Открытый урок по теме " Наречие как часть речи"
план-конспект занятия по русскому языку (7, 8, 9 класс)

Жданова Наталья Сергеевна

Урок проводится в разновозрастной предпрофильной группе 7-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О: Жданова Наталья Сергеевна

Место работы: МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

Должность: учитель

Предмет: русский язык

Тема занятия: Наречие как часть речи

Номер и место занятия в теме: 2 день

Пояснительная записка

Урок проводится в разновозрастной предпрофильной группе 7-9 классов. По содержанию урок интегрированный (русский язык и литература), учащиеся, используя текст поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин», повторяют и систематизируют материал по теме «Наречие», изученный в 5- 6 классах.

Класс разделён на 3 группы, в каждой группе выбраны командиры.

В соответствии с ООП ООО МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», учебный процесс проходит в режиме недельного погружения в предмет. Второй день погружения разработан согласно авторской (К.В. Билан, Т.В. Гаммершмидт, Ю.А. Зуева, Т.В. Коршунова) программы «Словесность» для 6-11 классов, рецензия ИПКРО, 2014 год. Ниже представлен урок 5 второго дня погружения.

Открытый урок

Тема: Наречие как часть речи.

Дата проведения: 13.02.2022

Группа: разновозрастная предпрофильная группа №8 (7-9 классы) 

Технология: технология разновозрастного обучения (организация образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия), технология развития критического мышления.

Форма учебной деятельности обучающихся: групповая работа, индивидуальная, фронтальная

Средства обучения, техническое оборудование: предложения из текста поэмы А.Т. Твардовского поэмы «Василий Тёркин».

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие», умение распознавать наречие в текстах художественной литературы (на примере поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»), расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий; способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости при чтении текстов.


Планируемые предметные результаты

Личностные

-сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, уважение к боевому подвигу советского солдата;

-осознание общечеловеческих ценностей, отражёнными в текстах литературных произведений;

-совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

Метапредметные 

-самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

-устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

-обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

Предметные

-знать о наречии как части речи;

- уметь находить наречия в тексте и использовать наречия в письменной и устной речи.

                                                            Ход урока

1. Организационный этап

На доске написан эпиграф урока: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»        (И. С.Тургенев). Готовность к уроку.

2.Актуализация знаний

Учитель:                                                                                                                                                 Ребята, продолжаем работать! Я знаю, что вы любите отгадывать кроссворды, ребусы, загадки. Предлагаю вам отгадать загадку-шутку.

Как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?

Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Молодцы! Что общего у этих слов! (отвечают на вопрос когда и являются наречием.) Теперь, я думаю, вы без труда сможете определить тему нашего урока. (Будем говорить о наречии).

Что вы помните о наречии?

Запишите это в своей таблице «ЗУХ» в графе «знаю» (Лист сопровождения)

Знаю

Узнал

Хочу знать

Проверка задания. Учитель: что прописали в 1 графе таблицы?


I. Вызов 
На доске закрепить ключевое слово – «Наречие». Работа в группе.

Задание: составить кластер к слову «наречие».

Проверяем   кластер (представитель от каждой  группы  называет содержание блока) Это значение, вопросы, морфологические признаки, роль в предложении, степени сравнения, разряды наречий.

На столах у вас есть статья о наречии, прочитайте её, дополните свой кластер.

                                                             Наречие

Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

       Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

         Проще всего это оказалось сделать с прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

     Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратили в приставку, окончание – в суффикс. И получается из одного существительного куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, сверху.

     И с прилагательными тоже получилось. Вот прилагательное новый. С суффиксом -о и разными приставками получается: заново, снова, вновь.

Потом наречия добрались и да числительных. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое.

     Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку. Они могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д.

     В предложении наречие чаще всего выражено обстоятельством и подчёркивается -.-.-.-.-.-.-.-.

-Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи?  Что еще можно добавить в кластер? (1. образованы наречия от сущ., прилагательных, числительных, 2. Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку)

Заполните таблицу ЗУХ графу «Узнал»


II. Стадия осмысления содержания.

 Учитель: с теорией справились, закрепим ее на практике.

Индивидуальное задание: выписать из текста поэмы «Василий Тёркин» наречия, определить их разряд. (Отрывки произведения даны в раздаточном материале)

1.В первом взводе сон пропал,
Вопреки уставу.

2.И несмело у него

Просят: — Ну-ка, на ночь

Расскажи еще чего,

Василий Иваныч…

2.Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

  1. Вот и все, что Теркин вкратце

                     Вам имеет доложить.

4.Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.

5.Смерть в бою свистела часто

   И минет ли в этот раз?

  1. Позади шумит протока,
    И кругом — чужая ночь.
    И уже он так далеко,
    Что ни крикнуть, ни помочь
  2. И покамест неизвестно,

              Кто там робкий, кто герой,

  1. Чутко дышит берег этот
    Вместе с теми, что на том
    Под обрывом ждут рассвета,
    Греют землю животом, … 
  2. Старшина паек им пишет,

              А по почте полевой

             Не быстрей идут, не тише

             Письма старые домой,

  1. Видят — маленькая точка
    Показалась вдалеке:

11.Взвод на правом берегу

          Жив-здоров назло врагу!

Задание творческое: дополните запись тремя своими примерами.

Проверка задания.

Учитель: Какие черты имеет герой поэмы «Василий Тёркин»?

(Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль)
Задание: выполнить морфологический разбор наречия в словосочетании   показалась вдалеке

(план разбора дан на карточке – информатор в раздаточном материале)
Двигаться вперед

I.  Вдалеке-наречие, обозначает признак действия;

II. Показалась (где?) вдалеке, неизменяемое, наречие места;

III. В предложении является обстоятельством.

Физкультминутка

 Учитель: медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, невысоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (Правильный ответ: 6) Молодцы!

 Задание: учитель читает отрывок из поэмы «Василий Тёркин», дети выписывают   наречия и подбирают к ним синонимы.

Немец был силен и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
Он стоял, как на подковах,
Не пугай — не побежит.

Он ударил, не стращая,
Бил, чтоб сбить наверняка.
И была как кость большая
В русской варежке рука…

И еще на снег не сплюнул
Первой крови злую соль,
Немец снова в санки сунул
С той же силой, в ту же боль
.
Проверка работы. Наречия: ладно-ловко, крепко-хорошо, наверняка- точно, снова- вновь

Учитель:
Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что и говорит о богатстве и красоте нашего языка.

Недаром И.С. Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Обратиться к таблице «ЗУХ»

- Что вы узнали на уроке?

Зафиксируйте во второй колонке таблицы.

- Что нам еще предстоит узнать? (Правописание наречий)

III. Рефлексия 

а) Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
«Работал – (хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)»

б) Сочините синквейн.

Вы помните, что слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример:                                                      

Наречие

Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое

Поясняет, уточняет, раскрывает.

Наречие обогащает нашу речь.

Уточнение.


Домашнее задание: повторить теорию о наречии, составить небольшой рассказ на тему «Образ русского солдата» с использованием наречий. Наречия подчеркнуть, указать разряд.

Учитель: спасибо, ребята, за урок! Мне интересно было с вами  вспомнить поэму «Василий Тёркин» и поговорить об удивительной части речи- наречии.

Приложение

Раздаточный материал

1. Наречие

Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

       Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

         Проще всего это оказалось сделать с прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

     Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратили в приставку, окончание – в суффикс. И получается из одного существительного куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, сверху.

     И с прилагательными тоже получилось. Вот прилагательное новый. С суффиксом -о и разными приставками получается: заново, снова, вновь.

Потом наречия добрались и да числительных. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое.

     Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку. Они могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д.

     В предложении наречие чаще всего выражено обстоятельством и подчёркивается -.-.-.-.-.-.-.-.

-Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи?  Что еще можно добавить в кластер? (1. образованы наречия от сущ., прилагательных, числительных,2. Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку)

2.  Отрывки из поэмы «Василий Тёркин»

 В первом взводе сон пропал,
Вопреки уставу.

2.И несмело у него

Просят: — Ну-ка, на ночь

Расскажи еще чего,

Василий Иваныч…

2.Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

  1. Вот и все, что Теркин вкратце

                     Вам имеет доложить.

4.Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.

5.Смерть в бою свистела часто

          И минет ли в этот раз?

  1. Позади шумит протока,
    И кругом — чужая ночь.
    И уже он так далеко,
    Что ни крикнуть, ни помочь
  2. И покамест неизвестно,

            Кто там робкий, кто герой,

  1. Чутко дышит берег этот
    Вместе с теми, что на том
    Под обрывом ждут рассвета,
    Греют землю животом, … 
  2. Старшина паек им пишет,

              А по почте полевой

             Не быстрей идут, не тише

             Письма старые домой,

  1. Видят — маленькая точка
    Показалась вдалеке:

11.Взвод на правом берегу

          Жив-здоров назло врагу!

3.

Немец был силен и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
Он стоял, как на подковах,
Не пугай — не побежит.

Он ударил, не стращая,
Бил, чтоб сбить наверняка.
И была как кость большая
В русской варежке рука…

И еще на снег не сплюнул
Первой крови злую соль,
Немец снова в санки сунул
С той же силой, в ту же боль

  1. Морфологический разбор наречия

Морфологический разбор наречия. Морфологический разбор наречия осуществляется по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки: а) разряд по значению; б) неизменяемость; в) у наречий на -о,- е степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС

Конспект урока, который является первым в теме...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Разработка урока открытия нового знания в 7 классе...

Конспект урока по теме: "Наречие как часть речи".

Урок предназначен для формирования у учащихся знаний о правильном написании наречий....

Технологическая карта открытого урока по теме "Наречие как часть речи". 7 класс

Цель урока: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении....

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Цель урока:          создать условия для повторения и закрепления у  обучающихся  общего представления о наречии как части речи...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...