Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине А.Лутфуллина «Натюрморт с картинкой».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна
Конспект урока. Сочинение -описание по картина художника А.Лутфуллина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл c809fc661802a5b4aa9a9f107d77090a.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Разработала учитель русского языка и литературы

МОБУ  СОШ  с.Абзаково

Белорецкого р-на  РБ

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна

Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине А.Лутфуллина «Натюрморт с картинкой».

Цели урока:

1.Подготовить уч-ся к сочинению-описанию по картине в процессе знакомства с творчеством художника и работы с искусствоведческим текстом.

2.Дать представление о жанре «натюрморт».

3.Пополнить словарный запас уч-ся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковым словарем).

4.Формировать культуроведческую компетенцию через приобщение к ценностям художественной культуры на примере творчества А.Лутфуллина

 

Цели для учащихся:

1.Подготовиться к сочинению-описанию по картине А.Лутфуллина «Натюрморт с картинкой».

2.Познакомиться с жанром «натюрморт».

 

   Ход урока.

1.Приветствие.

2. Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы посетим выставку картин известного художника  А.Лутфуллина, познакомимся с его творчеством, узнаем о новом жанре живописи – натюрморте и подготовимся к сочинению-описанию по картине художника «Натюрморт с картинкой».

  3. Рассказ о художнике. 

-Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово, Абзелиловского района р.Башкортостан.

А.Лутфуллин много учился. В 1945-1954 годы он оканчивает Ленинградское архитектурно-художественное училище, Башкирское театрально –художественное училище и Государственный художественный институт  Литовской ССР.

В 1982 году художник стал Лауреатом Республиканской государственной премии имени С.Юлаева, в 2004 году -лауреатом премии имени Кима Ахмедьянова.

Совсем немного не дожил он до своего 80-летия. Ахмат Фаткуллович Лутфуллин покинул этот мир 10 июля 2007 года и похоронен в родном селе.

Всю свою жизнь он посвятил живописи. Это и жанровые картины, и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Анализируя живопись художника, критики отмечали, что он необыкновенно радостно воспринимает жизнь. И эту радость он дарит через свои полотна людям. У нас есть возможность увидеть несколько его замечательных работ. (просмотр картин)

 4. Раскрытие понятия «натюрморт»: рассказ учителя о натюрморте, обмен впечатлениями.

- Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера. Их отличительная особенность – темный, почти черный фон. «Маленькие голландцы» так называют их в мире искусства. В творчестве Лутфуллина натюрморты занимают особое место. Художник за свою жизнь написал множество натюрмортов. Посмотрите, на картинах изображены, казалось бы, обычные предметы, которые окружают нас в повседневной жизни. Удивительно, слово натюрморт дословно в переводе с французского обозначает «мертвая природа». Но художники в силу творческого восприятия окружающего нас мира тоньше других чувствуют красоту вещей. Каждый изображенный предмет оживает под кистью живописца.

- Какие чувства вызвали у вас картины? Если вам трудно подобрать слова, можете обратиться к словарикам по Р/Р.

- Давайте дадим точное определение слова натюрморт.  Дома вы должны были найти и выписать в словарики по развитию речи его значение. Проверим, как вы справились с этим заданием. Какими словарями вы пользовались при выполнении работы?

 5. Беседа по картине.

   - Поделитесь своими впечатлениями от картины.(ответы учеников)

   - Мир музыки, мир поэзии и живописи тесно переплетаются между собой и создают настоящее произведение искусства. Ребята, что вы видите на первом плане картины?(ответы учеников)

   - Вы правы. Ему важно создать целостный образ.

   - Подберите слова, которыми мы можем выразить свое восхищение картиной?( свежий, пышный, красивый, великолепный, чудесный, роскошный, восхитительный).

   - Посмотрите внимательно на картину, какие цвета использовал автор?

   - Опишите все, что лежит на столе.

   - Как вы думаете, почему художник использовал именно эти бытовые приборы?

   - Ребята, какие мысли и чувства хотел передать автор картины своим зрителям?

  

   6. Выполнение подготовительных упражнений.

     - Ребята, я предлагаю вам  выполнить несколько упражнений, чтобы ваше описание картины было красивым и выразительным.

     Упражнение 1.( на доске ) Подберите синонимы:

Художник,.. ( живописец, мастер, автор картины).

Картина, .. (полотно, холст, натюрморт)

     Упражнение 2. (сам-но, с последующей проверкой) Выберите 2-3 глагола, которые можно использовать в сочинении: изобразил, сумел передать, напоминает, изумляет, любоваться.

  

     Проводится орфографическая работа с данными словами:

- найдите слова с безударными гласными в корне, написание которых необходимо запомнить;

- найдите сложное прилагательное, назовите орфограмму в этом слове;

- какие орфограммы нам еще встретились в этих словах?

     Упражнение 3. ( устно) Закончите предложения.

Художник передает…

Мы любуемся…

Создается впечатление…

   7. Моделирование текста.

   - Теперь, ребята, мы подошли с вами к основной цели нашего урока – написанию сочинения.

   -Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный.)

    - Подумайте: какой тип речи будет основным в сочинение – повествование, описание или рассуждение? (Описание.)

    - Что из услышанного на уроке мы можем и должны внести в наши работы? (Название картины, фамилию, отчество автора, время написания.)

     - Прежде чем приступить к описанию, что должны мы составить? 

- Сколько основных частей мы выделим в нашем сочинении?

- О чем мы будем говорить во вступительной части?

- Как вы построите рассказ в основной части сочинения?

- О чем мы обязательно скажем в заключение нашей работы?

- Есть ли среди вас желающие попробовать себя в роли экскурсовода? (Два чел).

     Редактирование ответов детей. – Дайте устную оценку выступлению товарища. Что вам понравилось в его описании? Исправьте допущенные ошибки.

 8. Итог урока.

     - Ребята, в картинной галерее какого художника вы побывали?

     - Чему мы научились сегодня на уроке?

   - Какую роль в жизни человека играет художественное творчество? (Работы А.Ф.Лутфуллина проникнуты добротой, огромной любовью к окружающему нас миру, они учат человека видеть и ценить прекрасное в обыденном.)

 9. Оценка работы детей.

10. Домашнее задание. Напишите сочинение – описание по картине или письмо своему другу, в котором поделитесь своими впечатлениями о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». В презентации представлены файлы в которых содержится наглядный материал для работы по данной теме....

Современный урок.Развитие речи в 7 классе. Тема.Подготовка к сочинению - описанию по картине А.И.Куинджи "Радуга"

Картина И.А.Куинджи "Радуга" относится к "мариупольскому" периоду творчества художника....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...