Урок русского языка в 5 классе "Буквы и – ы после Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Канкулова Марьянна Абубекировна

Урок открытия и первичного закрепления новых знаний по теме "Буквы и-ы после Ц"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ:   Русский язык

ТЕМА УРОКА: Буквы и – ы после Ц

ТИП УРОКА: Урок открытия и первичного закрепления новых знаний

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц; научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц; сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений.

Планируемые результаты:

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание.

Личностные: развитие доброжелательности, готовности сотрудничать. 

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, уметь работать в группе, индивидуально, находить общие решения.

Регулятивные: определять цели предстоящей учебной деятельности, выполнять действия оп намеченному плану, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Познавательные: осуществлять анализ, сравнение языкового материала.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии: проблемные, игровые, поисковые.

Оборудование: компьютер, презентация слайдов.

ХОД УРОКА:

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Ребята, какие трудности возникли при выполнении домашней работы?

Записываем число, классная работа.

ПОВТОРЕНИЕ

1 Слайд

В каких словах допущена ошибка?

а) жолтый; д) жокей

б) решотка е) шорох

в) чёрный ж) крыжовник

г) жёнглёр з) шопот

Ученики исправляют ошибки, вспоминают орфограмму

2 Слайд (демонстрация правильного написания слов)

Ребята, как вы думаете, для чего мы изучаем орфограммы? (Они нам понадобятся для правильного написания слов). Какие ещё орфограммы, изученные в разделе "Морфемика", вам запомнились?

II. Объяснение нового материала

– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране "Морфемика", а это значит, что мы ещё не всё узнали, давайте познакомимся с новым для  вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

3 слайд Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц.

Улиц…, царицы
Ц…рк, циркуль                                          
Акац…я, полиция

Сестрицын, лисицын

– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.

 Посмотрите, как пишутся эти слова  (на 4 слайде выбегают буквы ы-и)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок?  
5слайд Помогите мне сформулировать ее.
5 слайд «Правописание ы-и после ц».

6 слайд  -Что должны узнать на уроке? Чему научиться? (Запись темы в тетради)

– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения.

7 слайд 

-Прочитайте слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? 

- В корне слова пишем И.

-В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и».

 – Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и в словах  на -«ция».)

 – А теперь посмотрите, в каких случаях пишем "Ы"?

- Делаем вывод: буква ы пишется в окончаниях и суффиксах после Ц.

8 слайд Посмотрите на эти слова

 В этих словах орфограмма находится в корне  и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 4: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок.

9 слайд  Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение.

 «Цыган на цыпочках стоит и «Цыц!» цыпленку говорит.

-Итак, подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

10 слайд. Таблица-правило.

11 слайд А я предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму.

В существительных на –ЦИЯ

Мы всегда напишем –ИЯ.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И.

А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, -ЦЫ

Пишем только букву Ы!

– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.

  1. Распределительный диктант.

Циферблат, цинга, спицы, белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.

Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, в общей слабости.

Конституция – основной закон государства.

3.Игра « Ы или И?» (сигнальные карточки)

слайды 13-16

Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника.

Цигейка – стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы). 

ФИЗМИНУТКА

Тематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после буквы Ц пишем букву И, подпрыгнуть, если в слове после буквы Ц пишем Ы. Слова:  ЦИНГА, КУЦЫЙ, ОВЦЫ, АКАЦИЯ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ, СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ.

4.  Ребята, сейчас я приглашаю две группы учеников по три человека. Вам необходимо выписать только те слова, в которых пишется Ы после Ц (17 слайд). Команда, выписавшая больше слов, выигрывает.

  • Ребята образуют две группы.

III . Итог работы.

    - Ребята, вспомните, пожалуйста, какая проблема возникла у нас в начале урока?

    - А сейчас давайте оглянемся назад и вспомним, что узнали, чему научились.

    - Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.

IY.  Домашнее задание:

1. Выполнить упражнение 465 на странице 40, выучить правила

2. Написать сочинение-миниатюру,  употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк». 

Y. Рефлексия

- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?

- Мою работу?

- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".

- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!

- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!

VI. СПАСИБО ЗА УРОК.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В каких словах допущена ошибка? а) жолтый ; д ) жокей б) решотка е) шорох в) чёрный ж) крыжовник г) жёнглёр з ) шопот

Слайд 2

а) ж Ё лтый ; д ) жокей б) реш Ё тка е) шорох в) чёрный ж) крыжовник г) ж О нглёр з ) ш Ё пот

Слайд 3

Улиц … Цариц… Ц… рк Ц… ркуль Акац …я Полиц …я Сестриц… н Лисиц… н

Слайд 4

улиц Ы цариц Ы ц И рк ц И ркуль акац И я полиц И я сестриц Ы н лисиц Ы н

Слайд 5

Тема: Правописание ы-и после ц

Слайд 7

Декорация, круглолицый, птицы, цилиндр

Слайд 8

Слова-исключения Цыган, цыпочки, цыкать, цыпленок

Слайд 9

Цыган на цыпочках стоит и «ЦЫЦ!» цыпленку говорит.

Слайд 11

В существительных на –ЦИЯ Мы всегда напишем –ИЯ. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву И. А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, -ЦЫ Пишем только букву Ы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"

Класс  6Предмет  русский языкТема  Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...

Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...

Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"

  На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов.   Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...

Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....