь целью - сохранить и, насколько это возможно, укрепить состояние здоровья детей. Но в процессе работы мы не могли не заметить положительной динамики в уровне освоения адаптированной образовательной программы нашими обучающимися. Выравнивание эмоционального фона, снижение утомляемости, повышение мотивации к обучению играет немаловажную роль для достижения планируемых результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным....

Использование народно-прикладного искусства по развитию речи на уроках русского языка и литературы.

МБОУ «Вечкенинская средняя общеобразовательная школа»  «Искусство – мудрый учитель»   (Использование народно – прикладного искусства по развитию речи на уроках русского языка ...

Использование информационных технологий и ресурсов сети Интернет на уроках русского языка и литературы

Информационные технологии – не новое понятие в образовании. Современные учителя стремительно осваивают различные программы для того, чтобы добиться поставленных задач на уроке. Никого уже не удивишь п...

Использование занимательно-игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Игра как метод обучения используется с древности. Особенно актуально использование игровых элементов в 5-06 классах. В зависимости от классификации игр на уроке используют необходимые элементы....

Использование элементов и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.

описание некоторых элементов и приемов технологии критического мышления...

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Использование приемовТРКМЧП в работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Статья является попыткой осмысления пути раскрытия и развития одаренных детей, примененяя технологию развития критического мышления через чтение и письмо....