Повторение изученного материала по теме «Причастие».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Иксанова Вероника Римовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_izuchennogo_materiala_po_teme_prichastie.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 38. Повторение изученного материала по теме «Причастие».

Цели: восполнить пробелы в знаниях учеников; развивать орфографическую зоркость; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников.

Планируемые результаты: владение изученным материалом; умения обнаруживать и устранять недочеты в своей работе; владение навыками монологической речи; умение работать с текстами.

 I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).

II. Лингвистическая разминка

1. Выполнение разборов у доски

В лесу3 дрожали от холода березы, усыпанные3 сусальной позолотой4.

2. Работа слабоуспевающих учеников с карточками.

3. Орфографическая минутка

III. Определение темы и задач урока.

Сегодня мы с вами завершаем разговор о причастии. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Какие задачи мы сегодня должны решить?

Ответы учащихся: Обобщить и систематизировать материал по теме: «Причастие», проверить свой уровень знаний по теме, совершенствовать свои орфографические навыки, развивать речь.

Определите задачи урока:

1. Обобщить и систематизировать материал по теме: «…..»

2. Повторить знаки… в причастном обороте, орфограммы в …причастий.

3. Закрепить навыки выполнения морфологического… причастий.

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа.

Ребята! Сегодня мы должны с вами повторить все, что касается причастий

1. Фронтальный опрос.

1).Причастие – это…

2).Причастия бывают…

3).В предложении причастия бывают…

4).Причастный оборот – это…

5).В предложении причастный оборот является…

6).Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если…

7).Действительные причастия обозначают признак, который…

8).Страдательные причастия обозначают признак, который…

9).Суффиксами действительных причастий настоящего времени являются…

10).Суффиксами действительных причастий прошедшего времени являются..

11). Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются…

12).Суффиксами страдательных причастий прошедшего времени являются…

13).Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как…

14).Краткую форму имеют…

15).В краткой форме причастия изменяются…

16).В предложении краткие причастия являются…

17).Две буквы Н пишутся в суффиксах…

18).Одна буква Н пишется в суффиксах…

19).НЕ пишется с причастиями раздельно…

20).НЕ пишется с причастиями слитно…

Следующая станция «Грамматическая». Пункт «Найди меня»

Ребята, вы должны найти причастия в четверостишиях из произведений С.Есенина, выписать и определить тип причастия (действительное или страдательное).

  1. Край ты мой заброшенный,

      Край ты мой, пустырь,

      Сенокос некошеный,

      Лес да монастырь.

  1. С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

  1. В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, -

И кажется, с тропы далекой –

Вода качает берега.

  1. О край дождей и непогоды,

Кочующая тишина,

Ковригой хлебною над сводом

Надломлена твоя луна.

Учащиеся обмениваются тетрадями, выполняется взаимопроверка.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Синеющий, качающихся,

затихшем, кочующая.

Заброшенный, надломлена.

Примечание: в четверостишиях Сергея Есенина есть отглагольное прилагательное – некошеный.

Мы с вами отправляемся дальше. Впереди нас следующее испытание.

«То слитно, то врозь».»

- Нужно отнести словосочетание  в 1 или во 2 столбик. (1 столбик – причастие с НЕ слитно, 2 столбик - раздельно).

(Не) греющее солнце, (не) засеянное еще поле, (не) закончена,

(не) умолкающий гул, калитка (не) закрыта, (не) погасший костер, (не) окрепший лед; (не) засеянные, а вспаханные поля;  ничем (не) огороженный сад, (не) доумевающий взгляд, (не) спавший от боли, (не) пролазная чаща,  (не) жданный успех.

Ключ:
Не пишется слитно

Не пишется раздельно

Негреющее солнце, неумолкающий гул, непогасший костер, неокрепший лед, недоумевающий взгляд, непролазная чаща,  нежданный успех.

Не засеянное еще поле,

не закончена, калитка не закрыта, не засеянные, а вспаханные поля;  ничем не огороженный сад, не спавший от боли.

Игра «Рассуждай-ка».

Мы повторили теорию, попрактиковались – теперь самое время проверить себя. Самостоятельную работу вы выполняете на карточке, которая лежит у вас на парте.

Задание: ребята, запишите только суффиксы причастий, правильно выбрав гласную.

Задания.

1) Скач..ий,                    2) вид..мый,                 3) черт..щий,

 4) стел..ий,                   5) подгоня..мый,         6) леч..щий,

7) кле..ий,                  8) освеща..мый,            9) се..щий,

10) пиш..ий,            11) кол..ийся,                12) слыш..мый.

Взаимопроверка.
Два ученика (читают ответы): скачущий, видимый, чертящий, стелющий, подгоняемый, лечащий, клеящий, освещаемый, сеющий, пишущий, колющийся, слышимый.

- В чем разница между причастиями сеющий и подгоняемый? (Сеющий -  действительное причастие, подгоняемый - страдательное.)

 ««Н и НН в причастиях».» (4 мин)

Задание: ребята, спишите словосочетания, вставив одну или две буквы Н.

Составьте с одним из словосочетаний предложение и сделайте синтаксический разбор данного предложения.

Окруже(н,нн)ый врагами; аллея усыпа(н,нн)а листьями; машины, груже(н,нн)ые товаром: картина, писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками; смышлё(н,нн)ый мальчик; посаже(н,нн)ый отец; тучи рассея(н,нн)ы; незапряже(н,нн)ая лошадь; кабинет, оборудова(н,нн)ый по последнему слову техники.

 Взаимопроверка.
Окруженный врагами; аллея усыпана листьями; машины, груженные товаром, картина, писанная масляными красками; смышлёный мальчик; посаженый отец; тучи рассеяы; незапряженная лошадь; кабинет, оборудованный по последнему слову техники.

Физминутка

Выпишите слова с пропущенными орфограммами. Объясните правописание слов. Выполните морфологический разбор выделенных слов. (Два ученика работают у доски). Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

Горы еще не освещенные солнцем выделялись на посветлевш(ем,им) небе. На темном фоне гор покрытых непроходимыми лесами проносились клочья тумана а внизу стояли непроница(ем,им)ые сумерки.

Ключ:

На посветлевшем небе.

Гор покрытых

Посветлевшем – причастие.

  1. На небе (каком?) – посветлевшем.

Н.ф.- посветлевший.

II. Пост. -  действ, прош. вр., сов., полная форма вид; непост. – в П.п., ед. ч., ср.р.

  1. III. На небе (каком?) – посветлевшем.

Покрытых – причастие.

  1. Гор (каких?) – покрытых.

Н.ф.- покрытый.

II. Пост. -  страд, прош. вр., сов., полная форма ; непост. – в Р.п., во мн ч.

  1. Гор (каких?) – покрытых.

Домашнее задание

Повторить параграфы 12-27, подготовиться к контрольной работе.


Итоговое повторение темы «Причастие»

1. Найдите причастия, выпишите и определите тип причастия (действительное или страдательное).

  1. Край ты мой заброшенный,

      Край ты мой, пустырь,

      Сенокос некошеный,

      Лес да монастырь.

  1. С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

  1. В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, -

И кажется, с тропы далекой –

Вода качает берега.

  1. О край дождей и непогоды,

Кочующая тишина,

Ковригой хлебною над сводом

Надломлена твоя луна.

2. Разделите слова на два столбика: 1 столбик правописание Не с причастиями слитно, 2 – Не с причастиями раздельно

(Не) греющее солнце, (не) засеянное еще поле, (не) закончена,  (не) умолкающий гул, калитка (не) закрыта, (не) погасший костер, (не) окрепший лед; (не) засеянные, а вспаханные поля;  ничем (не) огороженный сад, (не) доумевающий взгляд, (не) спавший от боли, (не) пролазная чаща,  (не) жданный успех.

3. Спишите, вставляя Н или НН, обозначьте условия выбора орфограммы

Окруже(н,нн)ый врагами; аллея усыпа(н,нн)а листьями; машины, груже(н,нн)ые товаром: картина, писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками; смышлё(н,нн)ый мальчик; посаже(н,нн)ый отец; тучи рассея(н,нн)ы; незапряже(н,нн)ая лошадь; кабинет, оборудова(н,нн)ый по последнему слову техники.


Карточка «Суффиксы причастий»

Вставьте необходимую букву в суффиксы причастий

1) Скач..ий,            

2) вид..мый,         

3) черт..щий,

4) стел..ий,              

5) подгоня..мый,

6) леч..щий, 

7) кле..ий,                

8) освеща..мый,    

9) се..щий,

10) пиш..ий,      

11) кол..ийся,        

12) слыш..мый.

Карточка «Суффиксы причастий»

Вставьте необходимую букву в суффиксы причастий

1) Скач..ий,            

2) вид..мый,         

3) черт..щий,

4) стел..ий,              

5) подгоня..мый,

6) леч..щий, 

7) кле..ий,                

8) освеща..мый,    

9) се..щий,

10) пиш..ий,      

11) кол..ийся,        

12) слыш..мый.

Карточка «Суффиксы причастий»

Вставьте необходимую букву в суффиксы причастий

1) Скач..ий,            

2) вид..мый,         

3) черт..щий,

4) стел..ий,              

5) подгоня..мый,

6) леч..щий, 

7) кле..ий,                

8) освеща..мый,    

9) се..щий,

10) пиш..ий,      

11) кол..ийся,        

12) слыш..мый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного материала по теме "Лексика"

Данный урок, включающий игровые моменты, позволяет повторить и обобщить изученный материал по теме "Лексика". Презентация иллюстрирует некоторые моменты урока....

Повторение изученного материала по теме" Квадратные уравнения" 8 класс

В работе показан один из способов обобщения и систематизации изученного материала с использованием ИКТ.К работе приложена призентация и доклад ученика....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"».

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"»....

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Технологическая карта урока "Повторение изученного материала по теме "Причастие""

Технологическая карта урока позволит комплексно повторить материал по теме "Причастие"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....