Открытый урок русского языка по теме «Сложносокращенные слова»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна
Открытый урок русского языка по теме «Сложносокращенные слова» Класс: 6 Автор УМК : М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Дата проведения: 17.12.2019 Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000d32a6-6225a85d.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

по теме «Сложносокращенные слова»

Класс: 6

Автор УМК : М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Дата проведения: 17.12.2019

Тип урока: изучение нового материала.

Формируемые УУД:

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,

владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,

постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;

поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; подведение итогов,

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Ход урока

1 этап. Организационное начало.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Сегодня, ребятки, у нас - гости, а гостям мы всегда рады. Ведь издревле в народе говорили: «Гости в доме – хозяину радость!»

2 этап. Актуализация знаний

- Какой раздел изучаем? («Словообразование»).  Назовите способы образования новых слов.

-Как образуются слова путем сложения?

На доске слова:  

КГУ(Курганский Государственный Университет),

ООН(организация объединённых наций)  ,

МЧС(Министерство по чрезвычайным ситуациям),

 Универмаг( универсальный магазин),

Спецкор(специальный корреспондент).

- Что это за слова? Что в них особенного? (сложные, написаны сокращенно).

Работа с учебником §45 Сложносокращенные слова. Стр. 129

Обратите внимание на то, что ударение в сложносокращенных словах завуч  и завхоз падает на разные слоги, несмотря на то, что первые части слов одинаковы. Предупредим частые ошибки в сложносокращенных словах с этой же первой частью: завбазой – заведующий (чем?) базой (не завбазы!), завкафедрой – заведующий (чем?) кафедрой (не завкафедры).

Общим в заключении сложносокращенных слов является их официальность. Они обозначают какие-либо учреждения, должности, часто употребляемые в языке, а поэтому понятные. Расшифровка сложносокращенных слов порой довольно громоздка, и поэтому язык приспособился к таким кратким вариантам.

Стр. 130 упр.264 юнкор, спецкор, собкор, селькор.

   3 этап. Постановка темы и целей урока, усвоение нового материала.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «Сложносокращенные слова»

       3.1 Расшифровка….  

- Сложносокращенные слова называют аббревиатурой     

- Порой очень часто сложносокращенные слова трудно расшифровать, давайте попробуем:

МВД – Министерство Внутренних Дел

ЖКХ – Жилищное Коммунальное Хозяйство

Спецкор – специальный корреспондент

СМИ – средства массовой информации

Минобр – Министерство образования

Универмаг – универсальный магазин

Завхоз – заведующий хозяйственной частью и т.д.

Карточка №1 сделать соответствие

Российская Федерация
Общественное российское
телевидение
Московский
государственный
университет
Организация объединенных
наций
Научно-исследовательский
институт
Министерство
чрезвычайных ситуаций
Государственная инспекция
безопасности дорожного
движения
Универсальный магазин
Высшее учебное заведение

                      МГУ
                   ОРТ
                   ООН
                   МЧС
                   НИИ
                   ГИБДД
                    РФ
                    Вуз
                    Универмаг

-  Что бы вам хотелось уточнить по данной теме, узнать? Какова задача на урок?

(постановка цели учащимися)

 (Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают, где употребляются).

- Что может послужить источником информации? (интернет, учебник)

- В чем разница способов образования буквы и звуки? Буквы мы произносим в соответствии в правилами орфоэпии (в алфавите), а звуки как слышим. (эРэФ, эМВД, но…СМИ, НИИ, ЧОП)

Физминутка

- Я читаю слова, если слово сложное – хлопаем над головой в ладоши, простое – подпрыгиваем… Пешеход, магистраль, КВН, сенокос, бездорожье, автопортрет, энциклопедия, водопровод, Газпром, электричество, электросеть.

Задание № 1 «Ремёсла» Как одним словом называют людей по роду их деятельности?

варит кашу – кашевар                                 сечёт дрова – дровосек

ходит в море – мореход                        чистит трубы – трубочист

дует стекло – стеклодув                         считает звёзды – звездочёт

пишет басни – баснописец                          

Задание №2 «Душа» Придумайте как можно больше сложных слов с основой душа

Простодушие, равнодушие, великодушие, малодушие, тщедушный, благодушный, прямодушный, единодушие, душераздирающий, душещипательный

3.2 Сложносокращенные слова в современном языке

- Мы уже говорил об истории появления сложносокращенных слов, надо сказать, что они образуются и в современном русском языке

Лавсан, УЕФА, ЛУКойл, ПФР, НЛО, СТО, АКПП, МОУ СШ, ИНН, ОАО, ООО, КПД, ГИА, ЕГЭ, ОГЭ

- Аббревиатуры могут образовываться и от иностранных слов

PIN-код, SMS, VIP      

 Упр. 266

Сложносокращенные слова, образованные несколькими звуками каждого слова: завхоз, медсестра, универмаг, Газпром, Госбанк, спецназ.

Сложносокращенные слова, образованные начальными звуками каждого слова: МХАТ, ТЮЗ, ГЭС, вуз.

Сложносокращенные слова, образованные начальными буквами каждого слова: НТВ, РФ.

Морфемный и словообразовательный разбор:

Лесоразработки, птицефабрика, свежемороженый ( у доски)

4. Домашнее задание.

К следующему уроку записать в тетрадь аббревиатуры, имеющие место в нашем поселке (на вывесках предприятий, в газете «Сельская правда», у родителей)

5. Рефлексия.

- Что нового вы узнали? Какие новые понятия сегодня узнали?

- Что полезного «почерпнули» сегодня на уроке?

Приложение

Карточка №1 сделать соответствие

Российская Федерация
Общественное российское
телевидение
Московский
государственный
университет
Организация объединенных
наций
Научно-исследовательский
институт
Министерство
чрезвычайных ситуаций
Государственная инспекция
безопасности дорожного
движения
Универсальный магазин
Высшее учебное заведение

                      МГУ


                   ОРТ


                   ООН


                   МЧС


                   НИИ


                   ГИБДД


                    РФ


                    Вуз


                    Универмаг

Карточка №1 сделать соответствие

Российская Федерация
Общественное российское
телевидение
Московский
государственный
университет
Организация объединенных
наций
Научно-исследовательский
институт
Министерство
чрезвычайных ситуаций
Государственная инспекция
безопасности дорожного
движения
Универсальный магазин
Высшее учебное заведение

                      МГУ


                   ОРТ


                   ООН


                   МЧС


                   НИИ


                   ГИБДД


                    РФ


                    Вуз


                    Универмаг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса....

урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе

Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....

Открытый урок русского языка по теме "Сложносокращенные слова", 6 класс

Открытый урок, проведенный в рамках методической недели русского языка и литературы. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО с презентационным материалом...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Вводные слова и их употребление. Знаки препинания при них.

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока идёт закрепление постановки знаков препинания и отработка в определении значений вводных слов.  Авто...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе Тема: "Сложносокращенные слова"

Конспект урока по русскому языку. В конспекте представлен видеофрагмент, который можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1symcU9PrJdsm0VNg5DK3hCwLzPA3ZQHN/view?usp=sharing...

Открытый урок русского языка. Тема: Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное».

Открытый урок русского языка. Тема: Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное». (На материале повести сказки Э.Н. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»)...