Программа по предмету "Развитие речи и письмо", 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Белова Елена Игоревна

Рабочая программа по развитию речи и письму, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r.r._i_p._6_klass_programma.docx316.14 КБ

Предварительный просмотр:

F:\2022-2023 уч.год\ПРОГРАММЫ ДЛЯ САЙТА\сканы титулов\р р п 6 001.jpg

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по образовательной области «Развитие речи и письмо» для 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальной (коррекционной) школы №4 г. Иркутска».

Цель: развитие устной и письменной грамотной речи.

Задачи:

- Формирование навыков связной письменной и устной речи.

- Развитие фонематического слуха и правильного произношения.

- Воспитание интереса к родному языку.

2. Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Итого часов в год

6

1

34

33

Четверть

Кол-во часов

I четверть

8

II четверть

8

III четверть

9

IV четверть

8

Итого:

33

№п/п

           Название раздела

Кол-во часов

1

Текст

8

2

Деловые бумаги

8

3

Морфемика. Культура речи

9

4

Графика и орфография

8

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся должны уметь:

Строить простое распространенное предложение с однородными членами по серии сюжетных картин (5-6 частей)

Связно высказываться устно, письменно( по плану); Пользоваться словарями.

Обучающиеся должны знать:

Правила написания деловых писем (объявление, письмо, заметка в стенгазету)

5. Содержание учебного предмета

Текст

Работа с деформированным текстом. Составление предложений по теме «Школа». Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка», «Утёнок и цыпленок», «Как ворона горох вырастила», «Новогодние приготовления»

Деловые бумаги

Деловое письмо: Объявление. Деловое письмо: Письмо товарищу. Деловое письмо: Заметка в стенгазету. Деловое письмо: Письмо родителям.

Морфемика. Культура речи

Изменение и образование слов. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Изложение.

Графика и орфография

Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

I четверть (8 часов)

Текст (8 часов)

1

Предложение. Текст.

1

07.09

Составление предложений из набора слов.

2

Работа с деформированным текстом.

1

14.09

Работа с текстом, составление предложений из набора слов в неправильном порядке.

3

Составление предложений и связного текста по теме «Школа»

1

21.09

Составление предложений из набора слов по определенной теме.

4

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»

1

28.09

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

5

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Утёнок и цыпленок»

1

05.10

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Как ворона горох вырастила»

1

12.10

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

7

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Новогодние приготовления»

1

19.10

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

8

Закрепление пройденного материала

1

26.10

Обобщение полученных знаний.

II четверть (8 часов)

Деловые бумаги (8 часов)

1

2

Деловое письмо. Объявление

2

09.11

16.11

Познакомить учащихся с правилами написания объявления

3

4

Деловое письмо. Письмо товарищу

2

23.11

30.11

Написание письма

5

6

Заметка в стенгазету

2

07.12

14.12

Написание статьи в школьную газету

7

8

Закрепление пройденного материала

2

21.12

28.12

Обобщение полученных знаний.

III четверть (9 часов)

Морфемика. Культура речи (9 часов)

1

2

Изменение и образование слов.

2

11.01

18.01

Разбор состава слова.

3

4

Роль окончаний в словах.

2

25.01

01.02

Разбор состава слова.

5

Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.

1

08.02

Разбор состава слова.

6

7

Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

2

15.02

22.02

Разбор состава слова.

8

9

Изложение

2

01.03

15.03

Написание изложения по вопросам.

IV четверть (8 часов)

Графика и орфография (8 часов)

1

Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки.

1

05.04

Различение гласных и согласных звуков.

2

Ударение в слове. Гласные ударные и безударные.

1

12.04

Умение ставить в слове ударение.

3

Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

1

19.04

Различение твёрдых и мягких согласных.

4

Звонкие и глухие согласные.

1

26.04

Различение звонких и глухих согласных.

5

Контрольное списывание с выполнением грамматического задания.

1

03.05

Списывание текста с бумажного носителя.

6

Работа над ошибками.

1

10.05

Устранение ошибок.

7

 Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

1

17.05

Каллиграфия.

8

Закрепление и обобщение пройденного за год.

1

24.05

Обобщение материала

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой издательство «Владос» 2011г.
  2. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» - М., 2016
  3. Н.Г. Галунчикова,  Э.В. Якубовская «Русский язык» 6-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2017;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи в 7 классе для коррекционной школы

Общеобразовательная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, диза...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...

рабочая программа по развитию речи в 6 классе для детей со сложным дефектом

данная программа предназначена для работы с глубоко умственно отсталыми детьми....

Рабочая программа по развитию речи в 4 классе

      Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие  у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыс...

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для 5 класса. Автор Никитина Е.И.

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для обучающихся 5 класса с ТНР....