Урок русского языка в 7 классе на тему: "Причастие" (обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Демченко Елена Сергеевна

Урок направлен на обобщение знаний по теме: "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_7_klass.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ответьте на вопросы:

  1. Каково грамматическое значение причастия?
  • Обозначает признак предмета по действию
  1. Каковы постоянные признаки причастия?
  • Вид, действительное или страдательное, возвратность, время
  1. Какие времена есть у причастия?
  • Настоящее и прошедшее
  1. Какого времени нет?
  • Будущего
  1. Каковы непостоянные признаки причастия?
  • Род, падеж, число
  1. Какие признаки глагола есть у причастия?
  • Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом
  1. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  • Род, число, падеж, обозначает временный признак.

Назовите виды причастий? (Действительные, страдательные)

С помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени? (С помощью суффиксов

-ащ, -ящ, (от глаголов 2спр.);

-ущ, -ющ(от глаголов 1 спр.)

С помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени? (С помощью суффиксов - ш, -вш).

С помощью чего образуются страдательные причастия настоящего времени? (С помощью суффиксов – ом, - ем (от глаголов 1 спр.); -им (от глаголов 2 спр.).

С помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? (С помощью суффиксов – н,- нн, -вш).

Слайды № 6,7,8, приложение 1

Для правильного выполнения нужно заменить действительные причастия, страдательными, используя слова данного предложения.

Самопроверка.

Этап марафонской дистанции «Цифровой диктант»

(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 8баллов ). Слайд №9, приложение 1.

Цифрой 1 обозначь действительное причастие, цифрой 2 - страдательное причастие:

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

Самопроверка. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2

Актуализация орфографических знаний.

Повторим правила правописания причастий.

Рассмотрите таблицу, вспомните правила правописания н- и -нн- в причастиях. Слайд №10, приложение 1.

Этап марафонской дистанции «Орфографический спринт» (За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 4балла).

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ? Слайды №11,12

Отточенный карандаш, выструганные половицы, беленные мелом стены, купленный товар.

Самопроверка.

Повторим алгоритм «Правописания не с причастиями» с помощью схемы представленной на слайде. Слайд №13, приложение 1

Этап марафонской дистанции «Орфографический спринт»

(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 4балла).

Слайд №14, приложение 1

Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно.

1 вариант

2 вариант

1. вовсе (не) избалованный ребенок
2. окно (не) завешено шторой
3. (не) достоверная информация
4. (не) лишенный юмора
5. (не) помогающий никому
6. (не) зависимый кандидат
7. (не) устрашимый боец
8. (не) удачная шутка
9. отнюдь (не) праздничный
10. никогда (не) хвастающийся

1.( не) воспитанный человек
2. (не) меркнущий свет
3. (не) ограниченные возможности
4. свобода (не) провозглашена
5. ничем (не) обладающий
6. (не) слушающий никого
7. (не) мечтающий о богатстве
8. средства (не) изысканы
9. гармония (не) достигнута
10. очень (не) учтивый

Самопроверка. (1вариант - 3,6,7,8; 2 вариант - 1,2,3,10)

Оздоровительная минутка для глаз.

Актуализация знаний о причастном обороте. Слайд №15, приложение 1

Вопросы:

  • Что называют причастным оборотом?
  • Как обозначается причастный оборот на письме?

Этап марафонской дистанции «Основной этап марафона»

(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 13баллов).

От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия.

Расставьте знаки препинания. Слайд №16, приложение 1

Самопроверка. Слайд №17, приложение 1

Карточка №1(тест повышенной сложности). Оценивается отдельно.

Этап марафонской дистанции «Финишная прямая»

(За каждое правильно выполненное задание 1 балл- max 5баллов).

Выполним морфологический разбор причастий из текста. Слайд №18, приложение 1

  • 1 вариант – усеянном;
  • 2 вариант – напоминавшие

Самопроверка. Слайд №19, приложение 1
IV. Итог. Слайд №20, приложение 1

«Грамматический марафон» завершен. Сейчас подведем итоги. При подсчете баллов, будьте внимательны, я надеюсь на вашу объективность.

Самооценка

  • 44 -35 баллов - оптимально
  • 35-20 баллов - высоко
  • 20-15 баллов – достаточно

Меньше 15 низко.

В маршрутном листе проставьте балл и оценку. Листы сдадите на проверку.

Рефлексия

Кому на уроке было интересно, он обобщил и систематизировал знания, нарисуйте веселого смайлика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие" (обобщение)

На данном уроке у учащихся формируется навык обобщения материала по теме "Причастие"....

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...