технологическая карта по русскому языку 5 класс тема "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шумилова Дарья Алексеевна

технологическая карта по русскому языку 5 класс тема "Глагол" + презентация и кластер 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель Ветрова Дарья Алексеевна

Класс: 5Б

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Цель: углубить знания учащихся о глаголе, совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Задачи:

Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять синтаксическую роль глагола в предложении и морфологические признаки.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову , стремление к речевому самосовершенствованию.

Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Тип урока: Комбинированный - закрепление изученного материала в 4 классе и систематизации ЗУН.

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции:

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола ,Уметь находить глаголы в тексте. Закрепление навыков грамотного письма.

Формирование коммуникативной компетенции:

Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме.

Методы и приёмы: исследовательская деятельность; работа в парах; работа с кластером.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, материал для определения морфологических признаков глагола.

Основные понятия: морфологические признаки, части речи, глагол.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

Форма работы

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Обычно люди говорят при встрече это доброе слово, желая друг другу здоровья.

Будем надеяться, что такое позитивное начало поможет вам добиться хороших результатов.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

самоопределение;

-самооценка готовности к уроку.

Фронтальная

2

Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: вставить подходящие по смыслу слова в предложения.

Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.

Яблоня _____ ее своими ветвями.

Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»).

К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? 

Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? 

Сформулируйте тему урока.

Вставляют подходящие по смыслу слова в предложения

Съела, сказала, заслонила, пролетели

Глагол

Обозначают действие

Глагол как часть речи.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи,

делать выводы.

Самостоятельная с проверкой по эталону

3

Актуализация знаний

 Чтобы нам с вами вспомнить, что мы вы уже знаете о глаголе, сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются по временам. (верно)

3.Глаголы изменяются по числам (верно)

4.Глаголы изменяются по падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

-Хорошо, мы немного освежили наши знания по теме глагол.

- Какую цель каждый из вас сегодня себе поставит на урок?

Обобщение цели

 

Обучающиеся показывают сигнальные карточки «Верно» «Неверно»

Анализируют свои знания по части речи «Глагол»

Ответы обучающихся

Познавательные: -осознавать

познавательную задачу;

применять ранее полученные знания; -анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

-формулировать тему и цель урока.

Фронтальная

4

«Открытие» новых знаний и причины затруднения

Чтобы нам с вами добиться поставленных целей, на протяжении урока мы будем заполнять кластер.

Первое что мы заполним это определение что такое глагол

Попробуйте самостоятельно записать определение, кто затрудняется можете открыть учебник стр.    и посмотреть определение.

проверяем, что же вы написали.

Что мы ещё должны знать о глаголе?

- Конечно, теперь мы должны вспомнить морфологические признаки глагола и заполнить кластер.

- Чтобы вспомнить первый морфологический признак вам нужно выполнить задание «Третий лишний»

В каждой строке выбрать лишнее слово и определить почему оно является лишним.

Карточка №1

  1. Купаюсь, гуляют, рисую
  2. Плачет, пишут, загорают
  3. Кушаю, думаю, печатают

- проверяем, какие же слова оказались лишние и почему?

Сделаем вывод, какой первый морфологический признак мы можем записать.

- скажите, как вы думаете постоянный это признак или нет? Записываем в кластер первый морфологический признак.

Переходим к следующему морфологическому признаку.

Выполняем следующие задание в парах, чтобы определить признак

Карточка №2 Вставить глагол в подходящей форме.

Глагол : рисовать

  1. Я __________ мелом на доске.
  2. Вчера я ________ портрет мамы.
  3. Завтра я ______________

натюрморт.

- Определите какой признак здесь прослеживается

- какое может быть время у глагола? Как определить?

- Записываем в кластер

- Следующие задание перед вами таблица на слайде, но в ней не подписаны названия столбиков. Ваша задача догадаться как их можно назвать

Играла

Играл

Играло

Гуляла

Гулял

Гуляло

Рисовала

Рисовал

Рисовало

Думала

Думал

Думало

 

- Какой следующий признак мы с вами запишем? Заполняем кластер

Работают с кластером

Читают определение

Морфологические признаки

Выполняют задание на карточке

В первой строке слово – гуляют, т.к мн.ч и тд

Число

Нет

Выполняют задание

Время

С помощью вопроса

Определяют название столбиков

Называют следующий признак -  род

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Фронтальная

Физкультминутка

Сейчас мы с вами немножко разомнемся, я вам буду читать слова, если вы услышите глагол – приседаете, существительное – поднимаетесь на носочки, прилагательное – руки в стороны.

Слова: небо, думать, голубое, солнце, ветреный, цветок, растёт, цветёт, фиолетовый, пенал, залезает, красный, верить.

Выполняют физкультминутку

- Продолжим определять морфологические признаки глагола.

- Обратите, пожалуйста, внимание на кластер у вас есть подсказка по поводу 4 признака глагола. Даны цифры 1,2,3 с каким морфологическим признаком это может быть связанно?  

- Конечно, лицо. Вспомним как определять лицо у глагола.

- Давайте вспомним, на доске слова – ваша задача определить лицо каждого глагола по цепочке.

Слова: Говорю, готовим, спешим, решишь, работаете, отдыхает, стоим, спешим, даю, закончим, читаем.

Заполняем кластер

- Переходим  к следующему признаку.

- На доске даны окончания глагола, что их может связывать, о каком морфологическом признаке здесь идет речь

- Заполните, пожалуйста, кластер , запишите окончания глагола 1 и 2 спряжения.

- Выполните задание на определение спряжения на карточке

Карточка №3 Определите спряжение глаголов.

Ты пишешь, он сеет, смотрим, не греет, поднимаемся, вертится, не терпится, он не обидит.

- Мы с вами почти заполнили весь кластер, посмотрите, что осталось?

- Синтаксическая роль глагола, что это значит?

- Чтобы определить, чем может быть в предложении глагол, выполним синтаксический разбор предложений

1. На сухую землю упал ранний снег.

2. Зашумел в лесу золотой дождь.

- Каким членом предложения является глагол? Заполняем кластер

- Мы с вами определили все морфологические признаки, с которыми мы с вами знакомы с 4 класса.

Лицо

С помощью местоимений

Спряжение  

Заполняют кластер

Выполняют задание и проверяют по эталону

Чем может является в предложении

Выполняют синтаксический разбор

Сказуемым

Фронтальная

5

Закрепление, обобщение материала.

Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках.)

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок.В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.

Вопросы к тексту:

Найдите глаголы, которыми автор передаёт музыку, звуки весны, подчеркните их. (Глаголы: кричат, заливается, булькает)

В глаголах определите время глагола, лицо.

Самопроверка. Устное объяснение

Коммуникативные: -формулировать коммуникативное высказывание;

уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.

Работа в парах

6

Контроль усвоения полученных знаний. Тест.

Вопрос 1

Глагол –это часть речи, которая обозначает:

А.Действие

Б. Признак

В.Предмет

Вопрос 2

Найдите глагол?

А. До свидания

Б. Впереди

В.Приход

Г.Был

Вопрос 3

Чем глагол обычно является в предложении?

А. Подлежащим

Б. Определением

В. Сказуемым

Г. Дополнением

Вопрос 4

Укажи глагол, в котором пишется ь?

А. Решает…ся вопрос

Б.колосит…ся пшеница

В. Колют…ся иголки

Г. Сложно познакомит…ся

Вопрос 5

Глаголы изменяются:

А. По падежам

Б. По временам

Вопрос 6

Суффикс –л- имеют глаголы

А. Настоящего времени

Б. Прошедшего времени

В. Будущего времени

Проверка на экране.

Выполняют тест

Ответы

  1. А
  2. Г
  3. В
  4. Г
  5. Б
  6. Б

Отметка «5» - 0 ошибок

Отметка «4»-  1-2 ошибки

Отметка «3» – 3-4 ошибки

Отметка «2» – 5 ошибок

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять само- и взаимоконтроль

Самостоятельная  

7

Итог урока. Рефлексия.

- Какие цели мы преследовали на уроке?

- Мы достигли их?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- мы с вами только начинаем тему глагол, все трудности, с которыми мы столкнулись обязательно преодолеем.

- Давайте запишем домашнее задание – выучить кластер, выполнить упр.

- Спасибо вам за урок! Вы молодцы!

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Фронтальная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____. Яблоня _________ее своими ветвями. Лебеди __________ мимо. («Гуси-лебеди»). съела сказала заслонила пролетели Глаголы

Слайд 2

Тема урока «Глагол как часть речи»

Слайд 3

Глагол – это часть речи , которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? И т.д

Слайд 4

Морфологические признаки глагола 1. Число Единственное Множественное 2. Время Настоящее Прошедшее Будущее

Слайд 5

Играла Играл Играло Гуляла Гулял Гуляло Рисовала Рисовал Рисовало Думала Думал Думало Морфологические признаки глагола Играла Играл Играло Гуляла Гулял Гуляло Рисовала Рисовал Рисовало Думала Думал Думало Женский мужской средний

Слайд 6

Морфологические признаки глагола 1. Число Единственное Множественное 2. Время Настоящее Прошедшее Будущее 3. Род Мужской Женский Средний 4. Склонение 1 склонение 2 склонение 3 склонение

Слайд 7

Морфологические признаки глагола Говорю, готовим, спешим, решишь, работаете, отдыхает, стоим, спешим, даю, закончим, читаем. Определите склонение глаголов

Слайд 8

Морфологические признаки глагола -ешь, - ёшь -ишь - ет , - ёт - ит -ем, - ём -им - ете , - ёте - ите - ут , -ют - ат , - ят I спряжение II спряжение

Слайд 9

Морфологические признаки глагола 1. Число Единственное Множественное 2. Время Настоящее Прошедшее Будущее 3. Род Мужской Женский Средний 4. Склонение 1 склонение 2 склонение 3 склонение 5. Спряжение I спряжение II спряжение

Слайд 10

Кричат – наст.время , 3 лицо Заливается – наст.время , 3 лицо Булькает – наст.время , 3 лицо Самопроверка

Слайд 11

Ответы на тест А Г В Г Б Б Отметка «5» - 0 ошибок Отметка «4»- 1-2 ошибки Отметка «3» – 3-4 ошибки Отметка «2» – 5 ошибок

Слайд 12

Домашнее задание Выучить кластер, стр. упр.



Предварительный просмотр:

Глагол – это___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Морфологические признаки глагола

  1. ________________

      ___________________                                                     ________________________

  1. ___________________

_______________                      _____________________        _____________________

  1. ___________

__________________                   _____________________       ____________________

  1. _____________

1 _________________                       2_________________        3__________________

5.__________________

Синтаксическая роль

Глагол в предложении может быть _ ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления и здоровьесберегающей....

Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе (7 класс)

Технолггическая карта урока русского языка в инклюзивном классе по теме "Деепричастие" (7 класс). Втехнологической карте подробно представлена работа с обусающимсяс ОВЗ(ЗПР)....

Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе (7 класс)

В технологической карте подробно представлена работа с обучающимся с ОВЗ(ЗПР)....