Урок по культуре речи: " Учимся благодарить"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
ЦЕЛЬ: 1. Развивать умение благодарить людей.
2. Пополнять словарный запас школьника «волшебными» словами.
3.Закреплять навыки правописания таких слов.
Вступительное слово учителя.
- Мы ежедневно здороваемся, прощаемся, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-либо оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают слова, называемые волшебными - слова речевого этикета.
Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова - здравствуй, прощай, благодарю Вас, спасибо, извините, пожалуйста, каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская:
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор-
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во всех веках спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kulture_rechevogo_obshcheniya.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по культуре речевого общения.
ТЕМА: «Учимся благодарить».
ЦЕЛЬ: 1. Развивать умение благодарить людей.
2. Пополнять словарный запас школьника «волшебными» словами.
3.Закреплять навыки правописания таких слов.
Вступительное слово учителя.
- Мы ежедневно здороваемся, прощаемся, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-либо оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают слова, называемые волшебными - слова речевого этикета.
Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова - здравствуй, прощай, благодарю Вас, спасибо, извините, пожалуйста, каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская:
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор-
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во всех веках спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово спасибо – одно из самых распространённых в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно в ситуации благодарности.
Объявление темы и цели урока.
Итак, тема нашего урока: «Учимся благодарить». А каково лексическое значение этого слова? Благодарность? (Учащиеся высказывают свои мнения.)
- Спасибо. В какое толкование дано в словаре С.И.Ожегова?
Ученица читает словарную статью:
Благодарность – чувство признательности к кому-либо за оказанное добро, внимание. (Запись в тетради)
А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке.
(Учащиеся вспоминают знакомые им формулы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю Вас, очень признательна ).
-Вы назвали четыре слова. Много это или мало? Как вы считаете, ребята? Я думаю, что это очень мало. Но, может быть, этот список пополнят наши гости, которых я не случайно пригласила к нам на урок в преддверии Нового года? Они вернулись из творческой командировки, где наблюдали, как используют слова благодарности в окружающей нас жизни.
(Звучит фантастическая чуть-чуть пугающая музыка, и появляются Баба Яга, Кощей и Золушка)
Баба Яга: Я исследовала употребление слов благодарности в общественном транспорте. Выяснила, что люди благодарят в следующих случаях: 1.им компостируют билет; 2.кто-то уступает место; 3.водитель продает им билет. Чаще всего употребляют слово спасибо, иногда благодарю Вас.
К сожалению, нередко за услугу никак не благодарят.
Кощей: Мой объект наблюдения родная ваша школа, а именно: раздевалка, столовая, библиотека. Результаты в общем-то совпали с результатами наблюдений моей коллеги. Чувство благодарности чаще всего выражается в словах спасибо и большое спасибо.
Золушка: Удручающее впечатление произвело на меня общение в магазине. Практически не слышала, что бы кто-то благодарил продавца.
- Ну, что же, я благодарю нашу творческую группу. И продолжим урок.
Знакомство с речевыми формулами.
- А вот исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская в одном из своих изданий предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Вот послушайте:
Спасибо.
Благодарю Вас.
Я вам очень признателен.
Я вам многим обязана.
У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…
Как я вам благодарен!
Моя благодарность не знает границ.
Я хочу поблагодарить вас.
Вы очень любезны.
Я тронута вашим вниманием.
Это очень мило с вашей стороны.
Вы меня так выручили!
Смотрите, какое богатство! Им мы будем постепенно овладевать. Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.
Знакомство со структурой ситуации благодарности:
-Давайте мы с вами представим себе ситуацию благодарности. Например, такую.
Учитель подходи к Оле Т:
-Оля, дай мне на минуточку учебник
-Возьмите, пожалуйста.
-Большое спасибо, Оленька.
-Что Вы, не за что.
Была ситуация благодарности? Из каких компонентов она состоит? Во-первых участники. Их два: Оля- человек, которого благодарят, я - человек, который благодарит. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В данном случае за учебник. Итак, в ситуацию благодарности входят три составных компонента:
1.человек, которого благодарят.
2.человек, который благодарит.
3.услуга.
Практическое упражнение.
Назовите все три компонента в отрывке из сказки А.С.Пушкина.
…Ей царевна говорит,-
На ж лови!» и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую, - сказала.-
Бог тебя благослови…»
Решение задач.
Задача 1. Вы едите в автобусе и попросили соседа прокомпостировать талончик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу?
Выберите из двух вариантов правильный.
-Благодарю.
-Моя благодарность не знает границ.
(Нужно выбрать первое выражение.)
Задача 2. Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?
-Спасибо, доктор.
- Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность!
Итог урока.
Сегодня мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарный запас формулами благодарности, а на сколько это получилось, покажет время.
Ведь, благодарить человека- это значит дарить ему благо. т.е. капельку солнца, счастья.
Урок по культуре речевого общения « Учимся благодарить» в 7 классе.
Автор: учитель русского языка и литературы
Корчагина О.П.
МОУ СОШ с. Дмитриевка
2011-2012 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речевого этикета "Учимся благодарить"
Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета` конспект, урока "Учимся благодарить". Материал в качестве классного часа победитель Муниципального, призер зонального конкурса `Самый классный кла...
Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...
"Культура речи: учить нельзя забыть!" (11 класс)
Урок русского языка в форме дискуссии. Подготовка к написанию части С ЕГЭ....
Проект урока по культуре речи для 6-7 класса «Видна птица по перьям, а человек — по речам»
Данный урок помогает раскрыть понятие "языковая норма",а также обратить внимание учащихся на свою речь и речь своих ровесников....
Технологическая карта урока по культуре речи "Красную речь красно и слушать"
Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель...
Презентация Устного журнала по культуре речи "Учимся говорить по-русски"
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Маленьких детей учат говорить: правильно произносить первые звуки, слова, строить предложения.Становясь в...
Урок русского языка в 6 классе по культуре речи "Учимся благодарить"
Урок- практикум по культуре речи...